Философия как исторический тип мировоззрения
ФИЛОСОФИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ
Философия как исторический тип мировоззрения
Мировоззрение является стержнем культуры, ядром самосознания, духовным каркасом личности и общества, выполняющим регулирующую функцию поведения людей, их ориентации в мире. В некотором роде это схема, образ мира.
Мировоззрение – совокупность знаний, ценностей и убеждений, определяющих общее понимание мира, место в нем человека и программу его жизнедеятельности.
Историческими типами мировоззрения являются мифология, религия и философия. Мифология доминировала в общественном сознании первобытного общества. Это нерасчлененное общественное сознание, объединяющее в себе зародыши науки, философии, искусства и религии. Особенности мифологии проистекали из недиффиренцированности способа существования общества (рода).
Мифология – исторически первая форма мировоззрения, характеризующаяся одушевлением явлений природы.
Это фантастическая форма отражения действительности, характерная для ранних стадий развития общества. Неразвитость мышления, неспособность человека выделить себя из общины и природы, незнание причин тех или иных явлений, бессилие перед ними порождали в сознании фантастические образы. Мифология не различала реальное и иллюзорное, веру и знание, духовное и материальное, душу и тело. Мифология не знала деления на естественное и сверхъестественное.
Мифология наделяет природу свойствами, которыми она не обладает. У истоков мифологического мировоззрения лежит представление о сходстве мира и человека. Первобытный человек бессознательно переносил на мир то, что он знал - собственные характеристики и социальные отношения, очеловечивал мир. Происхождение и строение мира уподоблялось социальному организму. Антропоморфизм (от греч. человекоподобный) и социоморфизм (от лат. общество) - главные характеристики мифа. Имена антропоморфных богов выступали формами осмысления человеком действительности, выполняли функцию общих понятий. Например, в древнегреческой мифологии Хаос – пространство, Уран – небо, Гелиос – солнце, Гея – земля, Тартар – подземелье.
С развитием мышления, практики, торговли мифы наполнялись рациональным содержанием и осознавались как далекие от действительности. Например, вавилонский миф о творении мира посредством разделки туши животного. В конце концов, мифология уступила место более совершенным формам мировоззрения. Однако мифология полностью не исчезла – она является непревзойденным по своей художественной ценности элементом общечеловеческой культуры (например, деление звездного неба на созвездия).
Религия– высшая форма мифологии, основным признаком которой является вера в существование сверхъестественных сил.
Мифологию тоже называют религией (природы). В отличие от мифологии религия проводит строгое разграничение между духовным и природным - материальное лишается одушевленности, а духовное наделяется сверхъестественным статусом.
Олицетворением сверхъестественного становятся боги, деятельностью которых объясняются явления природы.
В религии человек предстает как предмет непрерывного божественного внимания. Первичными формами религии были родоплеменные: фетишизм, тотемизм, магия, шаманство, анимизм. В греческой мифологии был культ неизвестного бога, чтобы не обидеть неизвестных богов.
Религии делятся на политеистические и монотеистические (классические), национальные и мировые. Идеал классической религии – антропоморфизация Бога. Мировыми монотеистичными религиями являются буддизм (направление «махаяна»), христианство и ислам. Политеистическими являются конфуцианство, даосизм, индуизм, синтоизм, джайнизм, брахманизм и др.
Философия - теоретическая форма мировоззрения, рационально обоснованная и предельно общая картина мира и места в нем человека.
Философия появляется как рационализация мифологического мировоззрения, отказ от антропоморфизма. Первые учения похожи на мифологические. Переход от мифологической теогонии Гесиода, отвечавшей на вопрос о том, кто из богов от кого произошел, к натурфилософии Фалеса (625-547), отвечавшей на вопрос, из чего все состоит, обозначает переход к философскому мировоззрению.
Возникновение философии стало революцией в мышлении - рождение теоретического, научного мышления. Это идея объяснить мир из него самого, а не при помощи сверхприродных начал.
