Политический строй Рима в Царский период.

Система управления в древнейшем Риме внешне сохраняла форму военной демократии, но ее административные органы все в большей степени выполняли уже классовые, государственные функции. Царь (гех) был прежде всего военачальником, а также верховным судьей и жрецом. Он выбирался всем римским народом.

По преданию, цари правили Римом с его основания до 510 г. до н.э. Рядом с царем стоял сенат — совет старейшин (от лат. зепех — «старик»). Сенаторов было 300, по одному от каждого рода. Сенат вместе с царем утверждал или отвергал решения народного собрания. Оно существовало в форме куриатных комиций, что значит сходки членов курий. Народ группировался для голосования по куриям. После голосования внутри курии она подавала на комициях один голос. Плебеи к политическому управлению не допускались.

Важным событием общественно-политической жизни Рима явились ресформы предпоследнего этрусского царя — Сервия Туллия, жившего, согласно традиции, VI в. до н.э. По преданию, он установил деление римских граждан по территориальному и имущественному признакам. Начиная с этого времени в Риме стала производиться через каждые четыре года перепись всех граждан и их имуществ. На основании переписи все население, включая патрициев и плебеев, делилось на шесть имущественных разрядов.

По - видимому, критерием имущественного положения гражданина считался размер его земельного надела. Люди, обрабатывающие полный надел (20 югеров, т.е. 5 га) относились к I классу; 3/4 надела — ко II классу; 1/2 надела — к III классу; 1/4 надела - к IV классу; обрабатывающие надел еще меньших размеров - к V классу; совсем безземельные к VI классу. Безземельных граждан римляне называли пролетариями. Позже имущественный ценз был установлен в денежной форме. Вместо прежних трех племенных триб Сервий Туллий разделил Римское государство на четыре территориальные трибы.

Деление граждан по имущественному признаку использовалось лось прежде всего для распределения воинской повинности. Все свободное население, включая патрициев и плебеев, было обязано служить в ополчении. Первый класс выставлял 98 центурий(сотен), в том числе 80 центурий тяжеловооруженной пехоты и18 центурий конницы; все остальные классы, вместе взятые, выставляли 95 центурий легкой пехоты и вспомогательных отрядов[93]. Вооружение и содержание воинов ложилось на самих граждан, а не на государство.

Традиция приписывает Сервию Туллию создание нового народного собрания — цунтцриатных комиций. Голосование в этом собрании происходило по центуриям, а при общем подсчёте голосов каждая центурия имела один голос. Первому классу было обеспечено большинство голосов: 98 против 95 голосов всех остальных классов, вместе взятых. В центуриатных комициях патриции и плебеи участвовали без различия их сословного положения, а с учетом только имущественного ценза и обусловленной им военной службы. Причина реформ Сервия Туллия коренилась в борьбе между плебеями и патрициями. Эти реформы нанесли первый удар по первоначальному сословному строю Рима и способствовали дальнейшему формированию классового, рабовладельческого общества.

В качестве приблизительного хронологического рубежа между царским и республиканским периодами римской истории современная наука признает традиционную дату — 510 г. до н.э. Согласно преданиям, этрусское господство и в то же время царский период в Риме кончились в связи с восстанием римлян против этрусского царя Тарквиния Гордого. По римской легенде, толчком к восстанию послужило то, что царский сын Секст Тарквинии обесчестил женщину патрицианского рода Лукрецию и та покончила жизнь самоубийством. Движение против царя возглавили патриции, стремившиеся захватить власть в свои руки. Вспыхнувшее восстание заставило Тарквиния Гордого бежать вместе с семьей в Этрурию, где он нашел приют у царя города Клузия Порсены.

Этруски сделали попытку восстановить свое господство в Риме. Порсена осадил Рим. По преданию, юноша Муций отправился в лагерь этрусков с целью убить Порсену. Будучи схвачен, он сжег на огне свою правую руку, чтобы показать презрение к пыткам и смерти. Изумленный стойкостью римского воина, Порсена не только отпустил Муция, но и снял осаду с Рима. Муций получил прозвище «Сцевола», что значит «Левша», которое стало передаваться по наследству. Имя Муция Сцеволы стало нарицательным: оно обозначает бесстрашного героя, жертвующего всем для отечества.

Литература:

Неронова В.Д. Этруски и Ранний Рим./История Древнего мира. Расцвет Древних обществ.- М.:Знание, 1983 - с.415-430

 

Лекция 23: Карфагенская держава в западном Средиземноморье (I тысячелетие до н.э.)-








Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 1833;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.