Микробиологические показатели.
Наибольшее эпидемиологическое значение из большого числа микроорганизмов, находящихся в загрязненных природных водах, имеют кишечные патогенные бактерии: Salmonella, Shigella, энтеротоксичнаяEscherihiacoli, Vibriocholerae, Yersiniaenterocolitica, Campilobacterfetus. Их потенциальная опасность для человека обусловлена не только тем, что при попадании в организм они вызывают развитие острого кишечного заболевания, но и высокой сохраняемостью в объектах окружающей среды. Так, например, сальмонеллы брюшного тифа и шигеллыФлекснера и Зонне сохраняют свою жизнеспособность в нормальных условиях в течение 2-12 дней, а в замерзшей воде на протяжении всей зимы. Холерные вибрионы не только сохраняют жизнеспособность более 5 месяцев и выдерживают замораживание, но и способны размножаться в речной воде.
К условно патогенным бактериям, также обсеменяющим в большом количестве природные воды, можно отнести следующие рода: Pseudomonas, Flavobacterium, Acinetobacter, Klebsiella, Serratia. При контакте человека с загрязненной водой, например при купании, они могут вызвать инфекционные поражения кожных покровов, слизистых оболочек глаза, носоглотки и уха.
Поэтому чрезвычайно важным для профилактики инфицирования человека посредством воды является обеспечение ее эпидемической безопасности. Это гигиеническое требование к доброкачественной питьевой воде контролируется по ряду микробиологических и паразитологических показателей .
К числу санитарно-показательных микроорганизмов относят бактерии группы кишечных палочек (БГКП), энтерококки, клостридии, бактерии группы протея, термофилы и колифаги. С точки зрения оценки уровня загрязнения воды микроорганизмами в практике коммунального водоснабжения в качестве критериев для оценки возможного фекального загрязнения воды используют группу индикаторных бактерий, а вирусного - колифаг.
К числу индикаторных бактерий, рекомендованных ВОЗ для этой цели, относятся микроорганизмы, обитатающие в кишечнике человека, колиформные микроорганизмы (бактерии группы кишечных палочек), характеризующиеся высоким уровнем выживаемости и, по сравнению с рядом патогенных микроорганизмов, устойчивости к воздействию факторов окружающей среды и дезинфектантов, неспособностью размножаться ни в воде, ни в почве. В связи с этим бактериологами всего мира БГКП признаются не только как санитарно-показательные микроорганизмы, но как основные показатели фекального загрязнения объектов окружающей среды, и, следовательно, индикаторы эпидемической опасности объектов окружающей среды. Здесь следует сделать некоторое пояснение.
Не всегда при обнаружении БГКП в воде можно делать вывод о ее фекальном загрязнении, так как источником этих микробов могут быть не только экскременты человека и других теплокровных животных, но также растительность и почва. Способность же этих микроорганизмов извлекая питательные вещества из неметаллических строительных материалов подчеркивает относительность индекса БГКП как однозначного критерия фекального загрязнения воды. В связи с этим их присутствие в воде расценивается, во-первых, как свидетельство недостаточной очистки исходной воды или вторичного загрязнения питьевой воды после очистки в распределительной сети и, во-вторых, как вероятность фекального загрязнения водоисточника.
Впервые кишечная палочка была рекомендована в качестве показателя фекального загрязнения воды в 1988 году французским врачом Е.Масе, что послужило своего рода началом развития санитарной микробиологии.
В группу колиформных микроорганизмов (БГКП) - палочковидных, неспорообразующих, грамотрицательных- входят следующие виды бактерий: E. coli, Citrobacter, Enterobacter, Kleibsiella.
