Народное собрание (экклéссия). Порядок
Законодательства
Афинская демократическая республика управлялась тремя органами: народным собранием (экклéсией), Советом пятисот (булé) и должностными лицами (магистратами).
Высшая государственная власть принадлежала народному собранию. В нём мог участвовать каждый полноправный афинский гражданин, достигший 20 - летнего возраста. Обычно посещали его 2 - 3 тысяч человек. Для самых важных решений (например, об остракúзме) требовалось присутствие не менее 6 тысяч граждан. Далеко не все граждане могли регулярно участвовать в заседаниях народного собрания, особенно крестьяне, жившие вдали от Афин. Большинство присутствующих являлись горожанами. Народное собрание собиралось четыре раза в месяц, примерно каждые 9 дней, 40 раз в году. Дела обычно решались открыто большинством голосов посредством поднятия рук. При этом каждый гражданин имел право взять слово и быть выслушанным. На собрании выступали ораторы, происходили дискуссии.
На народном собрании решались важнейшие дела государства: обсуждение и принятие законов, объявление войны, заключение мира, союзов и международных договоров, принятие и отправление посольств, выборы и отчёты должностных лиц, распределение государственных доходов по отраслям управления, введение налогов и освобождение от них, предоставление гражданства метэкам, остракизм, иногда суд по государственным преступлениям. В Афинской демократической республике руководящая роль принадлежала народному собранию не только формально - юридически, но и по существу - фактически.
В Афинах для лучшего обсуждения законопроектов существовал строго определённый и сложный порядок законодательства (принятия законов), чтобы они не заключали в себе чего - либо противоречащего народному благу. Пересмотр законов должен был совершаться не в любой момент, не по случайному настроению народного собрания, а лишь раз в году, в определённое время. Проект нового закона, предлагать который мог всякий гражданин, поступал на рассмотрение совета пятисот. Законопроект, одобренный советом пятисот, выставлялся на белой доске для всеобщего сведения на площади, и давалось достаточно времени для обдумывания решения.
Законопроект затем вносился в народное собрание, которое, приняв его, передавало для окончательного решения законодательной комиссии номофéтов из числа членов суда присяжных - гелиэи. Здесь законопроекты рассматривались в форме судебного процесса. Защитником нового закона являлся его автор. Старые законы защищались особыми официальными защитниками. Только в случае одобрения номофетами (обыкновенно 1 тысяча человек) проект получал силу закона. Таким образом, окончательное утверждение закона принадлежало не народному собранию, а особо избранной законодательной комиссии из лиц бóльшей частью зрелого возраста, связанных, притом, присягой.
Против законов, принятых номофетами, можно было подавать обвинение в противозаконности. С этим обвинением в течение года после принятия закона мог выступить каждый афинский гражданин против всякого закона, который, по его мнению, противоречит существующим законам и вреден для демократического государства. Обвинение рассматривалось судом присяжных - гелиэей. В случае признания обвинения основательным, закон отменялся. Автор его подвергался уголовному наказанию - денежному штрафу, а в особо важных случаях, даже смертной казни. Однако в случае признания обвинения неосновательным, чтобы обуздать злоупотребления, обвинитель подвергался значительному штрафу, если не получал в свою пользу даже пятой части голосов судей. Гелиэя тем самым играла роль «конституционного суда».
Таким образом, вместо полного господства случая и произвола в Афинах в период расцвета демократии постановления народного собрания не должны были стоять выше закона. Верховная власть афинского народа, выражающаяся в постановлениях народного собрания, ограничивалась законами. В связи с этим разделялись понятия псефúсма (постановление экклесии по конкретному вопросу) и нóмос (закон). Поэтому афинское государство иногда называют «правовым».
Закон имел общий характер, действовал долговременно и прилагался к различным ситуациям. Псефисма - постановление, выражающее волю демоса по конкретному вопросу. Закону обязывались подчиняться все. Именно он, а не демос - истинный господин государства.
Совет пятисот (буле)
Вторым важным органом являлся совет пятисот. Он состоял из 500 членов, избранных по жребию по 50 человек от каждой филы на один год из числа граждан, достигших 30 лет. Совет представлял собой постоянную рабочую комиссию верховного органа власти - народного собрания. Он занимался предварительным рассмотрением дел, выносимых на рассмотрение народного собрания. Без предварительного обсуждения в совете ни одно предложение не могло быть сделано в народном собрании. Совет также заботился о приведении в исполнение постановлений народного собрания.
