ЗАБОТА О ЗДОРОВЬЕ РЕБЯТ
Мы должны растить здоровых ребят. Одна из важнейших задач детского сада – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С раннего детства надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, вытирать ноги, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и т. д. Наши детские сады много делают в этом отношении, но надо делать еще больше. Надо, чтобы в учреждениях, готовящих дошкольниц, обращалось особое внимание на изучение санитарии и гигиены. Надо, чтобы каждый детский сад, каждое дошкольное учреждение превратилось в очаг пропаганды среди родителей основ гигиены и санитарии.
Мне рассказывала одна студентка, что, работая летом в детском саду в Астрахани, она была удивлена, как матери калмычки, когда им объяснили, как мыть ребят, как чисто их держать, стали особо заботливо проводить это в жизнь. Русские матери даже обиделись сначала, а потом стали подтягиваться. Детский сад может вести санитарную пропаганду показом. Дошкольницы знают, сколько приходилось воевать с родителями первое время, например, за стрижку волос, за чистый воздух: не хотели форток открывать, чрезмерно кутали ребят и т. д.
При широком размахе колхозного движения колхозы устраивают колхозные детские сады, но часто бывает, что они берут в воспитательницы девушек или старых женщин, которые получают за работу плату неполными трудоднями, с детьми обращаются хорошо, но им и в голову другой раз не приходит, что ребят надо держать не в душной избе, а на воздухе, не знают, чем ребят кормить, и т. д. Тут надо бы организовать с ними работу, научить их, как беречь здоровье ребят. Наркомздраву надо выпустить большим тиражом самым простым языком написанные книжки: «Как беречь здоровье наших детей».
Нужно организовать общественный контроль за тем, как бережется в детских садах и на детских площадках здоровье ребят.
Нужно сказать, что в лучших детских садах уже имеются большие достижения. Ребята привыкли мыть руки перед едой, ходить в чистом платье, спать после обеда, не входить в помещение в одежде.
Однажды в Орехово-Зуеве я вошла в детский сад в пальто. Ребята стояли в очереди – шли мыть ручонки. Одна девчурка лет пяти взглянула на меня и говорит: «Тетя, ты порядков не знаешь: нельзя входить в комнату в пальто...»
Санитарные привычки прививаются детворе.
Надо наладить, кроме того, правильное питание ребят и в детских садах и дома.
Мы знаем, как заботился Ленин о питании ребят, как в самые голодные годы издавал декреты о бесплатном питании ребят. Мы знаем, как настаивает Сталин, чтобы в каждой колхозной семье была корова, было бы молоко, столь необходимое для ребят.
В области охраны здоровья дошкольников, их физического развития сделано уже много, особенно в городах. Деревня отстает. Особенно важно вооружить необходимыми знаниями в этой области воспитательниц детских садов и детских площадок на селе, а также в национальных областях. Тут особенно важно изучение особенностей быта данной национальности, что лучше поможет найти правильные подходы.
Надо изучить уже имеющийся опыт и поглубже продумать его.
1936 г.
ЗНАЧЕНИЕ ЖИВЫХ ПРИМЕРОВ (ИЗ РЕЧИ НА ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ДОШКОЛЬНЫХ МЕТОДИСТОВ)
Ко мне пришли как-то, не очень давно, колхозницы и ударницы с Северного Кавказа. И вот в беседе со мной они сказали: «У нас, в деревне, на селе, дело поставлено таким образом, что в яслях и на детплощадках у нас молодые, малоподготовленные руководители, и наши ребята сидят, как мертвые. Руководительница не знает, что с ними делать, так вот ты уж постарайся, чтобы руководительницы были подготовленные». Я им говорила, что Наркомпрос об этом заботится, но, выступая сегодня на вашей конференции, я считаю необходимым передать и вам это горячее желание колхозниц видеть руководительниц детских садов и детплощадок более подготовленными. Я целиком присоединяюсь к этому пожеланию колхозниц.
Мне случайно этим летом пришлось наблюдать парочку детплощадок в Московской области, и колхозницы говорили о недостаточной подготовке руководительниц. Мне самой это страшно бросилось в глаза. Я видела детплощадку в одном колхозе и детплощадку в одном совхозе. И та и другая площадка исключительно хорошо обставлена в материальном отношении, но в смысле руководства они обе не только заставляют желать лучшего, но вызывают чрезвычайную тревогу. Руководительница не знает, не понимает, что ребят надо держать на воздухе. Погода прекрасная, а ребят держат в избе.
В совхозе около детской площадки есть место, где можно было бы устроить садик и выводить туда ребят, но под окнами возят навоз, а руководители площадки не знают, как воевать с этим. Положение создается чрезвычайно ненормальное.
На одной площадке нет никаких игрушек, и никому не приходит в голову, что можно было бы ребятам дать сосновые шишки, чурочки, обрывки материи, чтобы они чем-то занялись. Ребята сидят на хороших стульчиках, а руководительница не знает, о чем с ними говорить, чем их занять. Это заставляет нас обращать особенно большое внимание на деревню.
