Incapacitas и indignitas
Incapacitas. Наряду с общей наследственной правоспособностью существует еще специальная, так назыв. capacitas. Можно вообще пользоваться наследственной правоспособностью и все-таки не иметь права приобрести что-либо из данного наследства. Так, напр., в до-юстиниановском праве caelibes, холостые, не могли ничего приобретать по завещанию, хотя они могли быть законными наследниками; orbi, бездетные, могли приобретать ex testamento не больше половины того, что им было предназначено завещателем. Некоторые случаи ограниченной capacitas встречаются и в современном праве (ср. Windscheid. Lehrbuch. Т. III. _ 550).
Indignitas. В римском праве в целом ряде случаев наследник, или легатарий, лишался наследства или отказа как indignus, недостойный. Так, напр., считались недостойными лица, которые проявили особое недоброжелательство к наследодателю или памяти его, напр., умышленно содействовали его смерти, или бросили умалишенного наследодателя на произвол судьбы и т. д.; лица, неосновательно оспорившие завещание как подложное и т. д. Все, что отнималось от таких лиц, называлось ereptorium или erepticum и обыкновенно поступало в фиск. В современном праве место фиска занимает тот, кто бы был призван, если бы недостойного не существовало.
Hereditas jacens
С момента открытия до приобретения наследства может пройти довольно много времени (напр., презумптивный наследник находится в отсутствии или колеблется, принять ли ему наследство или нет). Такое временно бесхозяйственное наследство называется hereditas jacens. В древнем праве hereditas jacens рассматривалась как res nullius. Захват отдельных наследственных вещей не составлял furtum и оставался безнаказанным. При этом, конечно, предполагалось, что захват состоялся до приобретения наследства наследником. По истечении года завладевший чужими наследственными вещами сам становился наследником. Этот своеобразный институт назывался usucapio pro herede. Позднее было признано, что захвативший наследственные объекты по истечении года приобретает их в полную собственность, но уже не становится наследником.
В начале императорского периода usucapio pro herede подверглась значительным изменениям. Гадриан объявил usucapio pro herede недействительной по отношению к наследнику. Вскоре после этого разграбление наследственной массы было признано уголовным преступлением, crimen expilatae hereditatis. В юстиниановском праве usucapio pro herede, конечно, уже не встречается.
Юридическая конструкция понятия hereditatis jacentis составляет предмет оживленного спора. Но так как об этом приходилось уже говорить в общей части, в учении о юридических лицах, то мы здесь не будем останавливаться на этом вопросе (ср. _ 19).
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 495;