Характерные черты философии:
-рационализм – ориентация на понятийное, категориальное объяснение мира (религия - образный, метафорический тип мышления), стремление к логической обоснованности и непротиворечивости (религия, напротив, призывает не к логике, а к чувствам), направленность на получение нового знания (в религии добавление к «вечной истине» новых результатов является покушением на авторитет);
-рефлексивность – отсутствие недоступных для критики утверждений, непрерывный анализ собственных оснований с целью их уточнения (религия, напротив, является догматическим типом мировоззрения, направлена на защиту своих канонов, сомнение в которых рассматривается как преступление).
Философия рождается как научный взгляд на мир из разрешения противоречия между мифом и эмпирическими знаниями. Первоначальные научные знания неотделимы от философских. В дальнейшем, с развитием науки формируется ее собственный предмет, происходит ее отделение от «матери всех наук» - философии.
Учение (1543) Н.Коперника (1473-1543) стало исходным пунктом новой астрономии и физики в трудах Г.Галилея (1564-1642), И.Кеплера (1571-1630), Р.Декарта (1596-1650), И.Ньютона (1643-1727). Формально 1543 год можно считать датой рождения науки современного типа. Рациональное обоснование Коперником гелиоцентрической системы мира нанесло серьезный удар по религиозному мировоззрению, так как разрушало один из постулатов веры – идею, что человек является центром мироздания. В дальнейшем расшатыванию религиозного мировоззрения способствовали открытия Ч.Дарвина (1809-1882) и З.Фрейда (1856-1939). Вместе они показывали, что человек не является ни центром мироздания, ни творением Бога, ни абсолютно разумным существом.
Научно-философское мировоззрение опирается на научное мировоззрение, строится на основе научных знаний. Без опоры на науку философия теряет свою доказательную силу. Наука наполняет философию конкретным знанием. Большинство научно-философских проблем находится на стыке науки и философии.
В свою очередь, научное мировоззрение в завершенном виде всегда есть научно-философское мировоззрение, поскольку наука состоит из разрозненных частей знания и сама по себе не формирует целостного мировоззрения. Систематизация научного мировоззрения, обеспечение научного познания мировоззренческим основанием является одной из собственных задач научной философии. Здесь философия выполняет функцию самосознания науки.
Наука не подтверждает и не исключает религиозную веру. Тем не менее, наука в своей основе имеет материалистический фундамент, является реализацией материалистической познавательной установки. В научной картине мира для сверхъестественных сил, нарушающих законы природы, не предусмотрено места, так как все должно быть объяснено с помощью естественных законов, существующих помимо чьей-то воли. Описание чудес не входит в задачу науки.
В религии жажда познания считается грехом, а вера в познаваемость мира – гордыней (познание учит непослушанию; святые внемлют, а грешники философствуют; учить надо истине, а не ее доказательству и т.п.). В первых университетах, курировавшихся церковью, одним из критериев защиты диссертаций было отсутствие новизны. Но развитие науки отодвигает границу непознанного и все меньше оставляет места для традиционного религиозного мировоззрения, вынуждая его трансформироваться. Например, в 1846 году католическая церковь удалила из списка запрещенных книг работы Н.Коперника (1473-1543) и Г.Галилея (1564-1642).
Научному мировоззрению в наибольшей степени соответствует философский материализм, история которого тесно связана с развитием естествознания. Союз философии с наукой – идеал материалистической философии. Философский идеализм тяготеет к религии. Тем не менее, положительное воздействие на развитие науки может оказывать как идеалистическая система в целом, так и ее отдельные методологические идеи. Например, в эпоху Возрождения – это пантеистическая идея о тождестве Бога и природы, в Новое время – деистический тезис о независимости Бога и природы, в ХХ веке – позитивистская идея о логической чистоте научного знания.
Глава 2. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ КАК НАУКИ
Дата добавления: 2016-05-25; просмотров: 10349;