Вы знаете, товарищи, что внимание Коммунистической партии и Советской власти особенно обращено на деревню. Еще Ленин в свое время писал и говорил, что необходимо как можно скорее и глубже ликвидировать тот разрыв в культуре, который существует между городом и деревней. Мы видим по всем линиям, как сейчас идет сближение города и деревни. Механизация сельского хозяйства играет тут крупнейшую роль. Развитие путей сообщения, радио – все это сближает город с деревней. Но надо, чтобы по всем точкам было продумано это сближение. Нужно и детплощадки и детсады в деревне поднять до городского уровня. Огромное значение при этом имеет подготовка персонала работников детских садов.
Как же подбирать и подготовлять персонал? Надо считаться с теми людьми, какие есть. Надо подумать о тех кадрах, которым поручено вести эту работу, надо подумать о том, что следует сделать для них, чтобы они смогли действительно активизировать ребят, помогать им всесторонне развиваться. Тут совершенно исключительную роль имеет показ.
Я вспоминаю опыт Краснополянского района на Урале. Там еще в годы гражданской войны организовались коммуны, но они были замкнутыми, и о них никто не знал. Только когда стало развиваться колхозное движение, эти коммуны стали тем, чем они должны быть.
Краснополянский район имел 30 колхозов и в главном селе выстроил Дом соцкультуры. Туда Наркомпрос послал 5 человек и в том числе одну дошкольницу. Она рассказывала о работе, которую она там провела. В Доме соцкультуры был открыт показательный детсад. В каждом колхозе выбирали из женщин таких колхозниц, которые наиболее подходили к тому, чтобы работать с ребятами-дошкольниками. Выбранные были посланы на две недели в центральное село, и там изо дня б день на практике дошкольница Наркомпроса показывала, как надо работать в детсаду. Потом эти колхозницы разъехались, и каждая работала у себя, а товарищ из Наркомпроса приезжала и контролировала их работу.
Хотя это было в 1929 г., в самом начале колхозного движения, но, мне кажется, что этот опыт имеет исключительную ценность. Он показывает, как должно быть поставлено руководство подготовкой кадров для деревни. Конкретный показ того, что надо делать, имеет особое значение.
Нужно дать деревне целый ряд очень простых и конкретных указаний, что должны делать руководительницы детсадов.
Например, необходимо издать книжку с целым рядом примеров, как вести беседу с ребятишками разных возрастов – 3 и 4 лет, 5 и 6 лет. Такой материал есть, и его можно подобрать. Возрастные особенности нужно подчеркнуть. Важно, чтобы на детской площадке, в детском саду руководительницы не забывали возраста детей.
О чем, например, нужно говорить с ребятами 3–4 лет? Это ребята, которых интересует все окружающее. Их интересует та птица, которую они видят, та кошка, которая пробежала, та тетка, которая приходит с ними поговорить, – все ближайшее, что их окружает. Они познают это окружающее в самой простой, элементарной форме. Учитывая эту возрастную особенность, и надо показать, как надо разговаривать с ними так, чтобы у ребят пробуждалась активность, чтобы каждая беседа кончилась каким-то действием ребят, связывалась с игрой, чтобы рассказываемое захватывало и увлекало ребят.
Ребята развиваются разными темпами, и бывают два ребенка 5 лет с разным уровнем развития, но если взять в среднем возраст 4–5 лет, то детям этого возраста надо все щупать руками. Им можно говорить и о более далеком, чем трехлетним и четырехлетним, но о таком, что непосредственно связано с конкретным, с тем, что они видят.
Когда вы возьмете ребят в возрасте 6–8 лет, тут уже другой характер работы. У таких ребят другие требования, другие вопросы, вопросы обществоведческие встают перед ними в гораздо большей степени.
Или возьмем такие вопросы: когда и как у малышей коллективность развивается, какими должны быть коллективы? Тут вопросы игры приобретают исключительную роль. Игра для ребят – это учеба, и игра для ребят – это труд. Границ, которые есть у взрослых между игрой и трудом и между игрой и учебой, у ребят нет. Тот ребенок, который играет дисциплинированно, будет потом проявлять себя и в школе как дисциплинированный. Но, если мы захотим применить дисциплину школы к четырех-, пятилетнему ребенку, мы будем очень плохими педагогами. Учитывать возрастные особенности и тщательно их изучать особенно важно для дошкольных работников.
Весь опыт работы с детьми, который есть у каждого, показывает, как при правильной постановке работы в детском саду ребенок делается совершенно другим. Малыш обычно большой собственник и индивидуалист, надо уметь из индивидуалиста растить коллективиста. Это можно сделать, если правильно поставить дело. Когда вы будете подготовлять деревенских дошкольных работников, важно, чтобы вы не читали им длинных лекций отвлеченного характера, а обратили бы их внимание на самое основное и разъяснили бы это на конкретных примерах.
Мы должны дать в деревню для массы деревенских дошкольниц книжки, где конкретно и просто будет рассказано, как надо подходить к ребятам разного возраста, что и как им надо рассказывать, с чего начинать, как активизировать их, какие для какого возраста нужно организовать игры.
1936 г.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 795;