СИТО-РЮ КЭНПО-КАРАТЭ
Стиль окинавского каратэ, созданный Уэчи Ка-нэем (1905 г. р.), которого надо отличать от другого Уэчи Канэя, из стиля Уэчи-рю. Этот Уэчи родом из деревни Утэнбару на Окинаве, с детства он изучал каратэ, искусство владения алебардой (нагината-дзюцу) и копьем (яри-дзюцу) под руководством своего деда и дяди.
В 1929 году в Осака он стал учеником Мабуни Кэнва (создателя Сито-рю) и через б лет получил от него степень 2-й дан. Еще через два года, в 1937-м, он открыл свое первое додзё в Осака. В 1942-м Мабуни присвоил ему степень 4-й дан, а в 1948 году мастер Уэчи Канэй вернулся на Окинаву, где основал школу Сито-рю-кэнпо-каратэ.
В этом стиле 13 основных ката: 5 ката Пинан, 2 ката Пассай, а также Годзюсихо, Кусанку, Сан-чин, Сэйпай, Сэйсан, Сэйюнчин.
СУБАК-ДО
Это корейское боевое искусство, в котором сохранилось наибольшее число элементов древних систем. В соответствии с восточной традицией, считается, что ему около 2-х тысяч лет, и. что основной период своей истории оно держалось в тайне, передаваясь от учителей весьма ограниченному кругу учеников. Впрочем, достоверно известно, что в одном из древних государств на Корейском полуострове — Пэкчё (I век до н.э. — 668 год н.э.) — в самом деле существовало боевое искусство под названием «субак». Последователи этой системы говорят, что впервые техника «субак» была частично открыта в 1790 году, когда был отпечатан трактат Ли Донму «Муетоботхонч-жи» (имеется в виду приведенный там комплекс приемов кулачного боя, который назван в трактате Хёнгакквон).
С этого времени субак перестал храниться в тайне, но по-прежнему преподавался довольно ограниченному числу учеников, теперь уже не из-за соображений секретности, а по причине общего снижения интереса в стране к национальным школам рукопашного боя, и к военному искусству вообще. И только в 1945 году мастер-хранитель стиля Хван Ки (10-й дан) открыл в Сеуле школу, доступную всем желающим. С 1960 года субак-до начал распространяться за пределами Кореи. В настоящее время в мире насчитывается примерно 135 тысяч последователей этого корейского искусства. Подавляющая их часть живет в республике Корея. Кроме нее, субак-до практикуют в США,. Малайзии, Англии, Италии, Бельгии, Греции, Франции.
Практикующие субак люди считают, что это искусство нельзя однозначно отнести ни к жесткому виду (типа традиционного каратэ), ни к мягкому (типа тайцзи-цюань). Скорее, оно занимает промежуточное положение, так как сочетает в себе жесткие резкие атаки и мягкие защиты. Практика субак складывается из 4-х основных разделов: изучения базовой техники (включающей различные удары и блоки руками и ногами), формальных упражнений (напоминающих «хюн» и «пхумсэ» в тхэквондо), вольного боя и изучения приемов защиты от захватов и от вооруженного нападения (этот раздел называется «хосин-суль»). Для получения черного пояса степени первый дан необходимо, в частности, свободно выполнять 13 комплексов формальных упражнений.
Основные удары ногой — это прямые удары вперед, в сторону, назад, а также круговой и назад с разворота. Все они наносятся по уровню выше пояса (характерная для корейских систем «высокая нога»). Есть удары коленями и локтями. Удары кулаком производятся из исходного положения рук возле груди, сложенных как бы для молитвы (в этом есть глубокий смысл, данное положение указывает на стремление защищать центральную линию тела), Вольный бой ученики практикуют после получения желтого пояса (8-й гып), то есть через полгода-год после начала обучения. Большое значение в процессе тренинга придается правильному дыханию и качественной разминке всех основных мышц, суставов и связок.
В уставе школы Субак-до говорится, что главная цель практики этого боевого искусства заключается в воспитании уважения к жизни, во всех ее проявлениях. Надо уважать свою жизнь, а потому уметь ее защищать. Надо уважать жизнь тех, кто нуждается в покровительстве, защищая их от преступных посягательств. И надо уважать жизнь врага, оставляя ему шанс на то, чтобы остаться живым.
СУМО
Национальная борьба японцев, зародившаяся в глубокой древности, еще до нашей эры. Однако первые достоверные сведения о проведении состязаний сумо относятся только к 642 году, когда по указанию императора при дворе состоялся праздник в честь корейского посла. В программу этого праздника были включены соревнования по борьбе сумо между воинами дворцовой стражи и корейскими воинами из охраны посла. С этой даты состязания по сумо при дворе проводились ежегодно. Они были приурочены к Танабата, празднику окончания уборки риса (по-японски «су-маи», отсюда и название борьбы. Дело в том, что борцовские состязания по случаю завершения уборки риса входили в развлечения крестьян и горожан задолго до начала дворцовых турниров.
Специально отобранные для чемпионата борцы (около 40 человек), представляли различные провинции и области страны.
