Объединение русских земель вокруг Москвы
1. Предпосылки объединения.
2. Причины возвышения Москвы.
3. Куликовская битва.
--------------------------------------------------
1. Процесс объединения земель и образования единого государства начался в конце 13в. Основной политической предпосылкой слияния раздробленных земель являлась задача освобождения страны от ордынского ига. Церковь также была заинтересована в объединении земель. Стремление сохранить и упрочить единую церковную организацию, ликвидировать угрозу ее позициям заставляло церковь поддерживать политику того князя, который будет способен объединить Русь.
Одним из главных социально-экономических факторов объединения явился рост боярского сословия и феодального землевладения. Стремление феодалов, особенно мелких, к сильной централизованной власти служило важной предпосылкой объединения земель. Большую роль играло также то, что в условиях раздробленности сохранялись общий язык, правовые нормы и единая вера.
2. Историки по-разному объясняют причины превращения Москвы из отсталого в самое сильное в экономическом и военно-политическом отношении княжество Северо-Восточной Руси. Некоторые преимущества заключались в географическом положении: через Москву проходили важные торговые пути, она обладала сравнительно плодородными землями, притягивающими к себе трудовое население и бояр, была защищена от набегов отдельных монгольских отрядов лесами. Но схожие условия существовали и в Твери, стоявшей на Волге и находившейся еще дальше от Орды.
Главную роль сыграла политика московских князей и их личные качества. Сделав ставку на союзе Ордой и продолжив в этом отношении линию Александра Невского, московские князья первой половины XIVв. использовали все средства для достижения поставленных целей. В итоге, сотрудничая с ханом Золотой Орды и жестоко подавляя антиордынские выступления, обогащая казну и постепенно собирая русскую землю, они сумели возвысить свое княжество и создать условия как для объединения земель, так и для вступления затем в открытую борьбу с Ордой.
Родоначальник династии московских князей Даниил (сын А. Невского) сумел приобрести ряд земель и расширить княжество. Его сын Юрий (1303— 1325) повел уже решительную борьбу за ярлык с великим князем Михаилом Ярославичем Тверским. В 1303 г. ему удается захватить Можайск, что позволило взять под контроль весь бассейн реки Москвы. Войдя в доверие к хану Узбеку и женившись на его сестре Кончаке (после крещения — Агафье), Юрий Данилович в 1316 г. получил ярлык, отобранный у тверского князя.
После тверского восстания Орда окончательно отказывается от системы баскачества и передает сбор дани в руки великого князя. В 1325 г., воспользовавшись ссорой митрополита Петра с тверским князем, Ивану Калите удалось перенести митрополичью кафедру в Москву. Авторитет и влияние Москвы возросли в связи с ее превращением в религиозный центр Северо-Восточной Руси.
Во второй половине XIV — середине XV в. Москва превратилась в центр объединения русских земель. Власть московского князя усилилась, началась активная борьба с Ордой, зависимость постепенно ослабевала.
3. Внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович (1359—1389) в 9 лет оказался во главе Московского княжества. Воспользовавшись его малолетством, суздальско-нижегородский князь Дмитрий Константинович добыл в Орде ярлык. В 1375 г. Дмитрий Иванович во главе коалиции князей Северо-Восточной Руси напал на Тверь, отобрал ярлык и заставил ее признать вассальную зависимость от Москвы. Так начался процесс превращения самостоятельных князей в удельных, что укрепило Московское княжество, обезопасило его тылы и позволило вступить в борьбу с Ордой.
Этому же способствовало наступление с конца 1350-х гг. смуты в самой Орде. В 1375 г. власть в ней захватил темник Мамай, который не был чингизидом. Дмитрий Иванович, воспользовавшись ослаблением Орды, отказался платить дань. Тогда Мамай пошел походом на Русь. Решающее сражение произошло на Куликовом поле 8 сентября 1380 г. Благодаря патриотизму и мужеству русских воинов, сплоченных общей верой и единым руководством, а также умелым действиям засадного полка под началом двоюродного брата Дмитрия Владимира Андреевича Серпуховского и воеводы Дмитрия Боброка-Волынца, в решающий момент сумевшего переломить ход битвы, была одержана победа.
Историческое значение победы заключалось в том, что Русь была спасена от разорения, Москва окончательно закрепила за собой роль объединителя, а ее князья — защитников Русской земли. Эта первая стратегически важная победа, давшая Дмитрию прозвище «Донской», заставила русских людей поверить в свои силы, укрепила их в правоте своей веры
ТЕМА 9.
ОБРАЗОВАНИЕ МОСКОВСКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА (2-ая половина 15 – начало 16 в.)
