Добродетель мужества
Мужество — добродетель, которая во все времена почиталась в обществе. Всякий богатырь, всякий герой народного фольклора — это образец мужественного, стойкого поведения, храбрости, верности, несгибаемой воли.
Социально-нравственные добродетели
Именно эти качества чаще всего раскрывают для нас понятие «мужество». Оно связано с представлением об истинно мужском, мощном и самостоятельном, достойном поведении. Мужество — всегда проявление крепости, надежности, устойчивости. На мужественного человека можно опереться в прямом и переносном смысле. Он — защитник и в военную пору, и в борьбе с природной стихией, и при столкновении с житейским горем. Качество мужества, хотя и ассоциируется с собственно мужскими чертами, может принадлежать и женщине. Парадокс мужественной женщины не так уж редок. Это та самая женщина, которая «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет», та, что способна противостоять испытаниям судьбы, житейским невзгодам и страданиям. Целую портретную галерею таких женщин мы видим в истории нашей Родины — это и мужественные сподвижницы своих мужей, и героини фронта, и те, кто проявлял завидную стойкость в годину социальных испытаний.
Но что такое мужество не как мужское или женское качество, а как качество общечеловеческое и нравственное?
Теме мужества как особого рода мироотношения была посвящена в XX в. книга знаменитого протестантского теолога Пауля Тиллиха. Она называется «Мужество быть». Тиллих считает, что этический вопрос о природе мужества неизбежно приводит нас к онтологическому вопросу о природе бытия. Именно мужество, полагает он, может показать, что такое бытие, а бытие ответит нам на вопрос, что такое мужество. Вопрос о бытии становится во весь рост перед лицом тревоги. Тревога для Тиллиха — не невротическое явление, она проистекает из глубин самой человеческой жизни. Тревога — состояние, в котором бытие человека осознает возможность своего небытия, это непосредственное переживание, экзистенциальное осознание небытия. Тревога не имеет четко локализованного предмета, бояться чего-то конкретного — прерогатива страха, и потому тревога стремится пре-
Лекция 9
вратиться в страх, но не может этого сделать. Устранить основополагающую тревогу конечного бытия невозможно. Но ей можно противопоставить мужество.
Тиллих выделяет три типа экзистенциальной тревоги, всегда сопровождающие человека: тревога судьбы и смерти; тревога пустоты и утраты смысла; тревога вины и осуждения. Все эти виды тревоги, терзающей индивида, требуют мужества, которое устранит тревогу и даст человеку чувство уверенности, позволит ему жить и действовать, если и небестрепетно, то с достоинством,
Совокупной тревоге Тиллих противопоставляет три вида мужества: мужество быть частью, мужество быть собой и мужество принять приятие.
Мужество быть частью означает, что индивидуальное «я» частично отказывается от своей уникальности, отождествляя себя с группой, к которой оно принадлежит. Человек теперь видит себя как часть того, от чего он в то же время обособлен. Индивид, включенный в семью, в социальную группу, в государство разделяет теперь с ними общую силу бытия, при этом он становится активно действующим агентом — участником. Самоутверждение индивида в данном качестве составляет часть самоутверждения социальных групп. В этом случае добровольное отождествление себя с коллективом приводит, как говорит Тиллих, к трансцендированию (превосхождению) тревоги судьбы и смерти. Та часть индивида, которая тождественна коллективности, не погибает, а оказывается бессмертной, она вечна, как вечен коллектив, который заменяет теперь индивидуальное бессмертие. Даже жертвуя во имя сообщества своей жизнью, индивид ощущает сопричастность жизни вселенной на правах ее неотъемлемой части. Точно так же трансцендируется тревога сомнения и отсутствия смысла. Смысл жизни коллектива становится смыслом индивидуальной жизни и индивидуальной смерти.
С мужеством быть частью неразрывно связана его alter ego — мужество быть собой. Это мужество индивидуа-
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 649;