Совет пятисот являлся самостоятельным высшим исполнительным органом. Деятельность его простиралась на все отрасли государственного управления. Он проводил докимáсию - проверку кандидатов на те или иные должности, контролировал деятельность должностных лиц и мог привлекать их к ответственности; заботился о флоте и армии, о постройке и снаряжении новых судов, имел надзор за общественными постройками; заведовал внешними связями с другими государствами, принимал и предоставлял послов народному собранию, выслушивал доклады афинских послов; заведовал государственными финансами. Совету предоставлялось участие в законодательстве и отчасти судебная власть. Он решал менее важные дела тайным голосованием, имел право присуждать лишь к штрафу на определённую сумму до 500 драхм. Более же важные дела он предлагал на решение народного собрания или гелиэи.
Совет пятисот по своей многочисленности не мог быть пригодным для быстрого решения текущих дел. Поэтому для непрерывного решения текущих дел совет выделял из своей среды постоянный исполнительный комитет в составе пятидесяти человек из одной филы. Он заведовал делами в течение 1/10 части года, так как греческий год состоял не из двенадцати, а из десяти месяцев. Этот отрезок времени дежурства назывался притáнией, а дежурных советников называли притáнами. Пританы заведовали текущими делами, готовили предложения для внесения в совет, созывали собрания совета и народные собрания и руководили ими.
Гелиэя
Важным органом Афинского государства являлась гелиэ’я, народный суд присяжных, учреждённый Солоном. Она состояла из 6 тысяч присяжных, избиравшихся ежегодно по жребию по 600 человек от каждой филы из числа граждан не моложе 30 лет. Она делилась на 10 судебных палат - дикастéрий, по 500 членов в каждой. Причём заседать могла и не целая палата (например, 200 или 400), а в важных делах соединялись несколько палат. Гелиэя рассматривала важнейшие дела, в том числе дела о государственных преступлениях и злоупотреблениях должностных лиц. Она также являлась апелляционной инстанцией по делам, рассматриваемым в других судах. Решения гелиэи не подлежали обжалованию. Заседания гелиэи являлись гласными, проводились в присутствии публики. Процесс был состязательным: судьи выслушивали истца, ответчика, свидетелей и путём тайного голосования выносили приговор. В процессе отсутствовал прокурор, защитник. Каждый обязывался выступать сам, но в случае необходимости мог заказать речь профессиональному оратору и выучить её. Дело считалось решённым, если за приговор подавало голос более половины членов дикастерия. Наказания включали штраф, конфискацию имущества, лишение политических прав (например, осуждённому запрещалось занимать государственные должности), изгнание, смертную казнь (удар дубиной по голове осуждённого, сбрасывание осуждённого в пропасть, отравление чашой с ядом - цикутой).
Судьи сразу, не совещаясь друг с другом, не обосновывая мотивы своего решения, приступали к голосованию. В помещение суда вносили и ставили рядом друг с другом два сосуда: один символизировал собой защиту, а другой - обвинение. Судьи по очереди подходили к этим урнам. В руке у каждого имелся обычный камешек, который судья бросал по желанию в ту или другую из них. Чтобы волеизъявление носило действительно тайный характер, чтобы нельзя было подсмотреть, как голосует каждый член гелиэи, горлышки обоих сосудов накрывались сверху большой воронкой, расширяющейся частью вниз. Судья просовывал руку в узкий проём воронки, и куда он после этого опускал камешек, никто, кроме него, не знал.
Затем камешки высыпали и подсчитывали. Большинство голосов определяло приговор. Если обвиняемого оправдывали, его отпускали и процесс завершался. Но если признавалась его виновность - суд продолжался и определял меру наказания. По большинству преступлений эта мера не предписывалась законом, а оставлялась на усмотрение гелиэи. И все начиналось заново. Обвинитель призывал судей наказать преступника как можно суровее. Обвиняемый, выбирая для себя наказание, просил что-нибудь помягче. Судьи голосовали покрытыми воском деревянными дощечками. Каждый из судей проводил по воску ногтем длинную черту, если он поддерживал кару, предложенную обвинителем, или короткую - если он был на стороне обвиняемого.
Гелиэя являлась не только судом, но обладала такими полномочиями, которые ставили её в некоторых случаях даже выше народного собрания. Она обладала правом отмены законов, принятых народным собранием. Решающий голос по вопросу о принятии нового закона принадлежал номофéтам, избиравшимся из состава гелиэи. Всякое постановление народного собрания могло быть обжаловано, как противозаконное, перед гелиэей и по её решению отменено. Причём его автор подвергался уголовной ответственности. Благодаря докимасии - испытанию кандидатов на должность, гелиэя имела влияние на назначение должностных лиц. Они в случае отрешения от должности народным собранием или по сдаче отчёта, перед ней же подлежали ответственности.
