НА ПУТИ К АНАРХИЗМУ
Философия науки П. Фейерабенда
Прогр МГУ
Критика позитивизма и кумулятивизма как исходный пункт в развитии концепции науки П. Фейерабенда.
Критика Фейерабендом тезисов о дедуцируемости теорий и инвариантности значения.
Теоретический плюрализм как попытка усовершенствования эмпирического метода.
Взаимная критика теорий как условие сохранения влияния опыта на научное исследование.
Принцип относительной автономии в развитии теоретического знания.
Принцип теоретического плюрализма и «принцип прочности» в развитии научного знания.
Переход П. Фейерабенда на позиции методологического и эпистемологического анархизма.
Критика Фейерабендом тезиса о существовании нейтрального языка наблюдения как предпосылка к принятию тезиса об эмпирической несоизмеримости научных теорий.
Отказ Фейерабенда от рационализма и методологического универсализма.
Критика Фейерабендом теории научного метода.
Универсальная методология как помеха для нормального развития научного знания.
Методология и контриндуктивная стратегия исследования.
Эпистемологический анархизм Фейерабенда и его основные тезисы.
П. Фейерабенд о месте науки в свободном обществе. Уравнивание науки с мифологией, мистикой и религией. Наука как разновидность идеологии. Вопрос об отделении науки от государства как необходимого условия существования свободного общества.
Критический анализ основных идей философии науки Фейерабенда.
Возможно ли существование науки без методологической упорядоченности научного мышления?
Методологический анархизм и историческая релятивность идеалов и стандартной научности.
Критика тезиса о несоизмеримости старых и новых теорий как основной предпосылки методологического анархизма.
Оценка места Фейерабенда в развитии постпозитивистской философии науки.
Гуманистическая составляющая философии науки П. Фейерабенда и ее влияние на построение образа науки с человеческим лицом.
Пол Фейерабенд.
а) Знания возрастают путем пролиферации (размножения).
б) Знание "нагружено" не только теоретически, но и идеологически.
Ленинские философско-идеологические работы как пример высокого научного творчества.
в) "Анархистская эпистемология": всё дозволено.
Именно, в первую очередь, через творчество Фейерабенда релятивистское направление постпозитивизма сливается с определенными направлениями постмодернизма. В нем все сферы духовной жизни размыты и децентрированы.
НА ПУТИ К АНАРХИЗМУ
Является ли наука рациональной деятельностью? Подчинена ли работа ученого некоторым "разумным" стандартам и нормам? Можно ли отличить науку от философии, мифа, религии? — Значительная часть современных философов науки все еще утвердительно отвечает на эти вопросы.
Да, считают они, деятельность ученых регулируется законами логики и методологическими правилами. С этим, по-видимому, согласно и большинство ученых. Задача методологии состоит в том, чтобы открыть и сформулировать в явном виде эти правила. Свод таких правил и даст нам искомый критерий научной рациональности.
Правда, до сих пор нет единства по мнениях относительно того, какие методологические правила считать наиболее общими и фундаментальными. Предлагавшиеся до сих пор правила научной игры оказывались чрезмерно узкими, и для любого такого правила в истории науки находились противоречащие ему примеры.
Однако методологи, называющие себя "рационалистами", твердо убеждены в том, что рано или поздно ясные и четкие критерии рациональности и научности будут найдены. Усомниться в этом — значит впасть в "иррационализм" и предать науку. Вспомним упреки в адрес Куна!
Фейерабенд не стал трусливо прикрываться маской "рационалиста". Он прямо и решительно провозгласил свой разрыв с попперианством и свой отказ от "рационализма". Над лозунгами "джастификационистов", "фальсификационистов", "рационалистов" и т. п. он высоко поднял знамя, на котором написано: "эпистемологический анархизм".
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 661;