1. Иван III и завершение объединения земель.
2. Освобождение от ордынской зависимости.
3. Государственность и управление.
4. Тенденции социально-экономического развития.
5. Концепция «Москва – Третий Рим».
-------------------------------------------------------
1. Во второй четверти XV в. процесс объединения принял необратимый характер. Великий князь ИванIII (1462—1505)полностью подчинил Ярославское княжество, ликвидировал остатки независимости Ростовского княжества, в 1478 г. присоединил Новгород, в 1485 г. — Тверь. Подавление двух феодальных центров — Новгорода и Твери, — длительное время соперничавших с Москвой, было решающим шагом в объединении русских земель вокруг Москвы. В 1489 г. войско московского князя подчинило Вятку. Так в основном завершилось формирование территории государства, что наполнило реальным содержанием используемый московском князем титул — государь всея Руси. В 1475 г. Иван III женится на дочери последнего византийского императора Софье Палеолог, что повышает международный авторитет Московской Руси. На Руси появляется новый герб – двуглавый орёл – символ межконтинентального геополитического положения России. Ранее считалось, что герб пришёл из Византии, однако, последние данные подтверждают его западноевропейское происхождение.
В результате войн с Литвой и перехода на московскую службу со своими землями русских православных князей из Литвы Ивану III удалось еще больше расширить свои владения. В составе Московского государства оказались княжества, расположенные в верховьях Оки (Воротынское, Одоевское и др.), и Чернигово-Северские земли.
Так Москва собрала под своей властью большую часть земель бывшей Киевской Руси.
2. Одним из главных завоеваний Ивана III становится полное освобождение от ордынского ига. В 1480 г. хан Ахмат решилзаставить Русь выплатить дань. Для этого он собрал огромное войско и, заключив военный союз с литовским князем Казимиром, двинулся к юго-западным рубежам Руси. Иван III закрыл дорогу ордынцам, встав на берегу реки Угры — притоке Оки («Стояние на Угре»). Антирусский союз Орды и Литвы (князь Ягайло) развалился. Попытки хана переправиться через Угру были отбиты русскими войсками. Опасаясь ранних холодов и не получив ожидаемой помощи от литовцев, Ахмат отступил. Так закончилось 240-летнее ордынское иго. Орда распалась на ряд самостоятельных ханств, борьбу с которыми Русское государство вело на протяжении XVI — XVIII вв., постепенно включая их в свой состав.
3. Главой Русского государства был великий князь. Его власть была ничем не ограничена, являлась деспотической, не подчинялась никакому закону.
Чем объясняется утверждение самодержавной тенденции?
Во-первых, это сложившаяся геополитическая ситуация. Равнинный характер ландшафта, отсутствие естественных границ и открытость врагам как на Западе, так и на Востоке требовали огромного напряжения сил для обеспечения безопасности. В этих условиях требовалась жесткая организация всех сословий общества, закрепление их обязанностей и подчинение единому центру, т.е. деспотическому государству.
Во-вторых, экстенсивный характер хозяйственной деятельности. В условиях низкого плодородия почв и сурового климата увеличение производства валового продукта можно было обеспечить только за счет освоения новых земель, что и предопределяло колонизационные процессы. Однако, в любом случае, его объем оставался крайне низким, и для изъятия части продукта, необходимого для содержания армии, управленческого аппарата, строительных работ и пр. приходилось прибегать к крайним мерам, что также создавало условия для складывания самодержавия.
В-третьих, отсутствовали общественные механизмы, ограничивающие самодержавие. Сказался разгром в результате татаро-монгольского нашествия относительно независимого боярства и городов. В итоге, горожане стали союзниками великокняжеской власти, а не противостояли ей, как в Западной Европе, а бояре формировались как служилый слой.
Основную массу служилых людей составляли дворяне. В первой половине XV в. так именовали управителей княжеской вотчины. За службу они получали небольшие владения, позднее ставшие поместьями. В XVI в. дворянами стали называть верхушку служилых людей, вошедших в состав государева двора, а остальные именовались «детьми боярскими». Порядок прохождения службы основывался на системе местничества, когда назначение на должности зависело от заслуг и знатности рода.
Основу местного управления составляла система кормлений. Страна делилась на уезды, уезды на волости. Уездом управлял наместник, волостью — волостель. Они не получали жалованья за свою управленческую и судебную деятельность. Сама эта деятельность была лишь дополнением к главному — к праву получать «кормление», т.е. собирать в свою пользу часть налогов и судебные пошлины.
При Иване III (1462-1505) в Москве появляются прообразы органов центрального управления 16 в. – приказов. Во главе приказа стоял дьяк, текущую работу выполняли чиновники-подьячие. Каждый из приказов отвечал за определённую сферу государственного управления:
- Разрядный – назначал на должности;
- Поместный – наделял дворян землёй за службу и т.д.
