Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте

В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных деловых и групповых игр.

Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, ориентация на речевую деятельность, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу.

Из внутришкольных игровых технологий наиболее популярными являются учебные деловые игры.

Деловые игры

Деловая игра (по Г.П. Щедровицкому) – это:

– педагогический метод моделирования различных управленческих и производственных ситуаций, имеющих целью обучение отдельных личностей и их групп принятию решения;

– особое отношение к окружающему миру;

– субъективная деятельность участников;

– социально заданный вид деятельности;

– особое содержание усвоения;

– социально-педагогическая «форма организации жизни».

Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.

Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения, например, профсоюзного комитета, совета наставников, отдела, цеха, участка и т.д. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т.д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника цеха, зал заседаний и т.д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.

Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, методики написания сочинения, решения задач, ведения пропаганды и агитации. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.

Исполнение ролей. В этих играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием».

«Деловой театр». В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки - научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.

Психодрама и социодрама. Они весьма близки к «исполнению ролей» и «деловому театру». Это тоже «театр», но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.

Технология деловой игры состоит из следующих этапов (рис. 31).

Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария - условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят:

- учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц (групп).

Этапы Деятельность участников
Этап подготовки Разработка сценария (авторы-разработчики) • разработка сценария (проспекта) • план деловой игры • общее описание игры • содержание инструктажа • подготовка материального обеспечения
Ввод в игру (руководитель) • «разогревающие» игровые эпизоды • постановка проблемы, целей • условия, инструктаж • регламент, правила • планируемый результат • распределение ролей • формирование групп • консультации

 

 

Этап проведения Групповая работа над заданием (тренеры, координаторы) Виды работы: • работа с источниками • тренинг • мозговой штурм • работа с игротехником • активизация групповых ролей
Межгрупповая дискуссия (координаторы, аналитики) • выступления групп • защита результатов • правила дискуссии

 

 

Этап анализа и обобщения Работа экспертов • вывод из игры • анализ, рефлексия • оценка и самооценка работы • выводы и обобщения, итоги игры • рекомендации

Рис. 31. Технологическая схема деловой игры

Далее идет ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.

Этап проведения – процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы групповых ролевых позиций участников. Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.

Организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, контролер, тренер, манипулятор.

Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне: инициатор, осторожный критик, консерватор.

Методологические позиции: методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлексирующий, программист.

Социально-психологические позиции: лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемый.

Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального мира, установление связи игры с содержанием учебного предмета.

Предтечи, разновидности, последователи

& Организационно-деятельностные игры (Г.П. Щедровицкий). Применяются для решения реальных вопросов текущей деятельности или для развития конкретного учреждения, а также для повышения квалификации непосредственно в учреждении с использованием реального информационного материала. Одна из основных характеристик ОДИ – активная, деятельностная включённость в работу всех участников (коллективная мыследеятельность).

Основной акцент в ней делается на рефлексии. Причём уча­щийся делает собственную деятельность объектом своего ак­тивного воздействия: он изменяет, совершенствует или заново выстраивает её. Акцент на рефлексии в ОДИ определяет соответствующий эффект данной формы игры, который, как правило, рассматривается в трех аспектах: 1) познавательном, 2) развития мыслительных способностей и 3) аспекте общепсихологического развития учащихся.

ОДИ отличается тем, что основной акцент в ней делается на рефлексии участниками собствен­ной деятельности и той ситуа­ции, в которой эта деятельность осуществляется. Причём уча­щийся делает собственную дея­тельность объектом своего ак­тивного воздействия: в ходе иг­ры он изменяет, совершенству­ет или заново выстраивает её.

Игротехник должен представить членам группы проблемное задание, т.е. перед участниками игры ставится задача на поиск, а точнее на изобретение нового способа решения обсуждаемой проблемы.

В ОДИ приобретается способность к объективированию (или отстра­нению) собственной деятельно­сти в ходе ее рефлексивного анали­за. Объективация предполагает выход субъекта в особую ре­флексивную позицию, внешнюю по отношению к нему самому, что расширяет его возможности адекватной оценки собственной деятельности и ситуации.

