То технике исполнения.

Масляная живопись выполняется красками, приготовленными на основе орехового, льняного, макового или конопляного масла, способствующего достижению цельности, живости, изящества, уси­ливающего оптические возможности при передаче объема и про­странства, повышающего общее эстетическое звучание полотна.

Технические приемы живописи разнообразны. Мазки могут быть кроющими (непрозрачными) и лессировочными (прозрачными), корпусными (плотными) и фактурными (рельефными), тонкими и гладкими и пр. Характерная черта масляной живописи начала XIX в. — многослойность (многократное нанесение красок с при­месью лаков) и лакировка поверхности картины. В начале XIX в. специфичной для масляной живописи становится манера наложения красок алла прима (ит. alla prima — быстрая, односеансная техника письма) на чистый грунт или тонко нанесенный цветовой или то­нальный подмалёвок.

Темперная живопись выполняется темперной эмульсией, приготовленной на основе смешения цельнояичной, белковой, желтко­вой основы, клея, масла, красителей, молочка фиговой веточки, лака, казеина, воска. Темперная краска разводится водой и наносится пастозно1 или жидко на стену, холст, бумагу, дерево.

Акварель(от лат. aqua — вода) — краски, полученные на основе растительного клея, разводимые водой, отсюда и название живописи.

Живопись непрозрачной акварелью с примесью белил была известна еще в Древнем Египте, античности, в Средние века в Европе и Азии.

Чистая» акварель (без примеси белил) получила широкое рас­пространение в начале XV в. Основными ее признаками можно считать прозрачность красок, через которые просвечивают тон и фак­тура основы (бумага, картон, шелк, слоновая кость и т.д.); чистоту цветовых оттенков; широкий диапазон тона; наличие графических приемов. В акварельной живописи выделяются и специфические приемы — размывка, отмывка, вливание и затеки, создающие эффект воздуха, движения, живости и натурализма в изображении.

В XV—XVII вв. акварель имела прикладное значение и служила главным образом для раскрашивания гравюр, чертежей, эскизов. Начиная со второй половины XVIII в. акварель стала применяться при написании пейзажа. В конце XIX в. в Италии возникла манера плотной многослойной акварельной живописи по сухой бумаге. Сре­ди отечественных мастеров эта манера письма свойственна К. П. Брюллову, А.А.Иванову, С. Андрияке.

1. Пастозность (от ит. pastoso — тестообразный) — значительная толщина, не­ровность и рельефность красочного слоя.

 

Гуашевая живопись (от ит. guazzo — водяная краска) — произ­ведения, выполненные красками, состоящими из тонко растертых пигментов с водно-клеевым связующим (гуммиарабик, пшеничный крахмал, декстрин и др.) и примесью белил. Гуашевая живопись мо­жет выполняться на бумаге, картоне, полотне, шелке, дереве, стекле, кости.

Гуашь возникла как разновидность акварели, когда для достиже­ния плотности красочного слоя к водным краскам стали подмешивать белила. С момента начала производства специальных гуашевых кра­сок (в сер. XIX в.) гуашь окончательно обособилась от акварели и стала самостоятельной техникой, которая достигла высокого развития в XIX и XX вв.

Мастера гуашевой живописи — В.А.Серов, А.Я.Головин, С. В. Иванов и др.

Пастельная (от фр. pastel) живопись выполняется мягкими ка­рандашами без оправы (мелками), полученными путем смешения красочного порошка с клеящим веществом (вишневым клеем, дек­стрином, желатином, казеином).

Пастельная живопись отличается мягкой приглушенностью то­нов, бархатистостью поверхности. Работают пастелью на бумаге, картоне, холсте. Краски наносят штрихами, как в рисунке, или втирают пальцами с растушевкой, что позволяет добиться тончай­ших красочных нюансов и валёрных переходов цветовых оттенков. В процессе работы с пастелью можно снимать, перекрывать один красочный слой другим. Учитывая специфичность состава пастели, произведения следует закреплять специальным раствором или ла­ком.

Техника пастели привлекала таких художников, как Ж.-Б. Шарден, М.-К.Латур, Ж.-Э.Лиотар, Э.Дега, И.Левитан, В.Серов, П.Коровин, А. Сомов...

Восковая живопись (энкаустика) применялась еще в Древнем Египте. Связующим веществом в энкаустике служит отбеленный воск. Восковые краски наносят в расплавленном состоянии на по­догретую основу кистью, раскаленным бронзовым инструментом, после чего прижигают (оплавляют с помощью жаровни).