В 1497г. был принят Судебник — первый свод законов единого Московского государства. Он разграничивал компетенцию великокняжеского и боярского судов, определял нормы наказания за те или иные преступления. Кроме того, он вводил общее для всех земель правило, регулирующее выход крестьян от своего феодала. В Юрьев день (за неделю до 26 ноября и неделю после) крестьянин мог перейти на другие земли, выплатив своему прежнему хозяину «пожилое» — плату за прожитые годы.
Преемником Ивана III на московском престоле стал его сын Василий III (1505-1533). Сын продолжал политику отца, направленную на воссоединение русских земель вокруг Москвы. В ходе успешной войны с Литвой были возвращены Смоленские и Черниговские земли. Под власть Москвы перешли Смоленск, Псков и Рязань.
Сформировалось Русское централизованное государство с центром в Москве.
4. Общество Московской Руси оставалось феодальным. Важнейшими тенденциями его развития и особенностями были:
1) наличие сословий – замкнутых социальных групп, члены которых наделялись определёнными правами и обязанностями, передававшимися по наследству. Люди, принадлежавшие к тому или иному сословию, занимали различный социальный статус;
2) сохранялся средневековый традиционализм – тип общества, для которого характерны следующие особенности:
- большая роль религии, обрядов и традиций
- авторитарный тип власти,
- значительная роль общинных форм жизнеустройства,
- слабое выделение личностного начала;
- определяющее значение имеет аграрная экономика, сельский быт и крестьянский традиционный уклад;
4) господствующий социальный уклад – феодализм. Общество делится на два класса: феодалов (боярство, дворянство, Церковь) и зависимых крестьян. Роль и численность других сословий (духовенство, посадские люди – ремесленники и купцы, казачество) по сравнению с главными незначительны,
5) представители всех сословий, независимо от их статуса, считаются холопами царя и несут повинности в пользу государства,
6) постепенное усиление роли дворянства, вытесняющего бояр на ключевых постах в центральном и местном управлении. Дворянство сформировалось как служилое сословие, получавшее условные (не передававшиеся по наследству) земельные владения за службу государю. Дворянство стало надёжной социальной базой самодержавия и связывало свои интересы (в отличие от боярства) с усилением центральной власти,
7) перманентный процесс усиления феодального гнёта, закрепощения крестьянства, переход их из категории свободных в феодально-зависимых.
Таким образом, в период Московской Руси государство закрепостило все сословия. Это было сделано с целью усиления централизации, освоения огромных земель, необходимости содержания разветвлённого государственного аппарата, эффективной защиты от постоянных вторжений. Роль т.н. вечевого элемента и функции самоуправления были сведены к минимуму. Однако, основная масса населения – крестьяне – продолжали жить общинным укладом с его традициями «аграрного коммунизма» (М. Вебер).
5. Московское царство являлось также оригинальным культурным феноменом, содержавшим в себе особые смыслы, отражающие и формирующие образ эпохи.
Важнейшей идейно-политической доминантой Московской Руси являлась концепция «Москва – Третий Рим».
В 1453 году под ударами турок пал центр мирового православия – Константинополь. Русь стала единственным самостоятельным православным царством.
Христианство – религия универсализма. Она отрицает национальные и конфессиональные различия между людьми и призывает к объединению всех народов в лоне Православной церкви без стирания национальных различий.
Русский народ в силу своей способности понимать и мирно уживаться с другими этносами, лучше всего способен объединять народы в лоне православия. Не уничтожая эти народы, без насильственного обращения их в свою веру. Именно это и позволило русским собрать в гармоничном единстве более 200 народов на 1/6 части суши, ввести их в орбиту цивилизации, обеспечить им стабильное развитие.
На рубеже 15-16вв. псковский монах Филофей в письмах к Ивану III и Василию III сформулировал концепцию «Москва – Третий Рим». Накануне ожидания конца света и Страшного суда (в 1492г. – 7000 году от сотворения мира) Филофей писал: «Первые два Рима пали, ибо предали Бога и погрязли в пороках. Третий же Рим – Москва – стоит и здравствует, а четвёртому Риму не бывать».
Это не было свидетельством русского империализма, как трактуют концепцию «Москва – Третий Рим» на Западе. Старец обращался к русским правителям с призывом нести тяжкое бремя ответственности за судьбу мирового православия. Московская Россия обязана быть сильной, ибо на ней лежит особая миссия – мирно объединить человечество на основе христианских заповедей.
ТЕМА 10.
Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 1654;