Развитие учащихся проявля­ется прежде всего в изменении уровня притязаний, самооценки и мотивации в учебной деятельности, которые ста­новятся более адекватными, благодаря рефлексии учащийся начинает более беспристраст­но анализировать собственную деятельность, объективно смо­треть на себя со стороны.

Работа с группой ведётся по следующей схеме: проигрыва­ние игрового эпизода, обеспе­чивающего включённость уча­стников в игру на эмоциональ­ном и поведенческом уровнях. После проигрывания игротехник задаёт членам группы во­просы, выводя их в область причинно-следственных свя­зей, заставляя анализировать своё и чужое поведение в толь­ко что разыгранной сценке, инициируя таким образом их рефлексию. Каждая группа в результате должна выйти на фиксированные заранее точки обсуждения. При этом игротехнику надо содействовать про­явлению анализирующей ак­тивности членов группы, помо­гать делать выводы, находить причинно-следственные связи, видеть новые проблемы. Игротехник должен иг­рать роль «пытливого исследо­вателя», пытающегося понять вместе с другими членами его группы суть только что проиг­ранной ситуации.

Ассистенты игротехников:фиксируют проявления рефлексии у членов групп в ходе анализа про­игранных ситуаций; а также акти­визация проявлений рефлексии у участников с позиции «крити­ка», «наблюдателя», «эксперта».

Работа разбивается на три части: подготовитель­ную, игровое исполнение, аналитическую разбор­ку.

Подготовительная частьпредполагает создание (конструирование, проектирование) того, что будет затем разыграно в виде одной из общих схем, и отра­ботку плана действий (операции и процедуры) само­го игрового исполнения. В соответствии с этими схемами и планами происходит самоопределение учащихся. Учащиеся (они же участники игровой имитации) проходят инструктаж и тренировки по исходным схемам перед игровым исполнением, и те, кто принимает предложенные условия, могут «включиться» в игровые процессы. Принятие игро­вой роли, места, позиции требует от участников игры готовности меняться, быть раскованными и иронич­ными к самим себе.

Игра – это не тренажер, участникам нужно по­нять, принять и поверить в смысл игрового дейст­вия, в разумность и ценность возможных результа­тов.

Фаза игрового действияделает организаторов и участников игры равными в условиях ситуативных столкновений. Педагог здесь такой же игрок, как и все остальные. Никто не знает, каким будет конеч­ный продукт игры, поэтому никто и не может быть в позиции инструктора. Все играющие входят в пред­ложенную педагогом схему, но сами игровые процес­сы начинают эту схему расшатывать и иногда ломать. Если педагог движется вместе с игрой, то он может в ходе игры конструктивно обогатить собственные представления и схемы.

В самом содержании игровых процессов также выделяются три этапа:

– представление в ролевых схемах и сценарных за­готовках педагога;

– установление правил взаимодействия по ходу раз­ворачивания игровых событий;

– борьба без правил за сохранение своей точки зрения, собственного интереса, собственных целей.

Третья, завершающая фаза игровой имитации –аналитический разбор. Разбор позволяет уже не в игровой ситуации произвести анализ и критику исходных схем, их развертывание и обогащение. Педагоги и учащиеся за счет этого могут увидеть направления решения проблем, накопить опыт ра­боты. Те, кто не проводит аналитического разбора, получают в результате прохождения игрового про­цесса лишь поверхностное знакомство со схемами организации мышления, но оказываются неспособными применять их в дальнейшем са­мостоятельно.

& Школа-театр. Ни один праздник, ни одно традиционное мероприятие не обходятся без театрализации. Театр – это устойчивая и социаль­но принятая форма игры.

