М. З б. 3 м. З м. З м. З ч. 5 ч. 5 м. З б. 6 м. 6 б. 6 ч. 8
Б. 3 м. З 6. 3 ч. 1 ув. 4 м. 6 б. 2 x. 4 ч. 4 б. 6 ч. 4 ч. 4
м. 6 б. 6 м. 6 ч. 8 ум. 5 б. 3 м. З б. 3 м. З ч. 1м. 7 ч. 5
179 можно нельзя__________________________
При прочих равных условиях желательно, чтобы в интервале разрешения достаточно ясно проявлялось ладовое наклонение. Так, в нижеследующем примере первый вариант разрешения хотя и вполне правомерен, все же не дает четкого представления о ладовом наклонении, тогда как во втором варианте оно проступает, благодаря наличию тонической терции, совершенно определенно:
180
3) Если данный неустойчивый интервал содержит в себе лишь один неустойчивый звук, а другой будет являться устойчивым, то первый плавно перейдет (то есть разрешится) в ближайшую устойчивую ступень — в сторону своего тяготения, второй же останется на месте, что образует так называемое косвенное движение голосов:
L81 C-dur
При выборе различных вариантов разрешения тех или иных интервалов в условиях определенного лада и конкретной тональности надо, разумеется, учитывать также и некоторые дополнительные обстоятельства:
а) полутоновое тяготение всегда ощущается острее целотонового, и поэтому такое разрешение (если только оно возможно в данном случае) всегда будет более убедительным;
б) при одинаковых интервальных соотношениях между неустойчивым звуком и окружающими его устойчивыми ступенями лада предпочтительнее производить разрешение в наиболее устойчивый звук — тонику (если, разумеется, он не занят другим голосом, или если такое разрешение достаточно ярко выявляет ладовое наклонение);
в) некоторые интервалы, как, например, секунды на V и VII ступенях лада, не могут быть разрешены на основе только ладовых тяготений, так как секунда в приму не разрешается — нельзя неустойчивый звук вести к унисону с неподвижным соседним голосом, ибо при этом не слышится переход одного звука в другой. Для более полноценного разрешения этих секунд приходится прибегать к так называемому двойному разрешению, то есть к сочетанию сперва акустического, а затем — ладового разрешения интервалов:
182 нельзя можно: акустич нельзя можно акустич.
Ладовое ладовое
г) в равной мере не следует допускать непосредственного разрешения септимы в октаву, так как эти интервалы являются, соответственно, обращениями секунды и примы. Разрешение некоторых септим в тонику производится чаще всего опосредованным путем — через промежуточные интервалы, соответствующие ладовым функциям доминанты или субдоминанты:
Дата добавления: 2016-05-16; просмотров: 688;