ВОСПИТАТЕЛИ-ВЫДВИЖЕНЦЫ
Мы видим, что во всех областях управленческой и общественной работы идет выдвижение рабочих и работниц. В процессе работы выдвиженцы изучают дело. Есть прямые указания партии о том, что выдвиженцам надо всячески помогать овладеть новой отраслью работы, охватить ее во всем объеме, продумать ее. Опыт показал, что выдвиженцы при надлежащей помощи им вносят в работу много ценного, свежего. Сейчас мы видим, что в области просвещения потребуется громадное расширение кадров. Чтобы осуществить всеобщее обучение,"например, по Центрально-Черноземной области открывается в этом году 2500 дополнительных новых комплектов, по одному Орловскому округу открывается 500 дошкольных изб. Мы стоим перед поголовным обслуживанием подрастающего поколения; жизнь повелительно этого требует. А кадров нет. Нужно массовое выдвиженчество. Нужно, чтобы рабочие и работницы, чувствующие интерес к этой работе, получали возможность научиться ей. Нужны рекомендательные списки книг • по воспитанию, с указанием, как их читать; нужны заочные курсы; нужно написать по-новому целый ряд книжек по воспитанию; нужно указать, как и кого должны выдвигать в воспитатели рабочие организации; надо прикреплять выдвиженцев к лучшим школам, детсадам, систематически инструктировать их, помогать им подниматься вперед со ступеньки на ступеньку. Хотелось бы, чтобы читатели журнала «О наших детях» высказали свое мнение по. поводу педагогического выдвиженчества.
1930 г.
О ДЕТСКОМ БЫТЕ
Недавно собиралась секция по детскому быту, организованная при комиссии РКИ по быту (Комиссия т. Гольцмана). Представители разных организаций говорили о необходимости немедля же устранить ряд явлений, имеющих место в детском быту. Выяснилось, что «в розницу» кое-что делается, но работа эта не объединена, к ней не приковано в достаточной мере общественное внимание. Указывалось также, что комиссия по детскому быту должна иметь известную перспективу в своей работе, останавливаясь на более вопиющих массовых явлениях, которые должны быть как можно скорее устранены. Если взять, скажем, такие явления, как плохие жилищные условия ребят, с одной стороны, и типизация детских игрушек – с другой, то главное внимание должно быть уделено, конечно, первому вопросу.
Один из серьезнейших вопросов в области детского быта – это вопрос о защите прав и личности ребенка. Кодекс законов, защищающих личность ребенка от насилия, эксплуатации, вынужденного невежества, весьма ограничен; законодательство в этом направлении разработано весьма слабо, соответствующие законы не систематизированы, мало популяризированы, мало известны широкой публике. А те законы, которые есть, – как проводятся они в жизнь? Что может сказать на этот счет Наркомюст, профсоюзы, Наркомпрос? Где статьи в наших журналах, газетах, освещающие этот вопрос? Где органы, наблюдающие за этим делом? Может ли относиться к этому делу спокойно РКИ?
Борьбу с битьем ребят ведет СПОН, ведет «Друг детей», но где законы, на которые и СПОН, и «Друг детей», и каждый гражданин СССР может опираться? Обсуждены ли они достаточно широко на рабочих собраниях, в колхозах? Знают ли о них сельсоветы, горсоветы, бытовые комиссии?
Профсоюзы. Как у них обстоит дело с защитой труда детей, например детей-батрачат и нянек? Кто заботится о соблюдении существующих постановлений в жизни? Кто за это отвечает? Что делает соцстрах по части помощи детям рабочих? Кто контролирует, как питаются дети рабочих, как они живут? При чем же тут соцстрах? – с досадой скажут работники соцстраха.
А ученики кустарей, дети кустарей? Кто охраняет их права, их труд, их личность? Кто охраняет права, труд, личность ребят, отдаваемых на воспитание?
Идет большая работа по введению всеобщего обучения. Но совершенно в тени остается вопрос об обязательности обучения. Поэтому надо особенно горячо приветствовать обязательное постановление Центрально-Черноземного областного исполнительного комитета от 26 декабря 1929 г. о введении всеобщего обязательного начального обучения в ЦЧО. Мы знаем, какие героические меры принимает ЦЧО для введения всеобщего обучения: открывает в этом году 2500 дополнительных комплектов, проводит полную бесплатность обучения в I ступени, бесплатное снабжение детей учебниками 'и учебными пособиями. Это при страшной перенаселенности, при страшно бедном населении. Пункт 3-й постановления гласит:
«Граждане, имеющие на своем иждивении детей школьного возраста, а также ответственные руководители воспитательных учреждений и организаций должны посылать детей восьмилетнего возраста для обучения в школы в обязательном порядке».