Театральные формы обу­чения проникают на уроки, причем не только на ли­тературу и историю, но и на такие, казалось бы, строгие дисциплины, как математика, физика или химия. В этих случаях коллектив руководствуется следующими концептуальными положениями.

v Если игра вообще и драматическая игра в частности занимает та­кое большое место в жизни детей, если стремление к инобытию, к пе­ревоплощению является одной из основных особенностей детской природы, то, очевидно, школа и воспитание не имеют права про­ходить мимо этой особенности.

v Детское драматическое творче­ство должно занять очень видное место в жизни школы, но с тем содержанием и с теми формами, которые близки детской душе.

v Театр имеет право на существование в школе не в качестве при­ложения к какому-нибудь предмету (иностранный, литература, МХК), а в ка­честве самоценного, твор­ческого (значит, и образо­вательного!) явления.

v Воспроизведение избранного ребенком образа должно быть исключительно делом его собственного драматического творчества, результатом его способности отдаваться драматической ил­люзии.

v Необходимость выдвинуть на первый план не результат работы (спектакль, вечер, разыгрывание сюжета в оконченном виде), а самый процесс работы.

v Никакого натаскивания, никакой выучки ни в интонации, ни в жесте, ни в мизансцене; никакому обучению «игре» под артиста не должно быть места в шко­ле.

v Педагогически правильно, чтобы в работе по драматизации принимали уча­стие не избранные я талантливые, но по мере сил и способностей ВСЕ дети даннойвозрастной группы.

v Драматическая игра ребенка только игра; игра актера - зре­лище.

v «Смысл существования в юных годах заключается в игре...» (Карл Гроос).

v Театр – искусство синтетическое, включаю­щее в работу всех муз.

Драматизация (все виды воспроизведения в лицах) явля­ется лучшей школой эстетического воспи­тания. Она дает ребенку огромное количество разнообразных практических навыков и уме­ний, знакомит его со свойствами и употреблением предметов окружающего мира.

Драматизации творчески упражняет и развивает самые разнообразные способности и функции: речь, интонацию, воображение, память, наблюдательность, внимание, ассоциации, технические и художественные способности (работа над сценой, бутафорией, костюмами, декорациями), двигательный ритм, пластичность и т.д., благодаря этому расширяет творческую личность ребенка.

Драматизация развивает эмоциональную сферу, тем самым обогащая и уточняя личность; развивает симпатию, сострадание, нравственное чувство, воспитывая способность перевоплощаться в других, жить их жизнью, чувствовать их радость и горе.

Драматизация как метод преподаваниядает ребенку активное, действенное природосообразное восприятие знаний. Живой и яркий образ, глубокое и живое переживание она ставит на место сухого усвоения. Вместо односторонней работы ума она привле­кает к работе всю личность ребенка: ум, чувства, воображение, волю.

& Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3–7 лет «Сказочные лабиринты игры» (Воскобович В.В.).

Технология «Сказочные лабиринты игры» представляет собой систему поэтапного включения авторских развивающих игр в деятельность ребенка и постепенного усложнения образовательного материала. Ее принципиальными особенностями являются:

Эффективное развитие психических процессов внимания, памяти, воображения, мышления, речи.

Широкий возрастной диапазон участников игр. С одной и той же игрой могут заниматься дети и трех, и семи лет, а иногда и ученики средней школы. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяет­ся система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий.

Многофункцио­нальность развивающих игр. С помощью одной игры можно решать большое количество об­разовательных задач.

Творческий потенциал каждой игры. Развивающие игры В. Воскобовича дают возможность прояв­лять творчество и детям, и взрослым.

Игровое обучение. Незаметно для себя малыш осваивает цифры или буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внима­ние, память, воображение.

Технология «Сказочные лабиринты игры» включает различные формы организации детского коллектива – занятия, совмест­ную игровую деятельность малышей и взрослых, самостоятель­ную игру детей.

В условиях учреждения все игры и пособия концентрируют­ся в одном месте – «интеллектуально-игровом центре». Один из вариантов оформления «центра» – объемный или нарисо­ванный на стене Фиолетовый Лес, «населенный» сказочными персонажами. В. Воскобовичем изобретены сотни игр и заданий: «Геоконт», «Квадраты Воскобовича», «Прозрачный квадрат», «Геовизор», «Конструкторы цифр и букв», «Шнур-за­тейник», «Чудо-цветик», «Чудо-лукошко» и многие другие.