Во время соревнований они выступали двумя командами — от придворной гвардии правого и левого крыла. За самым перспективным тяжеловесом, лидером команды, называвшимся хотэ, по старшинству следовали сначала ваки и далее борцы еще семнадцати степеней по убывающей. Главный турнир, во, время которого проходили схватки между мастерами равных степеней от обеих команд, проводился в один день. Затем следовали командные турниры «на выбывание участников» и абсолютное первенство. Схватки проводились не на помосте, как в наши дни, а на ровной песчаной площадке. Главным отличием тогдашнего сумо от его позднесредневековых и современных аналогов было отсутствие четких правил и ограничений, что нередко приводило к тяжелым травмам.
По команде судьи борцы без лишних церемоний сходились и начинали бой. Кроме общепринятых ныне приемов разрешалось использовать также удары руками и ногами в любую часть тела. По окончании каждой схватки члены судейской коллегии, выделенные от гвардии правого и левого крыла, громогласно объявляли победителя и втыкали в землю стрелу. Впоследствии по количеству стрел подводились итоги соревнований. Судьями были знатные военачальники. Если же они не могли прийти к единому мнению, в качестве верховного арбитра приглашался сам император, чей приговор звучал как глас синтоистских божеств, в честь которых и устраивалось празднество.
Последний турнир ритуального придворного сумо состоялся в 1174 г., в правление императора Такакуры. Вскоре после того началась великая смута Гэмпэй — затяжная кровопролитная война между самурайскими кланами Тайра и Минамото. Результатом войны явилось физическое уничтожение цвета рыцарства рода Тайра. В стране свирепствовали голод и эпидемии. Императорский двор бежал из Киото. После долгих скитаний и унижений дворцовая аристократия была низведена до положения хранителей обветшавших традиций. Реальная власть перешла в руки военных самурайских диктаторов — сёгунов.
С этой поры началось размежевание сумо на ритуально-спортивное и боевое. В первом были строго-настрого запрещены удары, ранее весьма популярные. А боевой вариант послужил основой для возникновения борьбы в доспехах на поле боя — «ёрои-куми-учи» и «когусоку-но-мавари». Турниры по боевому сумо проводились при дворах удельных князей (даймё), либо в военных лагерях. Они являлись хорошей проверкой воинского мастерства самураев, а заодно неплохим развлечением для этих суровых воинов. Ритуальное сумо все больше -и больше превращалось в народное зрелище, тем более, что при императорском дворе турниры теперь устраивались редко, иногда с перерывами в десятки лет.
Прекращение междоусобных войн в начале XVII века привело к установлению долговременного правления династии сёгунов Токугава (1611—1868). Бурный рост ремесел и развитие купеческого промысла в таких центрах, как Киото, Осака, Эдо, вызвали к жизни колоритную городскую культуру. В эпоху Токугава творили великие поэты, писатели, художники. Большинство ныне признанных школ воинских искусств — фехтования, борьбы, стрельбы из лука — также возникло в мирную эпоху Токугава, когда оставшиеся не у дел служилые самураи дружно занялись шлифовкой воинского мастерства, доводя его до виртуозности.
Золотой век наступил и для сумо, которое наряду с театром кабуки превратилось в любимое развлечение горожан. Могучие рикиси, как и утонченные актеры кабуки, становились кумирами всего взрослого населения городов. Славу их можно было сравнить разве что со славой современных звезд мирового футбола.
С 1791 г. сумо превратилось в цеховой промысел. В выступлениях бродячих борцов запрещено было пользоваться приемами сумо.
В эпоху Токугава окончательно оформились 72 канонических приема сумо, закрепился ритуал турниров, усовершенствовались правила соревнований, которые в неизменном виде дошли до наших дней.
Ринг для борьбы сумо — дохё — представляет собой помост, приподнятый на 61 сантиметр над землей и покоящийся на прочном глиняном основании. Помост ограничен огромными жгутами из рисовой соломы, концы которых врыты в землю. Схватка проходит на внутреннем круге диаметром чуть более 4,6 м. Во дворцах спорта навес над рингом, напоминающий по форме крышу синтоистского храма, подвешивается к потолку зала. Раньше он поддерживался столбами по углам. С «крыши» свисают драпировки с четырьмя кистями, символизирующими времена года.
В схватке побеждает тот, кто заставит противника коснуться пола любой частью тела — коленом, рукой, головой... или вынудит его выйти за пределы ринга. Правила строго запрещают удары кулаком, пальцами или ребром ладони, а также пинки ногами в грудь и живот, атаку в горло и в пах. Отсутствие весовых категорий нередко приводит к тому, что встречаются явно неравносильные партнеры. Хотя техника, бесспорно, играет немаловажную роль в сумо, последнее слово обычно остается за борцом с большей массой.
Участники соревнований делятся, по традиции, на две команды — «Восток» и «Запад». Список участников возглавляют борцы пяти высших рангов, входящих в категорию макуути. Это абсолютный чемпион (ёкодзуна), просто чемпион (одзэки) и далее — сэкивакэ, комусуби, маэгасира. Последняя группа объединяет рядовых борцов, а четыре первых являются элитарными. За маэгасира идут низшие ранги — дзюрё, маку сита и другие. Общее число борцов «макуути» по традиции составляет 64 человека (из более чем 900 профессиональных сумоистов Японии). Турниры открываются схватками борцов низших рангов и заканчиваются поединком чемпионов в финале.