Пункт 7-й гласит:
«Лица, указанные в п. 3-м настоящего обязательного постановления, за отказ посылать детей в школы I ступени и за отсутствие с их стороны надлежащего надзора над регулярностью и правильностью посещения детьми школы привлекаются в административном порядке к штрафу в размере: в городах и поселках городского типа – до 50 рублей или к принудительным работам в течение 15 дней, а в сельских местностях – к штрафу до 10 рублей или принудительным работам в течение 10 дней».
В результате не только дети, все взрослое безграмотное население уже в добровольном порядке засело за буквари. Все избы вечером набиты учащимися-взрослыми.
Имеет ли такое законодательство Московская область? Ленинградская область? Есть ли соревнование между ними? И не надо ли брать пример с ЦЧО? И не должны ли привлекать ВЦИК и РКИ к ответственности халатно относящиеся к этому вопросу области и округа? Ставить показательные процессы за тормозящую культурную революцию медлительность?
В деле охраны личности, труда детей, защиты детских прав на учебу мы позорно отстаем. Нам кое в чем надо еще в этой области догонять буржуазные страны. Не пора ли нам давно перегнать их?
Возьмем другой острый вопрос, которого касалась комиссия по детскому быту. Вопрос о детском питании. Православные посты, кончающиеся пасхой, магометанский пост «ураза», кончающийся праздником (байрам), связаны с «благодеяниями» со стороны богатых, подкармливанием в праздники наголодавшейся бедноты богачами, подарками к пасхе – это своеобразная вербовка подкулачников. У этого установившегося веками религиозного обычая могут быть вырваны социальные корни лишь тогда, когда правильная организация общественного питания, поставленная в массовом масштабе, вырвет социальные корни благодеяний богачей. Начать надо с детского питания. Мы устраиваем «образцовые» детские столовки, вроде Сокольнической, где все поставлено «на ять», которые стоят больших денег, обещаем обслужить весь район, а потом выясняется, что столовка стоит очень дорого, и дело понемножку и потихоньку свертывается. Начинается канитель со снабжением. Ну уж если начинать переустройство быта, то начинать надо всерьез, не с устройства заповедников для зверей и домов для советских холостяков по последнему слову архитектурной науки, а с устройства быта детворы. При комиссии т. Гольцмана существует секция по питанию с т. Халатовым во главе и секция по снабжению во главе с т. Калниным. Вот на совместном заседании секций но питанию, снабжению и детскому быту надо обдумать и провести ряд мероприятий по общественному питанию детей в городах и деревнях.
Вновь надо поставить вопрос о школьных завтраках для всех ребят-школьников поголовно, организовать контроль за снабжением и качеством этих завтраков; поставить вопрос о детских столовках и их снабжении при школах, жилтовариществах, при рабочих казармах, в деревнях- при сельсоветах или школах, в коммунах. Надо поставить также вопрос о рационализации детского питания и об усиленном питании слабых ребят (подкармливании их рыбьим жиром, горячим молоком и пр.).
Мы обломали все перья, исписали горы бумаги о том, как любил Ильич детей, а для ребят делаем чертовски мало – некогда все. В шестую годовщину смерти Ильича пора взяться всерьез за организацию общественного питания детворы, а то у нас в Москве, в богатой Москве, дети в детдомах сидят еще на голодном пайке, и не только в Москве, конечно.
У нас ведь есть деткомиссия при ВЦИКе. Что она делает в этом отношении? Она просто собирает средства и передает их разным учреждениям. Правильно ли это? Не нужно ли ей поближе встать к обслуживанию детского быта?
Секция по быту касалась также вопроса детских жилищ, вопроса о необходимости стройки детских общежитий при рабочих казармах, при школах, при жилтовариществах, при ночлежках, коммунах; об устройстве летних общежитий в окрестностях больших городов для целых школ, для детей рабочих отдельных фабрик и заводов, отдельных жилтовариществ; об использовании для этой цели «зеленых городов»; о необходимости организации санитарного надзора над детдомами, детсадами и яслями, над рабочими казармами, над мастерскими кустарей, где работают подростки, и т. п.