В самостоя­тельных играх тренируются умения, совершенствуется ручная умелость и интеллект, и самое главное, появляется неограни­ченная возможность придумывать и творить.

Для качественной реализации технологии ре­комендуется психологическая диагностика, которая помогает определить уровни интеллектуального развития детей.

& Внеклассные ролевые игры. Игра для де­тей – это способ познания мира и своего места в нём, и потому она необходима для развития их личности. Игра – это деятельность, цель которой – сама эта деятельность. При таком подходе к играм, в которые играет большинство взрослых, можно отнес­ти и театр, и кино, и политику, и многое другое. Особое место занимают здесь театральные ролевые игры. В настоящее время ролевые игры приобрели характер молодежного общественного движения.

История ролевого движения начинается с того момента, когда около 20 человек собрались под Казанью, чтобы прожить несколько дней в мире, именуемом Средиземье (J.R.R. Tolkien «The Lord of the Rings»). Так состоялись первые «Хоббитские игры».

Современное движение роле­вых игр нельзя назвать толкиенистским, так как его участники играют буквально во всё: от «Ку­рочки Рябы» до «Перекрёстка» (игра, в которой в идеале участ­вуют литературные персонажи всех времен и народов) и от «Вавилона-5» (известный футурис­тический сериал) до «Валинорки» («Сотворение мира»).

Ролевая игра – это процесс создания игрового мира с по­гружением в него игрока как самостоятельной личности.

Роль может стать мощным сти­мулом к самовоспитанию. Многие иг­роки, которым их роли нравятся, продолжают придерживаться их и в повседневной жизни (например, дивные эльфы очищают от му­сора ближайшие леса и парки).

Глобальная цель ролевой иг­ры заключается в том, чтобы ус­транить несоответствие между отдельно взятой личностью и ок­ружающим её миром.

Возможны два варианта снятия этого противоречия: надо изменить личность, чтобы она стала соответствовать миру, ли­бо надо преобразовать мир, чтобы в нём стало хорошо дан­ной личности.

Организаторы игры и игроки могут ставить перед собой и кон­кретные задачи:

познавательные(«как это было?» – характерна для исторических игр);

эстетические(«мир прекрасен»);

обучаю­щие(«как это делать?» – в игре можно быть следопытом, кора­белом, воином, монахом буд­дийского монастыря и т.п.);

этические(«это наш мир» – проведение в жизнь некоторой системы моральных ценностей);

компенсаторные («всё было не так» – игры такого плана предполагают обязатель­ный литературный или, реже, ки­нематографический источник);

структури­рование времени(«как здоро­во, что все мы здесь сегодня со­брались» – это задача начинаю­щих игроков).

Организация игры начинает­ся с её замысла. Основное вни­мание при этом должно быть уделено следующим моментам. Во-первых, задуманный мир должен быть целостным и пол­ным, но допускать множество различных ситуаций. Во-вторых, определяется продолжительность игры.

Определяется форма проведе­ния игры: полигонная или каби­нетная. Если игра полигонная, то определяются основные характеристики места игры.

Обычно реальное количество участников бывает в 1,5-3 раза меньше заявленного.

Следующий важный момент – подбор организаторов игры и со­здание команды мастеров. Её за­дача – разработка замысла иг­рового мира, подготовка к игре, контроль за её ходом и (в случае необходимости) защита игрово­го мира от неадекватных ему действий игроков.

Команда на небольшую игру состоит обычно из 5-7 человек, но не больше 10.

Команда должна создать командную легенду – историю изображаемого народа, города и т.п., описание современного состояния (кому сколько лет, кто что делает, в каких родственных или иных отношениях состоит) – и материализовать задуман­ный имидж команды.

Начало игры должно быть по возможности красивым и эф­фектным. Часто для этой цели проводят парад участников игры или устраивают вводное теат­ральное действо.