Титул ёкодзуна появился около трехсот лет назад. С тех пор этого титула удостоились не-более пятидесяти борцов. Ёкодзуна занимает особое положение в мире сумо. Даже потерпев несколько поражений, он не теряет своего титула до тех пор, пока не уйдет в отставку «по собственному желанию». Чтобы претендовать на титул ёкодзуна, борец должен как минимум дважды выйти победителем на больших чемпионатах, добившись звания одзэки. Он должен также зарекомендовать себя с лучшей стороны в глазах судей и собратьев по рингу.
В начале XVIII в. титул ёкодзуна несколько лет сохранял Маруяма Гонтадзаэмон, по японским меркам — великан ростом 193 см, с огромной круглой шишкой на голове. Злополучная шишка и побудила его взять псевдоним Маруяма — «Круглая гора». Другой чемпион того же времени родом из Киото, Инадзума Райгоро, был чуть пониже — 188 см, хотя для средневековой Японии это тоже фантастическое достижение, — но зато пошире в плечах и побольше в объеме. Инадзума дожил до 80 лет, что нечасто случается с рикиси. Ёкодзуна Дзиммаку Хисагоро (рост 173 см, вес 135 кг), современник и участник революции Мэйдзи (1868 г.). За десять лет выступлений в чемпионатах он выиграл 91 бой при шести поражениях, заслужив прозвище Макэдзуя — «Не возьмешь!» Сочувствуя мятежным самураям Са-цумы, которые подняли восстание в защиту старого режима против реставрации императорской власти и «открытия страны» для иностранцев, Дзиммаку на несколько лет бросил спорт. Затем он все же вернулся к любимому делу и возглавил осакскую федерацию сумо.
В конце XIX в. жил самый высокий из зарегистрированных доныне чемпионов — Оодзуцу Ма-нъэмон (рост 197 см, вес 131 кг). Псевдоним его означал «Большая пушка»...
Схватке сумоистов непосредственно предшествует психологическая борьба, сикири. Сжав руки в кулаки, слегка Нагнувшись вперёд, борцы медленно сходятся и останавливаются на расстоянии шести-десяти сантиметров друг от друга. При этом они сверлят друг друга взглядом, пытаясь мысленно уничтожить противника. В средние века, когда сикири не было ограничено временем, случалось, что один из партнеров пасовал перед грозным взглядом и сдавался без боя. Впервые ограничение до десяти минут ввели только в 1928 г. Затем время сикири сократили до семи минут, а с 1950 г. — до двух-четырех минут.
Сама схватка длится пять-семь минут и изобилует напряженными моментами, что особенно остро ощущается благодаря исполинским размерам участников.
Самое удивительное в сумо — это, бесспорно, сами рукиси, «силачи», поражающие воображение мощью, здоровьем, дородством и необычайной гибкостью.
В клубы сумо учеников принимают в возрасте 10—15 лет. Хотя предпочтение отдается мальчикам крепкого сложения и высокого роса, никто из них, конечно, даже отдаленно не напоминает знаменитых гигантов ринга. Формирование тела борца происходит исключительно в процессе тренировок, за счет увеличения мышц и наращивания веса. Например, современный сумоист Кита-но Фудзи в начале занятий, будучи юношей, весил 72 кг., а в категорию сильнейших вошел с весом 132 кг. Другой борец — Котодзакура сначала весил 82 кг, а в процессе тренировок прибавил еще 72 кг.
День сумоиста обычно строится по расписанию. Подъем с первыми лучами солнца, утренний туалет, затем примерно с шести утра натощак начинается тренировка, которая длится четыре-пять часов, требуя полной отдачи сил и предельной концентрации. В одиннадцать большой перерыв. Борцы принимают горячую ванну (фуро) и завтракают. К этому времени они нагуливают хороший аппетит и едят без всяких ограничений, сколько душа просит. Установлено, что в среднем рикиси съедает пять-шесть обычных порций.
Завтрак тяжеловесов всегда состоит из тян-ко — высококалорийного и достаточно вкусного мясного блюда наподобие рагу с овощными приправами, иногда с рисовым гарниром. Готовится тянко в котле на медленном огне, и секрет его приготовления должен знать каждый сумоист, так как в клубе выделяют специальных дежурных по кухне, которые поочередно готовят трапезу на весь коллектив. Японцы утверждают, что само слово тянко заимствовано из нагасакского диалекта, где оно и означает «китайское рагу».
После завтрака следует двух-трехчасовой сон, необходимый для усвоения пищи и восстановления затраченной энергии. Затем кратковременная тренировка и легкий ужин. Любопытно, что рики-си в отличие от прочих спортсменов не ограничивают себя в спиртном. За ужином им разрешается выпить добрую толику пива или сакэ.
Хотя едят гиганты всего два раза в день, их рацион в сочетании с режимом способствует быстрому наращиванию мышц и жировой прослойки. Замечено, что наиболее активно сумоист толстеет до достижения звания мастера (дзюрё), а потом стабилизируется и только поддерживает вес, который очень важен в борьбе без весовых категорий.
