Наложение и отмена ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка.
В соответствии со ст. 23 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
Такое ограничение возможно при наличии достаточных оснований полагать, что в бандеролях, посылках, других почтово-телеграфных отправлениях, в телеграммах или радиограммах могут содержаться предметы, документы или сведения, имеющие значение для уголовного дела. В этих случаях следователь выносит постановление о возбуждении перед судом ходатайства о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления и производстве их осмотра и выемки.
В ходатайстве должны быть указаны: фамилия, имя, отчество и адрес лица, почтово-телеграфные отправления которого должны задерживаться; основания наложения ареста, производства осмотра и выемки; виды почтово-телеграфных отправлений, подлежащих аресту; наименование учреждения связи, на которое возлагается обязанность задерживать соответствующие почтово-телеграфные отправления.
По результатам рассмотрения ходатайства судья выносит мотивированное постановление о разрешении или запрете проведения следственных действий, связанных с ограничением праванатайну переписки и иных сообщений.
В случае принятия судом решения о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления, его копия направляется в соответствующее учреждение связи, которому поручается задерживать почтово-телеграфные отправления и незамедлительно уведомлять об этом следователя.
Рассматриваемое следственное действие включает в себя три взаимосвязанных и в то же время самостоятельных действия органа расследования:
1) наложение ареста на почтово-телеграфные отправления;
2) их осмотр
3) выемку.
Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления - это запрет учреждению связи доставлять их определенному лицу без разрешения органа расследования.
Арест почтово-телеграфных отправлений производится с целью:
1) получения доказательств об обстоятельствах, имеющих значение для дела;
2) временного прекращения переписки определенных лиц;
3) установления местонахождения разыскиваемого обвиняемого и т.д.
УПК РФ не содержит перечня лиц, на почтово-телеграфные отправления которых может быть наложен арест. Как правило, такой арест накладывается на корреспонденцию подозреваемого, обвиняемого и связанных с ними лиц.
Начальник учреждения связи, получив почтово-телеграфное отправление, на которое наложен арест, задерживает его и сообщает об этом следователю. После получения такого сообщения следователь прибывает в учреждение связи для осмотра поступившего отправления.
Осмотр почтово-телеграфного отправления — это ознакомление с его содержимым. Он производится в присутствии понятых из числа работников соответствующего учреждения связи.
При обнаружении в осмотренном отправлении предметов, документов или сведений, имеющих значение для дела, следователь производит выемку этого отправления, то есть его изъятие.
В необходимых случаях для участия в осмотре и выемке почтово-телеграфных отправлений следователь вправе пригласить специалиста, а также переводчика.
О производстве осмотра и выемки почтово-телеграфного отправления составляется протокол, в котором указывается, какие именно отправления были подвергнуты осмотру, каково содержание осмотренной корреспонденции, что именно было изъято. Если по обстоятельствам дела необходимо, чтобы адресат получил корреспонденцию, она не изымается, но делается ее копия или выписка из нее, что должно найти отражение в протоколе.
Изъятое почтово-телеграфное отправление, подлежащее использованию в процессе доказывания, приобщается к материалам уголовного дела.
Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления следователь отменяет постановлением, когда в применении этой меры отпадает дальнейшая необходимость, но не позднее окончания предварительного расследования по данному уголовному делу. Об отмене ареста уведомляются суд, принявший решение о наложении ареста, прокурор и соответствующее учреждение связи.
62.Контроль и запись переговоров: понятие, основания, условия и сроки производства. Получение информации о соединениях между абонентами и /или/ абонентскими устройствами.
Контроль и запись переговоров – это следственное действие, заключающееся в производстве прослушивания и записи переговоров, для их дальнейшего осмотра и прослушивания фонограмм, в целях использования полученных сведений в доказывании.
Контроль и запись переговоров как следственное действие состоит ряда поэтапных действий. Во-первых, в поручении следователя специализированным органам вести прослушивание и звукозапись телефонных и иных переговоров лиц, которые могут располагать сведениями, имеющими значение для уголовного дела, во-вторых, в истребовании фонограммы и, в-третьих, в фиксации переговоров в протоколе.
Данное следственное действие следует отличать от сходных с ним оперативно-розыскных мероприятий: прослушивания телефонных переговоров, звукового наблюдения, снятия информации с технических каналов связи, контроля сообщений. Конечно, с точки зрения методов производства между ними нет принципиальных различий, поскольку само техническое осуществление прослушивания и звукозаписи производится одними оперативно-розыскными средствами. Между прослушивающими переговоры органами и прослушиваемыми лицами нет, и не может быть процессуальных правоотношений. Правоотношения возникают только при даче следователем поручения о контроле и записи переговоров, а также при истребовании и оформлении результатов этих действий.
Сущность контроля и записи переговоров как следственного действия состоит в принятии следователем мотивированного решения об обращении в суд, с целью получения судебного решения о проведении контроля и записи телефонных и иных переговоров, а также в его последующих действиях, направленных на истребование и использование полученных сведений в доказывании.
Закон позволяет различать две разновидности контроля и записи переговоров, предопределяемые целями этого действия:
- контроль и запись переговоров в целях осуществления уголовного преследования;
- контроль и запись переговоров в целях защиты участников судопроизводства от преступных посягательств.
Основанием контроля и записи переговоров в целях уголовного преследования являются сведения о том, что в переговорах подозреваемого, обвиняемого и иных лиц могут содержаться фактические данные, имеющие значение для дела. Основанием контроля и записи переговоров в целях защиты участников судопроизводства выступают сведения, устанавливающие факты преступного воздействия определенных лиц на потерпевшего, свидетеля, их родственников и близких лиц. Процессуальные сведения могут дополняться гласными и негласными оперативно-розыскными мероприятиями.
