Московский Кремль и Китай-город на гравюре XVII в.

В архитектуре нового завершения Фроловской башни сочетались чер­ты западноевропейской готики и русского узорочья. Авторами проек­та шатра были русский зодчий Бажен Огурцов и английский часовых дел мастер Христофор Галовей. Вместе с построенным на Красной площади Казанским собором (1635—1636 гг.) Фроловская башня стала памятником возрождения Рос­сии после страшных лет Смуты. В 1658 г. по указу царя Алексея Ми­хайловича Фроловскую башню пе­реименовали в Спасскую — над её воротами со стороны Красной пло­щади был написан образ Спаса (Хри­ста). Во второй половине XVII в. но­вые завершения получили и другие кремлёвские башни. Многоярусные шатры с площадками для дозорных, черепичные кровли, золочёные флюгера над ними изменили внеш­ний облик московской крепости.

В 30-е гг. XVII столетия Важен Огурцов, Антип Константинов, Трефил Шаругин и Ларион Ушаков при­строили к царскому дворцу «зело причудные палаты», названные Те­ремным дворцом, — подлинный шедевр русской архитектуры XVII в. Ос­нованием для дворца послужили бо­лее ранние постройки. Отступив от их края так, что получилась широкая обходная терраса (гульбище), зодчие возвели первые два этажа, а над ни­ми, отступив ещё, построили третий этаж — Верхний Теремок, высокую крышу которого со временем вызо­лотили. Вместе с главами соборов она ослепительно сверкала на солн­це. Дворец, таким образом, приобрёл ступенчатый, ярусный силуэт, ха­рактерный для архитектуры того времени. В покои дворца вела широ­кая лестница с изумительной по тонкости и изяществу работы Золо­той решёткой. В первом этаже двор­ца располагались служебные поме­щения и царская «мыленка». Во втором жил царь. В третьем, Терем­ке, находился большой зал для игры царских детей; в нём же иногда со­биралась Боярская дума. Внутренние помещения дворца были перекрыты сводами и богато убраны. Его стены украшали резные наличники и пор­талы, пояса орнамента, многоцвет­ные изразцы. Ещё более нарядный вид дворцу придавали окружавшие его лестницы и крыльца. К дворцу примыкала группа домовых церквей, увенчанных сияющим строем золо­чёных глав. Весь вид дворца создавал атмосферу праздника.

Живописной манере каменного узорочья в XVII в. отвечало и другое кремлёвское здание — Потешный дворец (1651 —1652 гг.), который был построен как жилые палаты И. Д. Милославского. При царе Алек­сее Михайловиче дворец перестро­или и с 1672 г. в нём устраивали те­атральные представления и другие придворные увеселения — «потехи», за что он и получил название Потеш­ный. Более сдержанный вид имело длинное, состоящее из ряда палат с высокими лестницами здание прика­зов (правительственных учрежде­ний) на Ивановской площади.

Тогда же появилось новое здание и на Соборной площади. По заказу патриарха Никона за Успенским со­бором были построены новые Патриаршии палаты с пятиглавым собо-








Дата добавления: 2016-05-16; просмотров: 440;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.