При оценке эпидемической опасности питьевой воды следует учитывать, что микроорганизмы существенно различаются по степени устойчивости к воздействию факторов окружающей среды; она уменьшается в следующем порядке: сапрофиты, вирусы, БГКП, сальмонеллы, шигеллы, вибрионы Эль-Тор и т.д. Из чего следует, что если снижение численности БГКП в воде в результате очистки и обеззараживания на водопроводных станциях может говорить и об уменьшении таковой сальмонелл, шигелл и т.д., то нет уверенности в уничтожении вирусов, которые являются возбудителями целого ряда кишечных инфекционных заболеваний.
Экспериментально было обосновано и подтверждено на практике, что коли-индекс, равный 3, может гарантировать отсутствие в воде патогенных бактерий кишечной группы и вирусов лишь при условии обеззараживания воды водоисточника с исходным коли-индексом (КИ, то есть числом колиформных микроорганизмов в 1 л воды) не более 1000.
В соответствии с документами ВОЗ - показатель КИ, равный 10, не гарантирует отсутствие вируса. По данным ряда ученых, обнаружение E.coli в 100 мл воды свидетельствует о возможном попадании патогенных микроорганизмов в воду и высоком риске здоровью.
Из заболеваний, связанных с неблагоприятным химическим составом воды, прежде всего выделяют эндемический зоб. Данное заболевание широко распространено и на территории Российской Федерации. Причинами заболевания являются абсолютная недостаточность йода во внешней среде и социально-гигиенические условия жизни населения. Суточная потребность в йоде составляет 120—125 мкг. В местностях, для которых не характерно данное заболевание, поступление йода в организм происходит из растительной пищи (70 мкг йода), из животной пищи (40 мкг), из воздуха (5 мкг) и из воды (5 мкг). Йоду в питьевой воде принадлежит роль индикатора общего уровня содержания этого элемента во внешней среде. Зоб распространен в сельских районах, где население питается исключительно пищевыми продуктами местного происхождения, и в почве йода мало. Жители Москвы и Питера используют воду тоже с низким содержанием йода (2 мкг), но эпидемий здесь нет, так как население питается привозными продуктами из других областей, что обеспечивает благоприятный баланс йода.
Основными профилактическими мероприятиями в отношении эндемического зоба являются сбалансированное питание, йодирование соли, добавление меди, марганца, кобальта, йода в рацион. Должна также преобладать углеводистая пища и растительные белки, так как они нормализуют функцию щитовидной железы.
Эндемический флюороз – заболевание, появляющееся у коренного населения определенных районов России, Украины и других, ранним симптомом которого является поражение зубов в виде пятнистости эмали. Общепринято, что пятнистость не является следствием местного действия фтора. Фтор, попадая в кровь, оказывает общетоксическое действие, в первую очередь вызывает деструкцию дентина.
Питьевая вода – основной источник поступления фтора в организм, чем и определяется решающее значение фтора питьевой воды в развитии эндемического флюороза. Суточный пищевой рацион дает 0,8 мг фтора, а содержание фтора в питьевой воде нередко составляет 2-3 мг/л. Имеется четкая связь между тяжестью поражения эмали и количеством фтора в питьевой воды. Определенное значение для развития флюороза имеют перенесенная инфекция, недостаточное содержание в рационе молока и овощей. Заболевание определяется и социально-культурными условиями жизни населения. Впервые это заболевание было зарегистрировано в Индии, но у англичан и местной аристократии флюороз встречался редко, хотя содержание фтора в воде было на уровне 2-3 мг/л. У индийцев, влачивших полуголодное существование, пятнистость эмали выявлялась уже в тех местностях, где содержание фтора было даже 1,5 мг на 1 л.
Профилактическими мероприятиями в отношении действия фтора можно считать:
1) употребление воды с повышенным содержанием минеральных солей;
2) употребление пищи и жидкости с повышенным содержанием кальция (овощи и молочные продукты), так как кальций связывает фтор и переводит его в нерастворимый комплекс Са + F = СаF2;
3) защитную роль витаминов;
4) ультрафиолетовое облучение;
5) дефторирование воды.
Лекция № 5
Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 1110;