& Финансово-экономические деловые игры. Цель таких игр – подготовка учащихся к рыночной экономике. Для этого моделируются определённые управленческие, экономичес­кие, финансовые, бизнес-ситуации, в которых формируются умения анализировать их и принимать оптимальные реше­ния.

В школах деловые игры могут проводиться как на уроках, так и во внеклассных мероприяти­ях.

Фи­нансовая сторона игры может предус­матривать введение собствен­ной школьной валюты и актив­ную деятельность банка, прово­дящего такие операции, как кре­дитование коммерческой дея­тельности фирм, проведение займов, введение личных лице­вых счетов клиентов, а экономи­ческая – моделировать организацию произ­водительной деятельности в значительном объёме и разно­образных формах. Это частный бизнес, малые предприятия, ко­операция, большой объём ком­мерческих услуг, торговля.

& Игровые автоматы. Прародительницей игро­вых автоматов считается иг­ра в кости, известная еще древним египтянам: там то­же действует генератор случайных чисел. Первые механические устройства, играющие с человеком на деньги, появились в США в конце XIX века. Позднее ро­дилась система главного приза – джекпота.

Игроманию – страсть к игре относят к таким не­дугам, как алкоголизм и наркомания.

Игромания чаще всего сопровождается асоциаль­ным поведением, ростом правонарушений, связанных с «долговой ямой» и угрозой тюрьмы. Могут происходить определенные изменения личности, например аутизация (избегание общения). Эти люди склонны к де­прессии. И дети гораздо ча­ще, чем взрослые. Есть и общие для всех болезней зависимости последствия – разрушение всех социаль­ных связей: семейных, про­фессиональных.

Рекомендуемая литература

1. Азаров Ю.П. Игра и труд. - М., 1973.

2. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. - М., 1979.

3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М., 1994.

4. Баев П.М. Играем на уроках русского языка. - М., 1989.

5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. - М., 1988.

6. Газман О.С. и др. В школу - с игрой. - М., 1991.

7. Добринская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности. - Л., 1983.

8. Журавлев А.П. Языковые игры на компьютере. - М., 1988.

9. Зак А.З. Поиск девятого: Игра на поиск закономерностей для детей 6-10 лет. – М.: НПО «Перспектива», 1993.

10. Зак А.З. Путешествия насекомых: Игра на планирование деятельности для детей 6-10 лет. – М., 1992.

11. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет. – М.: Новая школа, 1996.

12. Занько С.Ф. и др. Игра и ученье. - М., 1992.

13. Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. - М.: Прометей, 1991.

14. Игры - обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В. Петрусинского. - М., 1994.

15. Капитонов А.Н. Организационно-деятельностная игра в школе // Школьные технологии. – 2000. – № 2.

16. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 1990.

17. Куприянов Б.В. и др. Организация и методика проведения игр с подростками. - М.: ВЛАДОС, 2001.

18. Кэрролл Л. Логическая игра. - М., 1991.

19. Литова З.А. Деловые игры в школе // Школьные технологии. – 2000. – № 2.

20. Макаренко А.С. Некоторые выводы из педагогического опыта. Соч. т.V. - М., 1958.

21. Минкин Е.М. От игры к знаниям. - М., 1983.

22. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. - М., 1990.

23. Озеркова И.А. Ролевые игры как технология самовоспитания // Школьные технологии. – 2000. – № 2.

24. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: РПА, 1996.

25. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. - М.: Профиздат, 1991.

26. Прутченков А.С. Школа деловой игры // Школьные технологии. - 1991. - № 1, 2. - 1998. - № 4.

27. Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании. - М.: Народное образование, 1996.

28. Спиваковский А. С. Игра - это серьезно. - М., 1981.

29. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка. - М., 1981.

30. Хейзинга И. В тени завтрашнего дня. - М., 1992.

31. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М., 1994.

32. Шмаков С.А. Культура - досуг - ребенок. - М., 1994.

33. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. – М.: Пед. общество России, 2004.

34. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1979.

35. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. - М., 1974.

 








Дата добавления: 2016-05-11; просмотров: 5209;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.046 сек.