Культура тела в сумо развита чрезвычайно. Интересно, что после ухода «в отставку» многим рикиси удается путем специальной диеты в течение одного-двух лет вернуться к нормальному весу, превратившись в «обычного» человека. Помимо питания важную роль при этом играют массаж, водные процедуры, изощренные ежедневные упражнения на гибкость и на растяжку, которые позволяют тучному борцу с легкостью выполнять гимнастический мостик, «шпагат» и тому подобные сложнейшие фигуры. Подчеркнутое внимание к телу и постоянная забота о его весьма свообразной красоте составляют неотъемлемую часть быта рикиси. Наиболее ярким подтверждением этого культа, вероятно, служат колоритные прически, которым борцы придают не меньшее значение, чем средневековые гейши придавали своим замысловатым куафюрам.
Волосы, собранные в узел на темени, позволяют в наши дни безошибочно выделить борца сумо в толпе. Когда в 1871 г. император Мэйдзи издал указ о стрижке волос, только рикиси благодаря покровительству высокопоставленных чиновников правительства избежали общей участи. Высокая прическа, по убеждению сумоистов, не только служит атрибутом традиционного декора, но и амортизирует удар при падении. Нынешние прославленные рикиси, как и их предшественники в эпоху Токугава, с гордостью носят на голове ои-тёмагэ — пышный узел в форме листа дерева гингко. Их собратья, не достигшие еще звания мастера, довольствуются более скромной прической — тён-магэ.
СЭЙДО-ДЗЮКУ
Стиль японского каратэ, основанный в-1976 г. в США мастером Накамура Тадаси (1942 г.р.). С 1954 года по 1976 (т.е. с 12 лет до 34-и). Накамура был учеником и помощником Ояма Масутацу, великого мастера каратэ XX века. За этот период Накамура достиг многого: в 19 лет стал обладателем 2-го дана; в 23 года успешно провел знаменитые «сто боев»; годом позже нокаутировал в Бангкоке чемпиона муай-тай Тан Салена, прозванного «зеленый тигр»; в течение 10 лет отвечал за распространение каратэ Кёкусин в США, и т.д.
Однако вскоре после первого чемпионата мира Кёкусинкай, состоявшегося в Токио в ноябре 1975, Накамура вышел из этой организации.Он учредил Всемирную организацию Сэйдо-каратэ. Технически новый стиль весьма близок стилю Кёкусин-рю. Основное различие в том, что Накамура, в отличие от Оямы, является убежденным сторонником использования на соревнованиях протекторов, защищающих тело. В этом стиле 9 ката: 2 ката Гэкисай, а также Канку, Санчин, Сайха, Сэйюнчин, Тэнсё, Цуки-но-ката, Янцу.
СЭНЪЭ
(Дорога жизни)
Школа каратэ, популярная в Российской федерации. Она возникла примерно 25 лет назад в виде Центральной школы каратэ в Москве, которой руководил А. Б. Штурмин. В начале 80-х годов от ЦШК отделилась группа в количестве 76 человек во главе с Т.Р. Касьяновым. В конце 1989 года на базе этой группы возникла Федерация рукопашного боя СССР (после 1991 года — России). В ее рядах насчитывалось тогда около 50 тысяч человек, среди которых было много военнослужащих, сотрудников МВД и КГБ. Еще позже школа Сэнъэ продолжила свое существование в рамках Федерации рукопашного боя и традиционного каратэ России. Ее бессменным лидером является Тадеуш Касьянов, занимавшийся в юности боксом (призер чемпионата Москвы) и самбо (у А.А. Харлампиева). С самого начала в школе имело место смешение корейских, японских и советских элементов рукопашного боя. Это отразилось и в терминологии, и в технике, и в аттестационных требованиях, практически во всем.
«Кодекс чести» школы Сэнъэ сформулирован в форме «семи заповедей»:
1. Чти учителя, уважай старших и будь преданным Школе;
2. Помоги Школе, и Школа поможет тебе;
3. Сюда приходишь по желанию, но уходишь по реше-- нию товарищей;
4. Инструктором Школы может стать лишь тот, для кого совершенствование своей души и тела является делом всей жизни;
5. Не могут быть прощены предательство, трусость, подлость, двуличие;
6. Не применяй свои знания в ущерб другому, помоги слабому;
7. Не спрашивай, сколько противников и какие они. Где они? Вот твой принцип.
Техника школы Сэнъэ является универсальной. Она позволяет вести бой и на дальней, и на ближней дистанции благодаря тому, что удары руками и ногами сочетаются с подножками, подсечками, болевыми приемами на суставы. Много места отводится в ней разнообразным приемам работы с оружием (до 50-и наименований) и против оружия. Это всевозможные ножи, топоры, палки, штыки, лопаты, ремни и т.д. Базовая техника школы систематизирована в 17 формальных упражнениях (ката). Немало оригинального в методике обучения. Например, удары ногами отрабатываются сначала в нижнем уровне, потом на уровне пояса, и лишь впоследствии на уровне головы и плеч. Отработка техники блокировки и захватов начинается с освоения уклонов и ухо-дов с линии атаки, с выработки чувства дистанции, навыков распознания траектории движения атакующих конечностей. Защитное снаряжение и учебное оружие на тренировках не используются. Считается, что они притупляют чувство опасности, а это может дорого стоить в реальной боевой ситуации. Бой ведется не только в положении стоя, но также сидя, лежа и в необычных положениях тела. Все приемы отрабатываются до полного автоматизма, причем предпочтение отдается наиболее простым и рациональным способам ведения поединка. Экзотику ради экзотики и внешний блеск в Сэнъэ не любят.
