Духовно-рыцарские ордена.
Духовно-рыцарские ордена – порождение крестовых походов, явление очень уникальное. Место рождения – святая Земля, а источник происхождения – крестовые походы и древнее католическое мировоззрение. Как и походы это явление повлияло на общественную и военную мысль.
Основная масса крестоносцев покидала святую Землю, т.к. считала обет выполненным (освободили от турок). Но на дорогах сохранялась опасность для паломников. Их защиту взяли на себя духовно-рыцарские ордена.
Орден иоаннитов (госпитальеры). Вначале XII века в Иерусалиме возник госпиталь для паломников. В 1113 году утверждается устав ордена, который назван в честь Предтечи Господа Иоанна. В основе деятельности лежала забота о паломниках, защита их на дорогах от мусульман и разбойников. С момента возникновения общество делилось на три части:
1. рыцари для защиты.
2. служащие для ухода за больными.
3. священники для служения.
В течении XII века орден прославился доблестями. Цвета ордена: белый плащ с красным крестом. Позже в честь восьми рыцарских добродетелей крест стал восьмиконечным. Во время войны иоанниты надевали красный кафтан. Орден был одной из могущественных сил на святой Земле. В Европе на орден жертвовали.
В 1309 году с потерей последних крепостей на святой Земле, орден перебирается на остров Родос. Иоанниты не могли противопоставить мусульманам сильное войско, поэтому главным оружием была дисциплина. Остров Родос практически не берётся с моря, а монахи ордена имели возможность атаковать мусульман на Востоке. Они укрепили остров. Были у них некоторые города и на побережье. После ухода крестоносцев это была единственная сила на Востоке перед надвигающейся силой мусульман. Иоанниты создали мощный флот. Священники и епископ в орден назначались Римом. В XIV веке турки предприняли попытки изгнать иоаннитов с Родоса. В1479 году 4.5 тысячи воинов и около 4 – 5 тысяч помощников отразили удар 120 тысячной армии турков. Армия погибла. В 1522 году они выдержали натиск 140 тысячной армии турок. Но мощное давление турок в одиночку выдержать невозможно.
На Родосе жили и православные. Иоанниты не закрывали храмы, но убрали епископа, чтобы не раздражать папу.
После 1522 года иоанниты поняли, что надеяться не на что, помощь к ним не придёт. И в 1523 году они отправились на остров Мальта, отсюда получили ещё одно название «мальтийцы». Здесь они создали тоже, что и на Родосе. Иоанниты стали заниматься военно-морскими операциями, создают небольшой, но хороший флот. Они топили мусульманские корабли, и освобождали христиан. Мусульман в плен не брали, а убивали сразу. Иоанниты разработали тактику боя на море, и придумали абордаж. Однако была малая помощь со стороны Европы, и мальтийцы воевали один на один с исламским миром.
Для чёткости управления орден был поделен на нации, занимавшиеся определённой деятельностью. Главным казначеем был француз, инженером – немец, духовником – испанец из Костильи, адмиралом – итальянец.
В 1565 году иоанниты выдержали ещё одну атаку турок. 241 человек из членов ордена и 5 человек местных жителей погибли, забрав с собой 40 тысяч погибших турок. Это было при известнейшем магистре ордена Жаке де Лаваллете (он сбежал из турецкого плена тем же образом, как это описано в романе «Граф Монтекристо»).
Благодаря деятельности иоаннитов в море произошёл перелом в пользу христиан. В 1571 году объединенный флот разбивает турок.
Орден образовал на Мальте университет, а в приорствах (подворьях) воспитывали детей аристократов. Отсутствие военных действий и занятие светскими делами стали развращать орден.
В 1798 году Наполеон I взял Мальту. Он попросил воды для кораблей, флот Наполеона впустили в гавань, и ордену пришлось сдаться. Наполеон распустил орден, даже папа не смог помочь ордену. 200 человек ордена искали помощи, и она пришла из России от Павла I. Условия пребывания ордена в России следующие: преподавание дисциплин в военных заведениях, магистром ордена становится православный (Павел I). Мальтийцы преподавали военные дисциплины, обучали русскую армию. Они привезли в Россию десницу Предтечи, Фалернскую икону Божией Матери. Они научили армию воевать меньшим числом с наименьшими потерями, что было утрачено после революции. В тактике войны 1812 года лежала задача не уничтожить армию, а сдав Москву, победить Наполеона. Жуков Москву не сдал, но какой ценой.
