Р. Пайпс. Россия при старом режиме
Россия первой из незападных стран пережила период неверия в свои силы (через который прошли впоследствии другие незападные народы), вызванный осознанием того, что, какой бы недостойной и негодной ни казалась западная цивилизация, ей удалось завладеть секретом могущества и богатства, который надобно перенять тем, кто хочет с ней успешно тягаться.
Все это российское правительство осознало во второй половине XVII в., за двести лет до того, как подобное потрясение постигло Японию...
Истинно революционный аспект петровских реформ был сокрыт от современников, да и сам Петр едва ли понимал его. Он
заключался в идее государства как организации, служащей высшему идеалу — общественному благу, — ив сопутствующей ей идее общества как партнера государства...
Вскоре после своего вступления на царствование Петр начал говорить об «общем благе»... При Петре в России впервые ощутили взаимосвязь между общественным и личным благом...
Однако предпосылки эти не были доведены до своего логического завершения, и здесь-то заключена центральная трагедия русской политики Нового времени. ...Было явным противоречием взывать к гражданскому чувству русского народа и одновременно отказывать ему в каких-либо юридических и политических гарантиях для защиты от всесильного государства. Совместное предприятие, в котором одна сторона обладала всей полнотой власти и вела игру по своим собственным правилам, очевидно, не могло действовать как следует. И тем не менее именно так управляют Россией со времен Петра до наших дней. Отказ властей... осознать очевидные последствия привлечения общественности к делам страны воспроизводил в России состояние перманентного политического напряжения, которое сменяющиеся правительства пытались уменьшить, когда ослабляя бразды правления, когда натягивая их еще туже, но ни разу не пригласив общество занять место рядом с собою на козлах.
5. Из речи Ф. М. Достоевского «Пушкин», 1880 г.
В самом деле, что такое для нас петровская реформа, и не в будущем только, а даже и в том, что уже было, произошло, что явилось воочию?.. Ведь не была же она только для нас усвоением европейских костюмов, обычаев, изобретений и европейской науки. ...Да, очень может быть, что Петр первоначально только в этом смысле и начал производить ее, то есть в смысле ближайшем утилитарном, но впоследствии, в дальнейшем развитии им своей идеи, Петр несомненно повиновался некоторому затаенному чутью, которое влекло его, в его деле, к целям будущим, несомненно огромнейшим... Так точно и русский народ не из одного только утилитаризма принял реформу... Ведь мы разом устремились тогда к самому жизненному воссоединению, к единению всечеловеческому! Мы не враждебно (как, казалось, должно бы было случиться), а дружественно, с полною любовию приняли в душу нашу гении чужих наций, всех вместе, не делая преимущественных племенных различий, умея инстинктом, почти с самого первого шагу различать, снимать противоречия... Да, назна-| чение русского человека есть бесспорно всеевропейское всемирное.
Тема 3
БУРЖУА «СТАРОГО СТИЛЯ»
В. Зомбарт. Буржуа
Книга известного немецкого социолога Вернера Зомбарта впервые вышла в 1913 г.
Капиталистическим предпринимателем этот старый буржуа тоже был: нажива была его целью, основание предприятий — его средством; он спекулировал и калькулировал, и в конце концов и мещанские добродетели овладевали его существом. Но что дает ему его своеобразный (ставший нам ныне таким чуждым) облик, это то... что во всех его размышлениях и планах, во всех его действиях и бездействиях решающее значение имело благосостояние и несчастье живого человека. ...
Богатство ценится, нажить его — горячо желаемая цель, но оно не должно быть самоцелью; оно должно только служить то: му, чтобы создавать или сохранять жизненные ценности. ...Темп их коммерческой деятельности был еще с развальцей; все их поведение — покойным. Еще не было бури в их деятельности ...Строжайше воспрещена была всякая «ловля клиентов»' считалось «нехристианским», безнравственным отбивать у своих соседей покупателей. ...Прогресс в технике желателен только тогда, когда он не разрушает человеческого счастья. Та пара пфеннигов, на которую он, быть может, удешевит продукт, не стоит тех слез, которые он причиняет семьям сделавшихся благодаря ему безработными рабочих. Значит, и здесь в центре интереса стоит человек, который на этот раз является даже «только» наемным рабочим. Но и о нем думали прежде, хотя, быть может, и по эгоистическим основаниям...
То, как мы видим, древняя идея пропитания, то традиционализм, то этические соображения, но всегда это что-нибудь стесняющее свободный расцвет инстинкта наживы, предпринимательского духа...
Какие общие черты наблюдаем мы в духовном строении современного экономического человека? ...Живой человек с его счастьем и горем, с его потребностями и требованиями вытеснен из центра круга интересов, и место его заняли две абстракции: нажива и дело.
Тема 4
БУРЖУАЗНОЕ ОБЩЕСТВО ГЛАЗАМИ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ
Дата добавления: 2016-08-07; просмотров: 654;