В школе Сэнъэ существует своя система цветных поясов, символизирующих уровень достигнутого мастерства. Новички права на ношение пояса не имеют. Чтобы получить его, надо сдать экзамен и только тогда торжественно вручается белый пояс. Эта первая ступень называется «прилежный ученик». Экзамен включает в себя следующие разделы: изложение истории школы и ее мораль-но-этических принципов; демонстрацию связок ударов руками и ногами в движении и на месте (рэндзоку-ваза); исполнение трех ката «Хэйан»; разбивание ударом руки и ударом ноги по одной доске толщиной в два сантиметра (тамэси-вари).
Следующая ступень именуется «красный факел», ее символизирует красный пояс. Чтобы получить его, необходимо изучить основы судейства и принимать участие в соревнованиях по правилам рукопашного боя и традиционного каратэ-до. Связки приемов обязательно должны включать удары ногами на уровне головы. Толщина ломаемых досок доводится до трех сантиметров для рук, и четырех сантиметров для ног. В разделе «ката» требуется отличное исполнение всех пяти ката «Хэйан». Для претендентов на красный пояс устраиваются квалификационные внутришкольные турниры: надо провести пять поединков, по две минуты каждый, и победить хотя бы в Трех из них. Или иметь в своем активе не меньшее число побед на соревнованиях.
Очередная ступень — коричневый пояс (верный путь). К экзамену на эту степень допускают тех, кто смог подготовить не менее двух «красных поясов», регулярно выступает в соревнованиях, активно участвует во всех мероприятиях, проводимых школой. От претендента на коричневый пояс требуется основательное знание правил судейства, владение методикой тренировочного процесса, знакомство с техникой спортивного массажа. Раздел рэндзоку-ваза включает наиболее сложные связки приемов, в том числе прыжковые комбинации, с нанесением ударов руками и ногами по боксерским лапам. Толщина разбиваемых досок снова увеличивается, теперь она достигает пяти сантиметров как для рук, так и для ног, причем доски надо ломать не только в среднем уровне, но и на уровне головы. В разделе «ката» предусматривается отличное исполнение трех ката «Тэкки». Из пяти вольных поединков (дзю-кумитэ) с красными поясами, по три минуты каждый, надо выиграть не менее трех. .Проверяется также умение использовать освоенную технику для самообороны от вооруженного нападения (против ножа, палки, кастета и т.д.).
Заветная цель каждого, кто занимается в школе Сэнъэ — черный пояс (неотразимый удар). В любой школе традиционных боевых искусств Востока этот цвет символизирует постижение всей обязательной программы, отличное владение базовой техникой, умение эффективно использовать ее в спортивных соревнованиях и в реальном бою.
К экзамену на «черный пояс» в школе Сэнъэ допускают лишь тех, кто руководит собственной группой учеников (или помогает, притом существенно, делать это кому-то из мастеров), ибо это свидетельствует о наличии тренерских и организаторских способностей. Тот, кто хочет получить черный пояс, должен кроме того в совершенстве знать правила судейства соревнований и владеть всеми видами массажа. В его активе должны быть не менее пяти подготовленных им красных поясов, или один коричневый.
Сдавая экзамен, претендент на черный пояс исполняет наиболее сложные ката: Пангэ, Тэнсё, Хэдоди, Хэчим, Эмпи, Янцзы и другие; рукой ломает доску в шесть сантиметров, и такую же — ногой. Ему надо продемонстрировать виртуозное владение приемами самообороны от нападения противника, вооруженного саперной лопаткой, цепью, пистолетом и т.д., причем не только от одного, но и от нескольких нападающих одновременно. Он сам должен уметь работать с холодным оружием, в том числе уметь метать его точно в цель. Претендент также проводит три показательных поединка по правилам рукопашного боя, и два — с традиционным оружием. «Черные пояса» — это элита школы Сэнъэ, ее украшение и гордость, ее становой хребет. Именно они, в первую очередь, продолжают и поддерживают традиции школы.
И, наконец, тем, кто достиг вершин мастерства и обладает особыми заслугами перед школой, присваивают почетное звание «мудрый дракон» (черное кимоно). Такого признания до сих пор удостоены всего.несколько человек из числа ветеранов школы, добившихся побед на престижных турнирах, воспитавших плеяду достойных учеников, заслуживших всеобщее уважение и признание.