Среди современных художников можно отметить отца и дочь

A. и Т.Хвостенко, которые возродили технику энкаустики. Благода­ря им были восстановлены многие секреты этой техники и приду­маны новые приемы восковой живописи.

Жанры живописи

Многообразие объектов, явлений, событий окружающего мира и интерес, проявляемый к ним художниками, способствовали выделе­нию жанров в живописи: мифологического, религиозного, исторического, батального, бытового, пейзажа, портрета, натюрморта, ани­малистического, ню.

 

 

Французским словомжанр (вид, разновидность) обычно опреде­ляют предмет или сюжет изображения в картине. В живописных про­изведениях может встречаться сочетание жанров или их элементов. Например, пейзаж может дополнять натюрморт, натюрморт и пейзаж — служить дополнением портрета или жанровой композиции и т. д.

Мифологический жанр (от греч. mythos — предание) — жанр живописи, в котором основное место отводится изображению со­бытий и героев мифов, легенд, преданий, былин древних народов.

Исторический жанр.Изображение значимых исторических со­бытий, явлений или исторических деятелей. Однако недавние собы­тия также могут стать предметом изображения при условии, что их историческое значение признано современниками.

Батальный жанр (от фр. bataille — битва) — жанр изобразитель­ного искусства, раскрывающий темы войн, сражений, битв, походов или эпизоды военной жизни. Батальный жанр может иметь как са­мостоятельное значение, так и быть составной частью историческо­го или мифологического жанра, а также содержать в себе некоторые элементы других жанров.

Бытовой жанр (от фр. genre, нем. sitten-bild — род, вид, жанр) наиболее распространен в изобразительном искусстве. Художник обращается к темам и сюжетам повседневной жизни человека. Про­изведения, относимые к бытовому жанру, с одной стороны, пред­ставляют художественную ценность, с другой — значимы с точки зрения истории, поскольку эти полотна знакомят нас с жизнью и деятельностью людей разных эпох, народов, классов и сословий.

В XX в. в развитии бытового жанра можно условно выделить не­сколько художественно-содержательных направлений:

- отражение психологических нюансов (Э. Манэ, Э.Дега, О. Ре­нуар);

- выделение знаково-символической стороны бытовой жизни (П Гоген, В.Борисов-Мусатов, К.Петров-Водкин);

- демонстрация героизма людей, занимающихся повседневным трудом (Б. Иогансон, А. Дейнека, А. Пластов).

Пейзаж(от фр. paysage, от pays — местность, страна, родина) — изображение природы, ландшафта, моря, панорамы местности, ар­хитектурных сооружений, городских улочек, мостов. Пейзажем на­зываются и сами произведения этого жанра.

Выделяют следующие виды пейзажей:

-сельский — изображение природы (деревьев, кустарников, лу­гов полей, лесов, садов, рек, озер, болот, гор и т.д.). Основная тема — изображение деревенской среды и ее естественной связи с при­родой;

-парковый — изображение уголков природы, созданных для от­дыха и удовлетворения эстетических потребностей человека. Отли­чается от сельского тем, что может передавать на полотне то геоме­трическую строгость планировки парка или сада, то сочетание деко­ративных элементов с естественным ландшафтом местности;

- городской, или архитектурный — изображение различных архитектурных сооружений (жилых домов, общественных и культовых зданий), улиц, площадей, памятников. Для художника важно показать жизнь города как такового, с его проблемами, отношениями;

- ведута— изображение мостов и архитектурных конструкций, связанных с мостами;

- индустриальный — изображение промышленных предприятий, заводов, фабрик и т.д. Частая тема художников в советское время;

- марина — изображение моря во всем его многообразии;

- психологический пейзаж — стилизованное, а иногда и абстракт­ное изображение природы, через которое художник раскрывает какие-то эмоциональные состояния и переживания, присущие чело­веку.

Если классифицировать пейзаж с точки зрения содержа­тельного аспекта, то можно выделить следующие виды: ли­рический, исторический; фантастический, героический, пафосный; эпический, аллегорический.

Пейзажи могут выполняться художниками как в мастерской, так и с натуры. Писать пейзажи с натуры на пленэре (фр. plein air — от­крытый воздух) художники стали лишь в XIX в. Тогда они столкнулись очень интересной и сложной задачей передачи освещения, воз­душной среды, учета пространственного смещения цветов, изме­няющегося состояния природы — всего того, чего не видно в мастер­ской при равномерном освещении. Пленэрная живопись способна передать оттенки освещения, игру солнечных лучей, движение воз­душных масс. Выдающиеся мастера пленэра — художники-импрессионисты — запечатлели в своих картинах ускользающие, изменчи­вые мгновения. А название этому направлению дала картина Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» (от фр. impression — впечатле­ние). Импрессионисты разработали особый подход в живописи, они писали свободными, легкими, вибрирующими мазками, не смешивая краски на палитре, а накладывая рядом чистые дополнительные цве­та, отчего и возникало ощущение переливов света, наполняющего картину.

