Падение Западной Римской империи. Общие результаты варварских завоеваний
После ударов, нанесенных варварами Римской империи, переживавшей глубокий кризис, и завоевания варварами ее провинций под властью Рима осталась в сущности лишь одна Италия. Но и здесь власть фактически находилась в руках предводителей варварских дружин, свергавших одних императоров и ставивших на их место других. В 476 г. последний император Западной Римской империи Ромул Августул был свергнут предводителем варварских наемников -- Одоакром, который раздал своим воинам треть земельных владений италийских землевладельцев. Этот год условно принято считать датой падения Западной Римской империи, хотя распад ее начался задолго до этой даты. После захвата власти Одоакром императорская власть на Западе прекратила свое существование, и основанные на ее территории варварские королевства не только по существу, но и формально приобрели самостоятельность.
Варварские вторжения имели важнейшее значение для истории Европы. Результатом их было падение рабовладельческой Римской империи на Западе, подорванной глубокими внутренними противоречиями. Политическая карта Европы изменилась: на территории, прежде занятой Западной Римской империей, к концу V -- началу VI в. появились варварские королевства, в которых создавались условия, необходимые для развития новых общественных отношений, для перехода к феодализму.
Глубокие изменения произошли в социально-экономическом и политическом строе Западной Европы. Частичная или полная экспроприация варварами римских землевладельцев явилась мощным ударом по рабовладельческой системе хозяйства, ускорившим давно уже начавшееся ее разложение. Изменилась структура общества. В результате поселения германцев на территории Западной Римской империи среди масс непосредственных производителей важную роль стал играть слой свободных мелких земледельцев -- общинников. Римское рабовладельческое государство, являвшееся сильнейшим препятствием для перехода от рабовладельческого строя к более прогрессивному -- феодальному, было уничтожено.
Падение Западной Римской империи, образование варварских королевств на ее территории и упомянутые изменения в социальных отношениях представляли собой начало социальной революции, которая привела в конечном счете к смене рабовладельческого строя Рима и родового строя германцев феодальным строем.
ИСКУССТВО ЭПОХИ ВАРВАРСКИХ КОРОЛЕВСТВ.
Культура и искусство варварских народов на территории империи. Культурная «встреча» Рима и Востока в это время. Утрата городского характера цивилизации. Проблема синтеза средиземноморской, восточной и варварской культур, и как итог - достижение удивительного равновесия, собственных оригинальных архитектурных и художественных форм, которые определяют западноевропейскую цивилизацию. Две доминанты в культурно-исторической ситуации времени: распад и вытеснение античной культуры, но, вместе с тем, относительно длительное сохранение на территории Империи элементов античных социальных и политических институтов, системы античного воспитания и образования. Значение этого фактора для развития христианского искусства.
Архитектура раннего Средневековья: Освоение варварами форм каменного зодчества. Основной тип архитектуры – храмовое строительство. Отсутствие конструктивной логики в соотношении архитектурных элементов между собой – конструкция на этой стадии не определяет морфологию архитектуры. Упадок строительной техники и качества конструкции - кульминация процесса в X веке (за исключением каталонской архитектуры). Разнонаправленность тенденций – далеко не все ведут к романскому стилю или типологически схожи с каролингским и оттоновским зодчеством. Отсутствие стремления к пространственному синтезу (несвязанность между собой конструктивных элементов, открытый, незавершенный характер пространства, распад пространства на сравнительно автономные компартименты) – как сознательный выбор архитекторов и строителей. Развитие культа реликвий с начала V века и его влияние на эволюцию базилики.
Противоречивые данные о раннем существовании развитой каменной архитектуры у варварских народов после их заселения на территории империи: А) свидетельства авторов хроник (Григорий Турский и др) о строительстве больших каменных, богато украшенных зданий в старых имперских провинциальных центрах (ла Дорада в Тулузе, Сан Пьетро ин чьеле д’оро в Павии). Б) бедная техника и упрощенные программы в каменном зодчестве, которые демонстрируют сохранившиеся здания (крипты в Жуарре и Гренобле и другие).
