Г.-Б. Магомедов. Декоративная ваза. Серебро.
22. В. Дегтярев. «Ходжа Насреддин в Самарканде». Медь.
Молодые художники Тюмени А. Погорелый, В. Горбатов и Г. Засекин как бы соединяют древнюю историю Сибири с теперешними напряженными буднями. В их рисунках — сцены из жизни рыбаков и нефтяников, полярных летчиков и лесорубов.
На выставках последних лет встречаются скульптурные портреты и фигурные композиции из меди, выполненные техникой дифовки с выколоткой и чеканкой. Интересную скульптуру «Эвенк с рыбой» показал в 1972 г. на Всесоюзной выставке молодых художников М. Переяславец. В медночеканной фигуре, решенной крупными рельефными массами, причудливой игрой света и тени передан образ отважного рыбака Севера (рис. 23).
Изящными рельефами Ю. Александрова украшено здание нового цирка в Москве: «Дрессировщик», «Мим», «Прыжок льва» (рис. 24).
23. М. Переяславец. «Эвенк с рыбой». Медь.
24. Ю. Александров. «Прыжок льва». Медный рельеф.
ЧЕКАНЯТ ДЕТИ
Творцами металлических рельефов являются и дети. Они с увлечением занимаются этим искусством. В Тбилиси в средней школе № 43 фойе, коридоры, лестничные площадки декорированы работами учащихся: «Космос», «Дружба народов» и др. В районном центре Вани, недалеко от Кутаиси, уже больше десяти лет руководит кружком известный грузинский скульптор Дмитрий Кипшидзе. На республиканской выставке 1966 г. юные мастера из Вани получили две медали, а в 1967 г. — восемь. В двухэтажной школе-интернате есть все необходимое для чеканки. Наиболее талантливые из бывших учеников Кипшидзе — Т. Николаишвили, Д. Гогоберишвили, Г. Кипиани и Г. Хуруидзе — продолжают сейчас совершенствовать свое мастерство в высших художественных учебных заведениях Грузии.
В Узбекистане, в городе Коканде, на станции юных техников долгое время вел занятия старый мастер Л. Пазылов. На Всесоюзной выставке детского творчества в Москве золотыми медалями отмечены работы его учеников В. Орнпова и Б. Пулатова (на рис. 25 блюдо Б. Пулатова). Металлические художественные изделия воспитанников Пазылова отличает высокая культура исполнения, восточная ювелирность и четкость орнамента, творческое использование национальных традиций древнего искусства. На рисунке 26 — блюдо ученика И. Солнтанова. Чеканный кувшин, исполненный коллективом учащихся, представлен на рисунке 27.
В другом уголке нашей страны, в дагестанском горном ауле Кубачи, где издревле живут известные всему миру мастера художественной обработки металла, учащиеся сельской школы на уроках труда познают основы национального искусства. В Дагестане, богатом различного рода народными художественными промыслами, такая забота о развитии самобытного искусства не редкость. В ауле Гоцатль, славившемся медночеканным искусством, на комбинат художественных изделий выпускники сельской школы приходят не беспомощными новичками, а людьми, знакомыми со многими тайнами художественной обработки металла, так как на уроках труда они обучаются по специальной программе национальному аварскому искусству. Инициатором этого явился бывший директор школы Ш. М. Гимбатов.
Дата добавления: 2016-04-19; просмотров: 1037;