Наиболее известны следующие пейзажисты: П. Брейгель, П. Ру­бенс, Рембрандт, Я.Рейсдал, Н.Пуссен, К.Лоррен, К.Коро, А.Ива­нов, А.Саврасов, Ф.Васильев, И.Шишкин, И.Левитан, В.Серов, С.Герасимов, Н.Крымов, Э.Мане, К.Моне, О.Ренуар, К.Коровин, Л. Грабарь, П.Сезанн, П.Гоген, В. ван Гог. А.Матисс, А.Куинджи, Н. Рерих, М.Сарьян, А.Рылов, К. Юон, А.Остроумова-Лебедева, Л.Куприн, П. Кончаловский.

Натюрморт (от фр. nature morte — мертвая природа, натура) — жанр изобразительного искусства, посвященный изображению неодушевленных предметов (домашней утвари, музыкальных инструментов, цветов, фруктов, дичи, продуктов, атрибутов какой-либо деятельности и пр.). В узком смысле слова натюрмортом называют саму постановку, служащую объектом изображения художника.

Натюрморт могут составлять не только неодушевленные предметы, но и природные формы. Это в свою очередь повлияло на появ­ление другой, более точной формулировки этого жанра. По-немецки (stilleben) и по-английски (still life) жанр называется «тихая жизнь». Это означает, что все предметы и объекты в натюрморте неподвижны , и в то же время они некое «эхо» своего хозяина, его внутренне­го мира, характера, привычек и т.д.

Произведения этого жанра выполняют различные функции, в связи с чем выделяются несколько разновидностей натюр­морта:

- символический посредством символов и знаков помогает рас­крыть сложные философские категории и понятия, лучше понять психологию того или иного человека, а в некоторых случаях и сущ­ность целой эпохи;

- декоративный помимо своей прямой художественной функции выполняет роль некоего украшения, является составной частью еди­но о декора интерьера или внешнего убранства архитектурного со­оружения (вывески, роспись витрин и т.д.);

- реалистичный позволяет максимально объективно оценить традиции отдельной страны, культуры с точки зрения ее историче­ского развития;

- абстрактный дает возможность взглянуть на вещи изнутри, раскрыть сущность предметов с той стороны, которая до сих пор еще не была открыта зрителю.

Предпочтение натюрморту отдавали знаменитые зарубежные ху­дожники: П.Клас, В.Хеда, Ф.Снейдерс, Ж.Котэн, Ж. Шарден, П.Сезанн, В. ван Гог и отечественные мастера: П.Кончаловский, И.Машков, Р.Фальк, К. Петров-Водкин, М.Сарьян, Ю. Пименов, А. Стожаров и др.

Портрет (от фр. portrait - изображение) - жанр изобразитель­ного искусства, цель которого - изображение отдельного человека или группы людей.

Основное качество портрета заключается не только в сходстве с оригиналом, что обеспечивается точным изображением внешнего облика человека, но и в раскрытии его тонкой духовной организации, которую наблюдательный художник способен уловить по движениям мьпкщ лица, характеру взгляда, выражению глаз, жестам, позе, ма­нере одеваться, окружающей обстановке. Все эти черточки позволя­ют оставить достоверный психологический портрет, который ло­жится в основу изображения. Портрет несет определенную смысло­вую нагрузку. И в этой связи выделяют несколько разновидно­стей этого жанра.

По расположению на плоскостиизображения:

¾ по­ясной портрет,

¾ портрет в полный рост,

¾ портрет в интерьере,

¾ портрет на фоне пейзажа.

По характеру изображения:

- парадный портрет изображает человека погрудно или в пол­ный рост и, как правило, на архитектурном или пейзажном фоне. Присутствует огромное множество разных деталей, атрибутов, под­черкивающих статус человека;

- камерный портрет предполагает поплечное, погрудное, по­ясное и в полный рост изображение на нейтральном фоне. Сдержан по своему характеру и художественной выразительности. Цель его, в отличие от парадного, не продемонстрировать величие натуры, а передать психологическое состояние, внутренние переживания че­ловека.








Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 2545;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.012 сек.