Содержание и качество подготовки в школе Сэнъэ позволяют ее питомцам успешно выступать в соревнованиях по многим видам восточных единоборств. Однако наиболее популярны среди них соревнования по рукопашному бою и традиционному каратэ-до. Главное отличие между тем и другим заключается в том, что рукопашники, помимо ударов и подсечек, широко используют всевозможные захваты и броски, позволяющие вести Поединок на любой дистанции и делающие его более динамичным и зрелищным, а у традициона-лов ставка делается на один решающий удар. Чтобы получить допуск на выступление в соревнованиях по рукопашному бою в возглавляемой Т. Р. Касьяновым федерации (которую не следует путать с федерацией рукопашного боя при обществе «Динамо»), необходимо пройти квалификационные испытания. Они включают демонстрацию на боксерских лапах умения контролировать удар, а точность и сила ударов проверяется разбиванием трехсантиметровых досок. Чистота базовой техники выявляется при исполнении ката. Благодаря подобной предусмотрительности отсеиваются все те, кому еще рано выступать перед публикой. Соответственно, снижается угроза травматизма и повышается зрелищность соревнований.
За весь период своего существования школа Сэнъэ прошла через многие испытания, но несмотря ни на что она выжила, окрепла и получила широкую известность среди поклонников боевых искусств в странах СНГ. Она доказала, что развиваемый в школе вариант каратэ является увлекательным спортом, эффективным средством самозащиты, методом воспитания духа через формирование тела.
СЮАЙ-ЦЗЯО
(Бросать и падать)
Это китайская народная борьба. Найдены фрески, где изображены борющиеся мужчины, возраст которых около трех тысяч лет. Но, скорее всего, борьба возникла намного раньше. Китайские историки на основе изучения древних легенд и преданий считают, что ее возраст составляет пять тысяч лет! В древности китайская борьба сначала называлась Цзяо Ди, Сян Пу, Шан Пу, и только потом обрела нынешнее название.
Вся техника Сюай-цзяо разделена на 36 групп приемов. Каждая группа основана на каком-либо одном типе движения. Считается, что для эффективных действия в любой ситуации необходимо хорошо освоить хотя бы по одному приему каждой группы и научиться сочетать их в различных вариантах. Тип сочетания определяет ситуация: рост и вес противника, его сила, физическое состояние и т.д. Многие приемы Сюай-цзяо построены по принципу действия противоположных сил. Например, «вверху хватаешь, внизу подметаешь»: рука толкает в одну сторону, нога подталкивает в другую. В результате противник поворачивается в нужную сторону либо падает.
Китайцы не были бы сами собой, если бы не выдвинули в качестве одного из важнейших критериев мастерства в борьбе красоту проводимых приемов. С их точки зрения, нет ничего отвратительнее, чем наблюдать противников, намертво вцепившихся друг в друга, выпятив назад ягодицы и боящихся проявить инициативу первым (что приходится видеть на любом соревновании по любому виду спортивной борьбы). Эстетика борцовских поединков в Китае всегда ценилась очень высоко, поэтому борцы учились бросать друг друга как можно более эффектно (например так, чтобы падающий неизбежно задрал ноги вверх или перевернулся в воздухе). Разумеется, такая техника достаточно сложна, так как она основывается на великолепном знании биомеханики движении, а не грубой физической силе.
Ловкость, скорость, эстетика и корректность к партнеру — вот характерные черты Сюай-цзяо. Таким образом, этот вид борьбы сочетает в себе практическую эффективность и качества искусства движения. В последние годы приемы сюай-цзяо начали вводить в поединки некоторых школ китайских школ кулачного боя (цюань-фа).
ТАЙ-ДЗЮЦУ
Боевое искусство, которое создал в 1968 году француз Роланд Эрнаэз (1934 г.р.). Его учителями были Кавайси Микиносукэ (дзю-до), Мочидзуки Минору (Ёсэйкан-рю), Судзуки Ма-сафуми (Годзю-рю), Аосака Хироси (Сёриндзи-кэнпо). В своей системе Эрнаэз соединил элементы айки-дзюцу, дзю-дзюцу, дзю-до, каратэ и Сёриндзи-кэнпо.
Р. Эрнаэз долгое время возглавлял созданную им Французскую ассоциацию Тай-дзюцу и Европейский союз Тай-дзюцу. Свою систему он изложил в двух опубликованных им книгах.
ТАЙХО-ДЗЮЦУ
Японская прикладная система, созданная для нужд полиции в 1947 году группой экспертов. Это были Симидзу Такаги (работа с дубинкой), Оцу-ка Хиронори (каратэ Вадо-рю), Нагаока Сюичи и Хоригуси Цунэо (дзю-дзюцу) под руководством Саймуро Горо (кэн-до). Фактически тайхо-дзюцу представляет одну из современных разновидностей дзю-дзюцу.
ТАЙКИ-КЭН
(Кулак Великой Энергии)
Японское боевое искусство, которое создал в послевоенные годы Саваи Кэнъичи (родился в 1903 году). В молодости он занимался дзю-до и кэн-до, а потом уехал в Китай, где стал учеником мастера Ван Сянь-чжая (1885-1963). Этот учитель практиковал стиль Да-Чэн-цюань (или И-цюань), Представлявший разновидность знаменитого Синь-И-цюань.
То, что поначалу преподавал Саваи своим ученикам в Японии, было простым повторением Да-Чэн-цюань. Но постепенно мастер пришел к созданию своей собственной школы, существенно отличающейся от прототипа. Тайки-кэн не имеет строгой внешней формы («только так, и не иначе!»), поэтому данное искусство довольно сложно описывать.