Должностные лица (магистраты)
В Афинах существовало большое число выборных должностных лиц - магистратов, но отсутствовал бюрократический аппарат управления. Магистраты являлись исполнителями воли народа и осуществляли непосредственное государственное управление различными сферами, отраслями жизни. За неисполнение своих приказаний или неповиновение законам, относящимся к кругу их деятельности, магистраты имели право подвергать виновного денежному штрафу не свыше определённого максимума.
Деятельность должностных лиц строилась на общих принципах:
1. Выборность - все должности являлись выборными народным собранием путём открытого поднятия рук или по жребию. Поднятием рук выбирались лишь немногие должности, преимущественно военные, которые требовали опытности или каких-либо специальных познаний. Выборы по жребию производились по демам и филам. Кандидат на какую-либо должность подвергался докимасии-испытанию, при которой обращалось внимание не на способности кандидата, а на поведение: чтит ли он родителей и святыни, исполнял ли он военную службу и нёс ли финансовые повинности. Все кандидаты на должности не должны были быть моложе 30 лет.
Выборы должностных лиц по жребию происходили так. В храме ставили два сосуда, из которых в одном находились таблички с именами кандидатов на должности, в другом - соответствующее количество чёрных и белых бобов. В одно время вынимались табличка и боб. Белый боб считался избирательным, чёрный - неизбирательным.
2. Краткосрочность - все магистраты избирались на короткий срок, обычно на год, и запрещалось два раза занимать одну и ту же должность, за исключением военных. «Покомандовал - дай покомандовать другому: так в несколько упрощенной форме можно объяснить стоящую за этим порядком социальную психологию. Демос не желал, чтобы магистраты «привыкали» быть у власти: ведь это опять же могло бы привести к нарождению монархических тенденций».
3. Коллегиальность - почти все должности исполнялись не отдельными лицами, а коллегиями, чаще всего из 10 человек. Члены коллегии считались равными в правах и принимали решения по большинству голосов. Отдельные коллегии не находились в иерархической подчинённости одна от другой. Они связывались непосредственно с советом пятисот и с народным собранием. Единоличная магистратура предполагала концентрацию полномочий в одних руках, что подрывало бы верховенство народного собрания. Это, в конечном счете, как считала масса граждан, могло бы породить монархические порядки. Вот почему в Афинах не существовало поста президента - единоличного главы государства.
4. Возмездность - магистраты, за исключением стратегов, получали жалованье.
5. Ответственность - все должностные лица подлежали контролю, а по окончании срока службы обязывались давать отчёт о своих действиях по должности, особенно в употреблении казённых денег, перед особыми коллегиями. Такие отчёты подлежали окончательному утверждению со стороны гелиэи. За злоупотребления властью магистраты несли наказание.
Общее количество магистратов, как полагают, доходило до 700. Значение коллегии девяти áрхонтов, бывших до Клисфена руководителями Афинской республики, заметно упало. В период господства демократии деятельность архонтов заключалась в выполнении некоторых судебных и религиозных функций.
Самой важной становится коллегия десяти стратегов, из которых одному предоставлялось главное командование. Первоначально стратегов избирали по одному от каждой филы. Затем они стали избираться народным собранием открытым голосованием без различия фил. Стратеги вознаграждения не получали и должны были обладать недвижимой собственностью. Поэтому эту почётную должность занимали наиболее зажиточные и знатные афиняне. Стратеги могли переизбираться из года в год. Например, Перикл 15 лет подряд с 444 г. по 429 г. до н. э. становился стратегом, фактически президентом афинской республики, хотя афинская демократическая республика формально не имела единоличного главу государства.
Стратеги не только командовали армией и флотом, но ведали всеми делами, имевшими какое-либо отношение к войне и обороне Афин. В их руках находилось руководство внешней политикой - заключение перемирия и международных договоров. Они обладали финансовой властью - распоряжались средствами, отпущенными на содержание армии и флота. На них лежала организация чрезвычайных военных налогов, руководство доставкой продовольствия в Афины. Они имели право созывать чрезвычайные заседания народного собрания и совета пятисот, если государству угрожала опасность. В обстановке постоянных войн коллегия стратегов сосредоточила в своих руках важнейшие вопросы политики, а не только руководство военными делами.
Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 2396;