У нас нет установленных типов школьных зданий (за исключением небольших деревенских) для разных районов, установленных типов детдомов и детских учреждений, нет законодательных установлений о бронировании помещений во вновь строящихся домах для детских общежитий, детских столовок, детских комнат для занятий, игр, для труда.
Приближается лето. Будут организовываться детские площадки. Но этого мало. Необходимо организовать детский массовый ближний туризм. Для этого нужен бесплатный проезд в автобусах для школьников, нужны даровые детские вагоны, нужна организация опорных пунктов детского туризма в окрестностях больших городов, в колхозах, где можно было бы покормиться, напиться чаю или молока. Необходим поголовный охват ребят этим детским туризмом.
Не такие уж бешеные деньги будет это стоить.
Необходима также немедленная организация подвоза ребят в школы Цутранпроса (Центральное управление просвещения на транспорте. – Ред.). Запрещение школьникам езды в товарных вагонах срывает во многих местах посещение школьниками школ. Пассажирские поезда, само собой, не ориентируются на школьные расписания, ребята опаздывают на несколько часов в школу, болтаются часами на вокзалах в ожидании поездов – учеба срывается. Железнодорожники легко могут выяснить больные участки, необходимо будет организовать прицепные детские вагоны к товарным поездам. РКИ должна проследить, чтобы это было сделано.
Вообще вопросы организации детского быта должны стать предметом обсуждения в секциях Советов, в культотделах профсоюзов, по фабрикам и заводам, в колхозах, в коммунах, на учительских собраниях, в ЦБ юных пионеров, на собраниях ВЛКСМ.
Надо поднять и организовать около детского быта серьезную общественную работу.
1930 г.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО (ПО ВОПРОСУ О ДЕТСКОМ БЫТЕ)
В феврале 1930 г., 10 месяцев тому назад, мы открыли заочную конференцию читателей нашего журнала по детскому быту. Вопросам детского быта наш журнал вообще уделяет в этом году много внимания. И заочная конференция читателей была созвучна с общим освещением этого вопроса, дополняла, глубже освещала его, поднимала новые вопросы.
Читатели, писавшие в журнал, ставили вопрос о необходимости организовать общественную инициативу в направлении борьбы за новый быт детей, пойти и в данном вопросе по пути ударничества и соцсоревнования. С другой стороны, они писали о тех тяжелых условиях, в которых растут дети в семье, о безнадзорности, об эксплуатации детского труда, о неправильном подходе к вопросам воспитания со стороны родителей. В статьях, присланных в редакцию, указывался целый ряд недочетов в воспитании, целый ряд тяжелых сторон современного быта, писалось о сиротах, о слабых, отстающих детях. Особенное внимание уделялось вопросу о детском труде, об организации его. Указывалось на необходимость общественного воспитания ребят. Наиболее полно, пожалуй, освещен был вопрос о необходимости защиты прав детей, охраны их труда, их права на учебу. Был поднят вопрос о необходимости создания детского кодекса. Все поднятые вопросы имеют очень большое значение. Конечно, затронута лишь сравнительно небольшая часть вопросов, касающихся быта детей. Не затронут еще ряд важнейших вопросов. Кроме того, вопросы лишь ставились, давали толчок мысли, привлекали общественное внимание к ним, но настоящим образом общественность еще не поднята около этих вопросов. Громадная работа нужна еще в этой области.
ВЦИК и Совнарком 5 октября (1930 г. – Ред.) приняли положение о бытовых секциях при городских и сельских Советах. Это организует общественность и около вопросов детского быта.
В связи с постановлением Совнаркома о всеобуче встали во весь рост и такие вопросы, как вопрос о детском питании, о горячих школьных завтраках. Всесоюзный смотр общественного питания, проведенный газетой «Правда», осветил и вопрос о детском питании.
Всеобуч требует обязательности обучения. Жизнь показывает, что необходимо провести целый ряд законодательных распоряжений в целях защиты детей от несознательных родителей и воспитателей – без этого всеобуча не проведешь. Вопрос о детском кодексе встает с особой настоятельностью.
Работа заочной конференции не прошла бесследно, сделано полезное дело. Надо только, чтобы оно с каждым днем получало все более широкий размах. Внимание детям, внимание подросткам – таков наш призыв.
1930 г.
