Одиночество по-американски
Поскольку американцы больше всего склонны подвергать сомнению свои достоинства, когда рядом нет никого, кто мог бы убедить их в обратном, они стремятся создавать постоянные возможности для контакта и общения — пусть это будет хотя бы радио — дома, на работе, в играх. В большинстве своем они не могут долго оставаться одни, а когда кто-то предпочитает одиночество, то возникает подозрение, в своем ли он уме. Присутствие, внимание, восхищение других людей становятся, таким образом, неизбежным компонентом самолюбия американцев, и их психологическая потребность в таком отношении более настоятельна, чем у людей в других странах. Это придает особый характер социальным взаимоотношениям американцев со своими соотечественниками (за исключением иногда отношений между супругами и между родителями и детьми): такие отношения являются прежде все-
го средством, благодаря которому у американца сохраняется и укрепляется чувство собственного достоинства. Данные отношения можно рассматривать как отношения эксплуатации, но эта эксплуатация почти всегда взаимна. «Я буду уверять тебя, что тебе все удается, если ты будешь уверять меня, что и мне все удается» — таким мог бы быть негласный договор, заключив который, два человека начинают строить свои взаимоотношения. Наиболее приятной формой выражения подобных уверений является не откровенная лесть или похвала (сами по себе они вызывают подозрение, что тебя хотят как-то использовать), а любовь или по крайней мере внимание, направленное исключительно на тебя, показывающее, что ты интересен и достоин уважения.
Источник: Мид М. Одиночество, самостоятельность и взаимозависимость в контексте культуры // Лабиринты одиночества: Пер. с англ./Сост, общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. М., 1989. С. 111
Философские проблемы одиночества поднимают романы Ф. Достоевского («Записки из подполья»), Т. Харди («Возвращение земляка»), Джека Лондона («Мартин Иден»), Г. Гессе («Степной волк»), Томаса Вулфа («Взгляни на дом свой, ангел», «О времени и о реке», «Домой возврата нет»), Джеймса Джойса («Портрет художника в юности»), Ю. О'Нила («Разносчик льда грядет», «Анна Кристи», «Долгий день уходит в ночь»), А. Камю («Чума», «Чужой»), Ф. Кафки («Процесс»), пьесы Теннесси Уильямса, романы Грэма Грина («Человек внутри», «Власть и слава», «Суть дела»), Дж. Сэлинджера («Над пропастью во ржи», «Смеющийся человек»), Дж. Конрада («Сердце тьмы», «Лорд Джим», «Победа»). Анализу метафизического одиночества, заброшенности человеческого существования посвящены философские работы Ницше, Паскаля, Кьеркегора, Сартра. У Ницше мы находим утверждение о том, что со смертью Бога человек сразу же оказывается в положении окончательного одиночества. Одиночество превращается для современных писателей и философов в некий эксперимент, который ставит — добровольно или принудительно — над собой, чтобы лучше познать глубины человеческого «Я». Не осмысляя своего одиночества, кажется, нельзя осознать и своей личности.
Моральное одиночество определяется, по Э. Фромму, как неспособность индивида соотноситься не обязательно только с другими людьми, но и с ценностями и идеалами вообще.
В философии одиночество рассматривается как основополагающий факт человеческого существования. Фон Вицлебен проводит различие между «первичным» одиночеством как результатом осознания человеком одиночества в мире и «вторичным» одиночеством, обусловленным потерей индивидом социального партнера.
Согласно представителям экзистенциальной философии, человек в этом мире — существо случайное. Он заброшен в него для того, чтобы оставаться бесконечно одиноким. Таким человек приходит в этот мир, таким из него уходит. «Одинокий человек — это факт экзистенции, ибо он вступает в жизненное отношение с другим одиноким человеком»6. Но лишь перед тем, кто оказался одинок, раскрывается во всей глубине вопрос о существе человека. Только человеку, который преодолевает свое одиночество и при этом не теряет к нему интереса, указывается путь к истине.
Экзистенциализм привнес в трактовку одиночества особенный акцент — его связь с категорией смысла жизни. Связь между одиночеством и бессмысленностью своего существования описана рассказчиком в романе Дж. Конрада «Сердце тьмы»: «Я почувствовал такое уныние и одиночество, словно у меня отняли веру или я не оправдал своего назначения в жизни...»7. Хол-ден Колфилд тоже, видимо, не имеет четких убеждений, мотивов или осмысленного представления о своем предназначении в жизни. Большинство переживаний одиночества, рассказанных героями литературных произведений, вызваны или ощущением своей покинутости, или вынужденным уединением.
Бубер М. Проблема человека. Перспективы. //Лабиринты одиночества: Пер. с англ. /Сост., обш. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. М., 1989. С. 93. 7 Конрад Дж. Сердце тьмы. Избр. В 2 т. М., 1959. Т. 2. С. 65.
ЗБ9
Ознакомившись с философскими описаниями, можно вывести список экзистенциальных переменных, описывающих данный феномен: безысходный, покинутый, подавленный, беспомощный, обособленный, отчужденный, несчастный, отчаявшийся.
Философы любят рассуждать: одиночество есть плата за обособленность. Человек в городской толпе одинок. Толпа — сборище чужих друг другу людей. А в незнакомом обществе, где на нас никто не обращает внимания, мы непременно чувствуем себя заброшенными и одинокими.
С одной стороны, отчужденность в большом городе означает свободу от досадного надзора или вмешательства в свою частную жизнь других людей, которые в более узком пространстве обязательно полюбопытствовали бы на наш счет. Здесь можно оставаться в общественном месте, сохраняя в неприкосновенности свою обособленность. Расширяются наша свобода и независимость. С другой стороны, та же самая отчужденность порождает одиночество людей. Человек может быть одинок дома, например, пожилой человек, живущий один. Вдобавок и на улице с ним никто не общается, если нет знакомых. Пытку всеобщим одиночеством не всякий способен выдержать. Встречались вам люди, которые среди большого города ищут, с кем бы заговорить? Это не обязательно неисправимые болтуны, выискивающие очередную жертву. Часто ими могут оказаться жертвы городского одиночества.
Такова оборотная сторона городской толпы: вместе с обременительным любопытством посторонних исчезают и их сочувствие, готовность помочь. В возбуждающей или утомляющей толчее городской жизни обнаруживается холодное человеческое безразличие.
У Хайдеггера человек — «не есть человек, который действительно живет с людьми, но есть человек, который действительно с ними жить не может». Хайдеггеровское «существование» (Dasein) — это монологическое существование, или пребывание в одиночестве. Человек является изгнанником при-
Врезка
Э. Цыганкова
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 693;