Его наиболее характерные черты заключаются в следующем: ориентация исключительно на прикладное применение (никакого спорта, никакой показухи); очень жесткая манера учебно-тренировочных спаррингов, являющихся основным видом тренинга: полное отсутствие протекторов; проведение тренировок только в естественных природных условиях как летом, так и зимой; большое внимание к энергетическим упражнениям. И при всем при том та необычная мягкость, в которой скрыта огромная сила.
По свидетельствам очевидцев, Саваи в возрасте 75 лет легко побеждал 30-летних бойцов. В возрасте 81 года он без малейшего затруднения демонстрировал на тренировках своим ученикам любое движение: удар, захват или толчок. Сам он говорил по поводу возраста следующее: «Когда человек стареет, у него в первую очередь слабеют ноги и поясница. Речь идет не о простой ходьбе. Со слабыми ногами и спиной нет боевого искусства. Для боя нужно сохранять способность мягко и легко передвигаться в любую сторону на полусогнутых ногах, непринужденно реагируя на действия противника»...
Саваи объяснял: «Надо иметь гибкое мощное тело и надо владеть «ки». Без работы с энергией «ки» вы в 40 лет перестанете прогрессировать как бойцы, в 50 начнете проигрывать в поединках всем, кто моложе вас, а с 60 лет станете просто дряхлеть и превращаться в развалин. Поэтому каждое утро час или два посвящайте «стоянию столбом» в парке или у водоема» (разновидность дыхательно-медитативного упражнения).
И еще одно любопытное высказывание мастера: «Многие наставники боевых искусств умеют только говорить. Бесполезно, однако, рассказывать ученикам о том, каким ты был раньше. Главное, это твоя способность что-то делать сегодня. Ты имеешь право учить других только тому, что можешь показывать сам. В боевых искусствах главное не слова, а движения, практическая демонстрация». Кстати, начиная с 60-х годов Саваи брал к себе в ученики только тех, кто имел уже 3-4 дан в каратэ Кёкусинкай!
ТАЙЦЗИ-ЦЮАНЬ
(Кулак Великого Предела)
Это самый известный и популярный в мире стиль китайского ушу.
Создателя тайцзицюань звали Чэнь Вантин, и происходил он из уезда Вэньсянь провинции Хэ-нань. Чэнь был воином императорской гвардии, но после прихода к власти маньчжурской династии Цин (в 1648 г.) ушел из армии. Будучи мастером ушу, он решил систематизировать те сведения, которые получил в армии.
За основу нового стиля Чэнь Вантин взял формы кулачного боя, известные ему из «Трактата о кулачном искусстве» Ци Цзигуана (1528—1587), служившего учебным пособием для императорской гвардии. Из 32 имеющихся там связок приемов Чэнь отобрал 29 и составил несколько комплексов, в том числе пять комплексов тайцзи-цюань. Он представил новый стиль как сочетание боевых приемов и их философского осмысления. Постепенно стиль семьи Чэней упорядочивался, усиливалось его философское звучание. Уже не требовалось столь много комплексов, чтобы открыть для себя метафизическую глубину искусства ушу. Для этого достаточно было нескольких десятков движений, выполненных с полным соблюдением принципов тайцзи-цюань. С течением времени из первоначального творения Чэнь Вантина сохранился лишь первый комплекс тайцзицюань и комплекс паочуй («взрывающиеся удары»), которые сейчас считаются первым и вторым комплексами стиля Чэнь.
Полтора века этот стиль не выходил за пределы семьи Чэней, им занимались вдали от любопытных взоров. Первым посторонним человеком, которому удалось приобщиться к новому стилю, стал Ян Лучань (1799—1872) — воистину человек-легенда. Он происходил из обедневшей семьи в уезде Юннянь провинции Хэбэй. Хотя Ян с детства испытывал тягу к ушу, заботы о близких не позволяли ему систематично заняться этим делом. И все же, узнав о необычном стиле Чэней, Ян Лучань отправился к ним в деревню и попросился в ученики. После долгих уговоров Яна взяли, но не учеником, а в качестве слуги в дом Чэнь Чансина (1771 —1853), внука Чэнь Вантина.
Ян украдкой наблюдал за занятиями хозяина, и через три года рискнул показать ему то, чему научился таким способом. Мастер Чансин и все его родственники были искренне поражены той тщательностью и упорством, с которыми Янь Лучань подошел к тренировкам. Вместо того чтобы строго наказать его, они позволили ему продолжать занятия вместе с ними.
После шести лет обучения Ян Лучань возвращается в родной уезд и начинает преподавание. В то же время он работает над развитием стиля. Так, постепенно меняя характер движений, он делает их более плавными и растянутыми. Стиль приобрел большое оздоровительное значение, что позволило одному из учеников Ян Лучаня написать: «Что является высшей целью тайцзицюань? Сохранение здоровья и продление жизни». Ян Цзяньхоу (1839—1917), третий сын мастера, живший одно время вместе с отцом в Пекине и знакомый с запросами широкой публики, продолжил формирование стиля, основав так называемую Среднюю ветвь. Создание стиля Ян завершил его сын Ян Чэнфу (1883—1936). Он определял суть занятий тайцзицюань как «тренировки духа», критикуя стили внешней семьи за нерациональный упор на физическую силу и «рваные» движения. Это, по его мнению, истощает внутренние резервы организма.