О БЫТОВЫХ КОММУНАХ
Сейчас появляется много коммун молодежи. Появилось несколько интересных брошюр, описывающих эти коммуны, например «Коммуна 133». Это – коммуны потребительского типа, но центральный вопрос в них – это организация на почве обобществленного быта новых общественных мерил, новых взаимоотношений между членами коммуны, новых, насквозь товарищеских отношений между мужчиной и женщиной. Заводят общую кассу, создают новые формы пользования общим имуществом и т. д. Много интересного бытового в этих коммунах. Однако мешает быстрому развитию молодежных коммун общая плохая налаженность потребительской стороны жизни: очереди, отсутствие общественных столовых, отсутствие общественных прачечных, доставки продуктов на дом и т. д. Мелочи поглощают очень много внимания и сил. Если бы потребительский уклад стоял хотя бы на уровне швейцарского, коммуны молодежи могли бы быстро развиваться. Возьмем какой-нибудь Цюрих: там дешевые столовки, хорошо налаженная кооперация, доставка продуктов на дом, прачечные, газ – все это страшно облегчает хозяйство. Нам надо еще много поработать, чтобы достигнуть хотя бы швейцарской налаженности хозяйственно-бытовой жизни.
В условиях ссылки, эмиграции часто устраивались потребительские коммуны в целях налаживания более целесообразного и дешевого питания. В рабочем быту рабочие-сезонники часто заводят артельное питание, разные сельскохозяйственные артели делают то же. На это толкает жизнь. Но даже превосходно налаженное общественное питание, прекрасно налаженное общежитие не есть еще коммуна. Общежитие превращается в коммуну тогда, когда членов общежития связывает какая-либо общая идея, общая цель. Теперешнюю молодежь с коммуной связывает сознание необходимости социалистической стройки.
Где нет общей связывающей идеи, там потребительская коммуна быстро распадается или вырождается в обычное общежитие.
Коммуны не новость. Они существовали еще в средние века. Монастыри, по сути дела, были коммунами. Но эти потребительские коммуны могли существовать лишь при условии крайнего ограничения потребления их членов. Отсюда посты, отказ от семейной жизни и пр. Недостаток в продуктах потребления диктовал аскетизм, отказ от земных благ. Хотя монастыри вели свое хозяйство, но при прежних способах производства крупное хозяйство не было столь выгодно, как при механической обработке земли. Не было тогда и приложения науки к земледелию. Вывозило лишь подогреваемое религией напряжение сил монастырских обитателей да обдуманная организация труда. Связывала членов монастырской коммуны религиозность.
Развитие капитализма, развитие при помощи техники новых могучих сил производства создали совершенно иную основу для коллективного хозяйствования. Машинное производство, применение науки и техники в земледелии создали материальные предпосылки для коммунального хозяйства. В планах построения коммун утопистов уже не было речи об ограничении потребностей, о самоограничении. Утописты выдвигали уже другой принцип: каждому по потребностям.
Надо внимательно изучить и средневековый монастырский коммунизм, и коммунизм утопистов, и европейское кооперативное движение, и так называемый муниципальный социализм. Изучать, чтобы лучше понять стоящие перед нами задачи в области коллективного хозяйствования и налаживания коллективной жизни.
Небезынтересно также ознакомиться с так называемым «гильдейским социализмом». Он возник в Англии, вскоре после организации Советской власти в России, среди английских социал-демократов. Этот «гильдейский социализм» представлял собой очень путаную теорию с примесью религиозности, но кое-какие интересные моменты в нем есть. Гильдейский социализм обращает особое внимание на потребителя. Один рабочий не равен другому, существует известная дифференциация среди рабочих: металлист – это одно, текстильщик – другое, пищевик – третье. Потребители различны, рассуждают гильдейские социалисты, среди них есть также дифференциация, их надо организовать в зависимости от их потребительских интересов. Да и само потребление по типу своему не однородно. Есть потребление коллективное: железные дороги, водопровод, электричество, газ, – и есть потребление индивидуальное: одежда, пища и пр., – которое зависит от цены и вкуса. Первый тип потребления требует коллективизации средств производства, второй тип потребления требует широкого развития кооперации.
Интересна также постановка вопроса о контроле потребителей над производством.
Надо правду сказать, все эти вопросы у нас изучены в совершенно недостаточной мере, а сейчас они становятся чрезвычайно актуальными.
Сейчас вопрос о коммунах у нас получает совершенно особое значение. Коммуны создаются в деревне, крестьяне обобществляют средства производства. Ломка старого быта связана с ломкой старой, мелкособственнической психологии. Важна организация нового уклада. Надо идти на помощь строительству этого уклада, но дело это новое и сложное, очень трудное. Надо тщательно изучить весь имеющийся опыт и вносить сознание в стихийную стройку нового быта.
1930 г.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 511;