Александр I не стал магистром ордена, что дало толчок восстановить орден в католическом статусе. Около 1828 года он восстановлен в Швейцарии с первоначальной задачей – медицина. Изменилась схема ордена, и по сегодняшний день она такова: 10 – 20 человек монахов, которые пребывают в представительствах ордена (даже в ООН). С XIX века начался процесс поддержки ордена со стороны мирян, аристократов, которые стали принимать почётное членство в ордене, но без дачи монашеских обетов. Благодаря финансовой поддержке орден развернул широкую деятельность в XX веке. Павел I являлся почётным членом ордена, орден даже предложил его канонизировать.
По примеру иоаннитов, с их атрибутикой, в протестантской среде стали возникать подобные организации.
Сейчас магистром ордена является англичанин (впервые в истории).
Орден тамплиеров. (от франц. «ле тампль» -- храм). Они возникли в 1119 году, второе название храмовники. Орден размещался на месте бывшего иерусалимского храма. На этом месте стоял храм ордена в честь Пресвятой Богородицы. Сейчас на этом месте стоит мечеть Аль-Акса. Орден изначально поставил военные задачи. Символика: белый плащ с красным крестом. Орден так же как и иоанниты делился на три группы: рыцари, клирики, хозяйственники. Тамплиеры получали из Европы земли и деньги, а в XII веке построили нечто подобное на банковскую систему (раньше иоаннитов). Орден сражался против мусульман и отличался дисциплиной. Но в XIV веке не сориентировался куда податься, и в 1305 году решили вернуться во Францию. Здесь начался суд над ними. Их обвинили во всех ересях (суеверия, восточный магизм и т.д.), и в 1307 году при Филиппе Красивом магистр ордена и иже с ним были сожжены как еретики. Окончательно орден прекратил своё существование в 1312 году. Всё богатство ордена перешло в руки иоаннитов. Нужно сказать, что обвинения в адрес ордена никакой критики не выдерживают. Видимо за всем этим стоит желание Филиппа IV уничтожить орден из-за боязни видеть в стране сплочённую военную силу. Масоны, возникшие в XVII веке, связывали себя с тамплиерами, чтобы показать, что они имеют древние корни. Это всего лишь трюк. Считают, что само понятие рыцарства – помощь всем нуждающимся – возникло в ордене тамплиеров. Символ ордена: два рыцаря на одном коне – выражение братской любви. А через два века кому-то взбрело в голову обвинить орден в гомосексуализме. Нарушение любви к брату каралось серьёзно (например, два года ел на полу вне братии в знак покаяния). Более серьёзные нарушения карались жёстче. Вообще сексуальные вопросы средневековье волновали мало. Женились ради земли, и ради политических интересов. Настоящая мужская жизнь это походы, охота, поединки, а не плетение за юбкой. Отношение к даме было рыцарское, т.е. всего лишь помощь.
К XIV веку орден оказался в упадке. Тамплиеры были уверены, что с ними Бог, потому и любую победу или поражение принимали через призму религиозности. В момент массовых поражений и покидания святой Земли возникло сомнение в правильности веры. Именно в этот момент Филипп IV нанёс удар по ордену. В современном мире есть военно-игровые клубы под названием «тамплиеры». Это просто чушь.
Тамплиеры в Португалии отказались подчиняться папскому указу о роспуске ордена. Они стали называться орденом Христа, а задачей их было открытие новых земель и просвещение.
Тевтонский орден был основан в 1128 году. Причина возникновения та же, что и у двух выше описанных. Назван орден в честь св. Марии Тевтонской – просветительницы германских народов (V век). Основная часть крестоносцев была романоязычная, и немцы их не понимали. Для взаимопонимания и основали орден. В 1189 году Фридрих I Барбаросса придал ордену военный характер. Орден располагался на месте, где по приданию жила Богородица, их ставку называли «Дом Пресвятой Богородицы Иерусалимской».
В XIII веке орден стал покидать святую Землю, и их в 1215 году направили на проповедь пруссам. Пруссы были язычниками, их христианизировали очень активно, но грубо. Началась война с местным населением, а вместе с ней и онемечивание пруссов: приглашались бедные немецкие крестьяне в Пруссию.
Тевтоны стали продвигаться в Прибалтику, где конкурировали Швеция, Дания, Новгород. Тевтоны поглотили ливонский орден, а позже стали посягать на Новгород. В 1242 году произошло ледовое побоище, и экспансия на Восток была остановлена. Тевтоны стали наводить порядок (хозяйственный) на своей территории, что называют сейчас «немецкий порядок». Этот порядок взялся из монашеской жизни, и ему все обязаны только тевтонам. Тевтоны построили Кёнексберг, Маринбург. Первой столицей ордена стал Кёнексберг, а позже Рига. Этот орден имел право выбирать священников и епископа из своих.
В 1410 году состоялось сражение под Грюнвальдом: тевтоны против Польши, Литвы и Новгорода. Тевтоны были разгромлены, и началось ополячивание Пруссии (обратный процесс).
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 899;