Изобразительное искусство. Мера возможности варварского искусства ассимилировать художественные традиции и формы раннехристианской живописи и скульптуры. Свидетельства Григория Турского, Беды Достопочтенного, Павла Диакра о наличии изобразительного декора в храмах и дворцах в Галлии, Британии, Ломбардии, авторами (или руководителями создания ансамблей) которого, очевидно, были не сами варвары, а местные художники, знакомые с античной традицией. Основная тенденция эволюции: чуждая антропоморфного начала художественная концепция, тяготеющая к абстракции, к антииллюзионизму, к растворению человеческой фигуры в изгибах орнамента, вытесняет пластическую тенденцию, основанную на сходстве между образом и изображаемым, на правдоподобии, на доминанте антропоморфизма и, одновременно, впитывает ее влияние. Постепенная утрата антропоморфной доминанты художественной культуры на территории Западной Римской империи (в Западной Европе). В живописи и надгробной пластике – усиление абстрактных элементов и геометрического орнамента. Обилие абстрактного декора - на фоне схематической редукции человеческой фигуры. Сохранение лишь в нескольких мастерских (Тулуза, Прованс) традиций рельефной скульптуры и искусства итальянских мраморщиков и его значение для возрождения монументальной скульптуры в романское время.
VII - VIIIвека: «мозаика» из фрагментов античного искусства, восточных тем, орнамента в искусстве варваров на территории Западной Европы. Присоединение византийских стереотипов к этому множеству. Специфическая «академизация» античного искусства к этому времени, усиленная массовым производством произведений искусства и культа и связанным с этим копированием устоявшихся штампов. Пути обновления за счет региональных элементов (художественная культура Галлии, мелкая пластика).
Неравномерное развитие видов искусства и отдельных его аспектов: упадок каменного зодчества сочетается с бурным развитием ювелирного производства. Схематизация человеческой фигуры совпадает с блестящим расцветом геометрического, зооморфного орнамента и стилизованного растительного декора.
Искусство варварских королевств
Во вступительной статье к разделу разъясняется, какие королевства сложились, каковы были их отношения с Византией и Римом, что повлияло на развитие искусства в этих странах. Здесь материал делится сначала по видам искусств, а внутри по странам. Представлена британская архитектура 7-8 века, непохожая на всем известные христианские храмы, например, Ораторий Галерия. Оратории - здания своеобразной конструкции, размером не более 6 метров в длину, службы проходили вне стен здания, вот у такого креста Примеры прикладного искусства мастеров варварских королевств удивят и позабавят.
Каролингский Ренессанс
Это время определило разные пути развития восточнохристианского и западнохристианского искусства. Парижский собор 825 г. осуждает поклонение иконам, суровость времени определяет сдержанность искусства. В Византии заканчивается период иконоборчества, иконопись совершенствуется и развивается, а на христианском западе скульптура будет заполнять храмы.
Скупая лаконичность интерьеров согласуется с внешним обликом сакральных зданий.
Все гарантии сохранения жизни и собственности, которые давала человеку умирающая античная цивилизация, исчезли при анархии, которую создали варвары. В этом обществе, которое было полностью отдано в жертву произволу грубой силы и ничем не сдержанному варварству, экономическая жизнь увядала, и порой казалось, что она угасла окончательно. Объем сельскохозяйственных работ был мал из-за гибели огромного числа мужчин от рук захватчиков, из-за походов за рабами, голодных лет и эпидемий, которые стали почти регулярными. Безопасность становилась все меньшей, из-за этого люди потеряли охоту заниматься производительным трудом, и повсюду на Западе и на Востоке появились большие пространства пустой земли, необитаемой и невозделанной
Билет
ПРИНЦИПА́Т (лат. principatus, от princeps — первый, глава) , условный термин, обозначающий политическую систему ранней Римской империи (1-3 вв. н. э.) . Основы принципата были заложены реформами первого римского императора Августа (27 до н. э. — 14 н. э.) , вызванными глубоким социально-политическим кризисом Римской республики в 1 в. до н. э. Цель реформ — восстановить с помощью сильной центральной власти политическую и социальную стабильность, не порывая при этом со все еще сильными республиканскими (полисными) традициями. Август и его преемники сосредоточили в своих руках высшую военную, гражданскую и жреческую власть. Однако юридически она была оформлена как совокупность ряда традиционных республиканских магистратур и полномочий, которыми «наделяли» императора сенат и народное собрание, и не считалась наследственной.
Государственный строй официально именовался «республикой» , а верховный правитель «принцепсом» , то есть «первым гражданином» или «первым сенатором» ( отсюда понятие «принципат») . Республиканские органы власти (народное собрание, сенат, магистратуры) сохранились, утратив значительную часть своих былых полномочий. Если раньше они фактически были подконтрольны римской правящей олигархии (нобилитету) , то теперь — принцепсу и его ближайшим приближенным. Длительное сосуществование монархических и республиканских институтов не позволяет однозначно определять государственный строй Ранней империи ни как монархию, ни как республику. Нередко принципат называют «республиканской монархией» .
Со времени правления Диоклетиана (правил в 284—305) начинается этап в истории Древнего Рима, который носит название доминат и характеризуется как неограниченная монархия.
Это период поздней империи.
Дата добавления: 2016-05-11; просмотров: 1089;