Контроль и запись переговоров допускаются при производстве по уголовным делам о преступлениях средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлениях.
Круг субъектов, чьи переговоры могут быть подвергнуты контролю, строго не определен и допускает усмотрение. Закон относит к субъектам, подпадающим под контроль и запись переговоров подозреваемого, обвиняемого и других лиц, чьи переговоры могут содержать информацию о преступлении, либо иные сведения, имеющие значение для уголовного дела, а в целях защиты от преступных посягательств, относит потерпевшего, свидетелей, всех их родственников и близких лиц.
Так как производство этого следственного действия нарушает конституционные права граждан, то оно может быть проведено только на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном ст. 165 УПК РФ.
При наличии угрозы совершения в отношении потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников, близких лиц насилия, вымогательства и других преступных действий, производство данного следственного действия допускается по письменному заявлению указанных лиц, а при отсутствии такого заявления – на основании судебного решения.
Ходатайство следователя перед судом о даче разрешения на контроль и запись переговоров возбуждается с согласия руководителя следственного органа и оформляется в виде постановления, содержание которого регламентируется ч.3 ст. 186 УПК.
Получив разрешение о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров, следователь направляет его для исполнения в соответствующий орган. Полагаем, что кроме судебного разрешения в орган, который будет заниматься техническим осуществлением контроля и записи переговоров необходимо вынести еще и соответствующее поручение (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК), в котором есть необходимость конкретно указать, какая информация может иметь значение для дела. В дальнейшем в ходе следственного действия следователь вправе дать дополнительное поручение, учитывающее вновь полученные доказательства.
Производство контроля и записи телефонных и иных переговоров может быть установлено на срок до 6 месяцев. Оно прекращается по постановлению следователя, если необходимость в данной мере отпадает, но не позднее окончания предварительного расследования по данному уголовному делу.
Следователь в течение всего срока производства контроля и записи телефонных и иных переговоров вправе в любое время истребовать на основании соответствующего запроса, от органа, их осуществляющего, фонограмму для осмотра и прослушивания.
Она передается следователю в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны даты и время начала и окончания записи указанных переговоров и краткие характеристики использованных при этом технических средств.
О результатах осмотра и прослушивания фонограммы следователь с участием понятых и при необходимости специалиста, а также лиц, чьи телефонные и иные переговоры записаны, составляет протокол осмотра и прослушивания фонограммы.
При составлении протокола следователь описывает упаковку, в которой находится носитель, печать, а также указываются сопроводительные надписи на упаковке. Далее он описывает индивидуальные признаки носителя, а потом прослушивается фонограмма. Содержание фонограммы излагается в протоколе не полностью, а лишь та часть которая, по мнению следователя, имеет отношение к данному уголовному делу. Изложена эта часть фонограммы, должна быть дословно. Лица, участвующие в осмотре и прослушивании фонограммы, вправе в том же протоколе или отдельно изложить свои замечания к протоколу.
Фонограмма в полном объеме приобщается к материалам уголовного дела на основании постановления следователя как вещественное доказательство и хранится в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность прослушивания и тиражирования фонограммы посторонними лицами и обеспечивающих ее сохранность и техническую пригодность для повторного прослушивания, в том числе в судебном заседании.
Нормативную основу данного следственного действия составляют: ст. 23 Конституции РФ, п. 14 ст. 5, ст. ст. 13,29, 164-170, 186, п. 8ч. 2ст. 213, п. 2 ч. З ст. 239 УПК.
Получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами.
При наличии достаточных оснований полагать, что информация о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами имеет значение для уголовного дела, получение следователем указанной информации допускается на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 УПК РФ.
В ходатайстве следователя о производстве следственного действия, касающегося получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, указываются:
1) уголовное дело, при производстве которого необходимо выполнить данное следственное действие;
2) основания, по которым производится данное следственное действие;
3) период, за который необходимо получить соответствующую информацию, и (или) срок производства данного следственного действия;
4) наименование организации, от которой необходимо получить указанную информацию.
В случае принятия судом решения о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами его копия направляется следователем в соответствующую осуществляющую услуги связи организацию, руководитель которой обязан предоставить указанную информацию, зафиксированную на любом материальном носителе информации. Указанная информация предоставляется в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором указываются период, за который она предоставлена, и номера абонентов и (или) абонентских устройств.
Получение следователем информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами может быть установлено на срок до шести месяцев. Соответствующая осуществляющая услуги связи организация в течение всего срока производства данного следственного действия обязана предоставлять следователю указанную информацию по мере ее поступления, но не реже одного раза в неделю.
Следователь осматривает представленные документы, содержащие информацию о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, с участием понятых и (при необходимости) специалиста, о чем составляет протокол, в котором должна быть указана та часть информации, которая, по мнению следователя, имеет отношение к уголовному делу (дата, время, продолжительность соединений между абонентами и (или) абонентскими устройствами, номера абонентов и другие данные). Лица, присутствовавшие при составлении протокола, вправе в том же протоколе или отдельно от него изложить свои замечания.
Представленные документы, содержащие информацию о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, приобщаются к материалам уголовного дела в полном объеме на основании постановления следователя как вещественное доказательство и хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность ознакомления с ними посторонних лиц и обеспечивающих их сохранность.
Если необходимость в производстве данного следственного действия отпадает, его производство прекращается по постановлению следователя, но не позднее окончания предварительного расследования по уголовному делу.
Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 1095;