Frisch, doch nicht zu schnell Ф. Шуберт. Der Alpenjager

Если переход в новую тональность оказывается относительно кратковременным и не получает своего кадансового закрепления, то в данном случае образуется отклонение (то есть несовершенная модуляция).

Появление новой тональности без какого-либо плавного или связного перехода к ней называется сопоставлением. В отличие от отклонений и постепенных модуляций, которые производятся плавно и внутри построений, сопоставление дается непременно через цезуру и чаще всего — на грани хотя бы небольших построений или более крупных разделов формы.

Описанные выше приемы тональных смен, способствующие развитию музыкального целого, можно обнаружить в следующих примерах из художественной литературы:

294 [Allegro affettuoso] Р. Шуман. Концерт для ф-п. с оркестром

От-

Клонение в d-moll (s)

________________________________________

Andante Ф. Шуберт. Соната E-dur, ч. II

_____отклонение в a-moll и модуляция в G-dur (IIIнст. )___

Andante con moto Л. Бетховен. Симфония № 5, ч. II

Энгармоническая

Модуляция в C-dur

Следующий пример — относительно редкий образец внезапной модуляции из тональности си-бемоль мажор в тональность си ми нор, совершенной через энгармонизм увеличенного трезвучия при переходе от средней части к репризе:

297 [Andante con passione] М. Глинка. Песнь Маргариты

Следующие образцы демонстрируют случаи яркого сопоставления далеких тональностей:








Дата добавления: 2016-05-16; просмотров: 1086;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.