Первые многочисленные труды по тайцзицюань были сведены в единый канон в лоне третьего крупного стиля тайцзицюань, созданного У Юйсяном (1812—1880). Стиль У, как его называли по фамильному иероглифу основателя, характеризовался быстрыми и короткими движениями.
В 1912 г. ученик У Юйсяна Хао Хэ, приехав в Пекин, тяжело заболел. За ним ухаживал знаменитый мастер ушу Сунь Лутан (1861—1932). В благодарность за искреннюю помощь Хао Хэ показал ему полный комплекс своей школы У. Переработав старый комплекс, Сунь Лутан создал собственное направление — стиль Сунь, основанный на принципе «открытия-закрытия», т.е. сочетания движений назад и вперед, концентрации и выброса сил. За быстрые короткие передвижения стиль получил также название «подвижный тайцзицюань открытого и закрытого».
Последний из крупнейших стилей тайцзицюань — «второй» стиль У — был основан У Цзяньцюанем (1870—1943). Его отец Цюань Ю. маньчжур по национальности, был уроженцем провинции Хэбэй и обучался у Ян Цзяньхоу, когда тот преподавал в Пекине. Цюань Ю обучил этому направлению своего сына У Цзяньцюаня. Однако тот решил реформировать стиль Ян: делает движения более плавными, исключает прыжки, притоптывания, резкие движения; изменилась немного и форма стоек, движение как бы волной пробегало по телу. Стиль вскоре был признан самостоятельным направлением тайцзицюань.
Помимо пяти основных стилей тайцзицюань, возникло немало мелких ответвлении, которые в основном брали свое начало от стиля Ян. Следует подчеркнуть: все стили тайцзицюань, хотя и различались по характеру и форме движений, основывались на общих принципах, более того — в своей базе имели одинаковую последовательность движений.
Распространение тайцзицюань было весьма затруднено закрытостью школ (мастер никогда не обучал более 3—4 учеников), отсутствием общепризнанных методик. После образования КНР развернулась работа по «упорядочиванию» ушу. В результате этого в середине 50-х гг. на основе традиционных стилей было создано около 20 новых комплексов. В их числе в 1956 г. появился комплекс «Упрощённый тайцзицюань из 24 форм», составленный на основе самого распространенного и зрелищного стиля Ян. Позднее он был введен в программу средних и высших учебных заведений.
В конце 70-х — начале 80-х гг. работа над созданием новых комплексов тайцзицюань была продолжена. Но теперь в поле зрения Государственного комитета по физкультуре и спорту КНР оказался не только стиль Ян, но и два стиля У и стиль Чэнь. На их основе был создан комплекс из 48 форм тайцзицюань, сохранивший все основные черты этих стилей. Этот комплекс более сложен, но он дает большие возможности реализовать основные принципы стиля, в том числе оздоровительный эффект. Не случайно все медицинские исследования эффективности тайцзицюань проводились на группе занимающихся этим комплексом.
В настоящее время в КНР, на Тайване, в Гонконге, Сингапуре и во всем остальном мире наиболее популярны оздоровительные варианты этой системы. Имеются, однако, и такие школы, где практикуют тайцзи-цюань именно как боевое искусство. Главные различия между тем и другим направлениями заключается не в технике, а в целях и методах тренинга.
ТОМИКИ-РЮ
Японское боевое искусство, представляющее синтез дзю-до и айки-до. Его создатель — мастер Томики Кэндзи (1900 г. р.). Он изучал дзю-до с десятилетнего возраста, причем с 1922 года проходил обучение в Кодокане, непосредственно у Кано Дзигоро. А с 1930 года, по рекомендации Кано, изучал айки-дзюцу под руководством мастера Уэсиба Морихэя.
В 1934—40 гг. Томики находился в Маньчжурии. Вернувшись в Японию, он в 1940 году продемонстрировал в Кодокане разработанную им систему. Но название «Томики-рю» он дал ей только через 20 лет. В 1945 году мастер Томики снова уехал в Маньчжурию и оказался в советском плену. На родину он смог вернуться лишь три года спустя.
Наиболее примечательной особенностью его стиля является оригинальная форма соревнований, складывающихся из следующих разделов:
— Рандори-кёги: вольный бой с безоружным противником;
— Нинидори: вольный бой с двумя безоружными противниками;
— Танто-дори: вольный бой с противником, вооруженным кинжалом:
— Ката: упражнения в паре с партнером.
Стиль Томики-рю популярен, кроме Японии, в США (глава стиля в этой стране Когурэ Хирао-ки), в Великобритани ( Эхара Тэцу) и во Франции (Цучия Сатору).
ТОСЮ-КАКУТО
Японское боевое искусство, разработанное для армии в 1952 году мастером Чиба Сансю. Представляет синтез приемов айки-дзюцу, каратэ и кэнпо. Тренировки по системе тосю-какуто включают поединки в жесткий контакт, с использованием при этом перчаток, нагрудника и шлема с металлической решеткой, прикрывающей от ударов лицо.
Дата добавления: 2016-11-22; просмотров: 744;