Самые необычные реки
Реки играют в прятки
С Киргизского хребта стекает река Кара-Балта, отдающая свои воды пшеничным полям, плантациям сахарной свёклы, фруктовым садам. Обследуя её русло, учёные обнаружили, что ещё до выхода в долину река теряет примерно треть стока. Когда пробурили скважину, выяснилось, что река эта двухэтажная! Просачиваясь через галечник и песок, часть её воды образовала как бы второй, подземный, поток.
В 1981 году гидрогеологи установили, что по территории Марийской АССР параллельно Волге проходит, а в некоторых местах даже примыкает к ней русло большой подземной реки. Бывает и так, что часть своего пути река или речка проходит по поверхности, часть — под землёй.
В Пермской области, недалеко от посёлка Кын, такой трюк проделывают притоки реки Чусовой: они как бы ныряют под землю и потом снова появляются на поверхности. То место, где они исчезают, местные жители называют нырками, а где снова выходят на свет — вынырками. Здешняя речка Кумыш прорезала себе такое русло, что на протяжении шести километров её почти не видно, и только потом она вырывается из-под скалы и опять становится обычной речкой. На Урале около пятнадцати рек, больших, небольших и совсем маленьких, отличаются таким непостоянством — то они видны, то их нет, спрятались. Правый приток Косьвы — Губешка — не видна на протяжении десяти километров, на восемь скрывается речка Вежей.
Необыкновенно красиво одно место на южноуральской реке Сим, где она, встречая на своём пути скалу, исчезает под ней, шумный её бег снова слышится где-то ниже, в густых зарослях кустарника.
Редкое зрелище — ключ на правом берегу той же реки Сим, в полутора километрах ниже устья другой речушки — Берды. Он бьёт прямо из утёса, но интересно, что вода изливается толчками: минуты три сильно, а затем столько же спокойно.
В Югославии есть река, которая вначале несёт свои воды в узком ущелье, а затем совсем скрывается в огромных пещерах. Пройдя длинный путь по подземным галереям, она пропадает в глубокой трещине. Именно — пропадает, потому что никто не знает, куда она девается. Попытались выяснить это с помощью красящих веществ, однако окрашенную воду обнаружили во многих источниках вокруг Триеста и даже в городском водопроводе…
Река делает круг
Есть в Горьковской области речушка с любопытным названием — Пьяна, приток Суры. А интересна речка тем, что у неё и исток, и устье совсем рядом. Пробежав по кругу более четырёхсот километров, она снова появляется почти что в месте своего рождения и тут только впадает в Суру. «Почти что» — это три десятка километров. А «пробежав по кругу» — сказано не совсем точно. Плутая где-то сотни километров, она делает столько зигзагов, неожиданных поворотов, что впору говорить не о круге, а о какой-то другой фигуре.
«Новгородское чудо»
Случилось это давно, в те времена, когда Новгород был самостоятельной феодальной республикой и именовался не иначе как Господин Великий Новгород. Событие это не осталось без внимания летописца. Ещё бы! Ведь касалось оно лица, занимавшего в церковной иерархии видное место — епископа. К тому же этот епископ, по имени Иоанн, стоял во главе городского совета. Что же с ним приключилось?
Тот год выдался для новгородцев тяжким: сначала засуха спалила поля, а потом на город навалился её вечный спутник — голод. Во всём обвинили епископа — любителя женского пола: за его, дескать, грехи Бог наслал несчастье. Сначала его хотели утопить, но передумали и решили попросту изгнать из города. Сколотили плот, посадили на него блудливого епископа и отвели на середину Волхова — пусть плывёт по течению! Но плот… не захотел плыть по течению, а поплыл против него! Можно представить себе, что творилось на берегу с богобоязненными новгородцами. Летописец (а ими, как мы знаем, были преимущественно монахи) истолковал, естественно, случившееся в том смысле, что Бог таким способом осудил людишек, поднявших руку на его служителя.
Однако сомнительно, чтобы такое явление, как поворот реки вспять, было единичным фактом. Ещё более сомнительно, чтобы никто в городе не знал причины этого явления. Ведь для того чтобы её установить, нужна просто обыкновенная наблюдательность, поскольку случаи, когда реки и речки на время меняют направление стока, не так уж редки. Так бывает (и тогда, конечно, бывало), например, на некоторых равнинных реках в дни весеннего половодья: большая река «запирает» притоки, и тогда они либо останавливаются и разливаются, либо на какое-то время даже текут вспять.
Ну а в Новгороде всё объясняется ещё проще. Волхов, в сущности, природный, нерукотворный канал, соединяющий два больших озера — Ильмень и Ладожское. Река полноводная, с небольшим естественным уклоном. В год «новгородского чуда» стояло в верховьях Волхова засушливое лето, уровень Ильмень-озера понизился. Достаточно было в низовьях, то есть над Ладогой, выпасть обильным дождям, чтобы течение Волхова замедлилось или даже на некоторое время повернуло назад.
К слову: греческая речка Авор меняет направление стока регулярно, в ритме колебаний уровня Эгейского моря, вызываемых приливами и отливами.
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 501;