Проблемы антропосоциогенеза и культурогенеза.
Процесс зарождения культуры называется культурогенез. Для нас, историков культуры, рассказ о культурогенезе, то есть превращении биологической формы существования животных в социокультурную форму бытия человека представляется достаточно сложным. В этой области знания скорее лидируют антропологи, археологи и этнологи. Не последнюю роль в изучении проблемы играют биологи, психологи, лингвисты, физики, химики, наконец. В этой пограничной области знания место культурологов с одной стороны чрезвычайно ответственно, но и одновременно «вторично». Мы следуем за первопроходцами, дающими нам материал для размышлений и выводов.
Немецкий философ Карл Ясперс, говоря о предыстории культуры, подчеркивал: «Мы ничего не знаем ни о созидающих моментах истории, ни о ходе духовного становления, нам известны только результаты. И на основании этих результатов нам приходится делать выводы. Мы задаем вопрос о том, что явилось существенным в превращении человека в человека в мире, который он создает; о том, какие открытия он сделал в опасных ситуациях, в своей борьбе, руководимый страхом и мужеством; как сложились взаимоотношения полов, отношение к жизни и смерти, к матери и отцу» ( Гуревич П.С. Культурология. ЮНИТИ, М.,2008, с.246-247).
Существует несколько теорий о возникновении человека и зарождении культуры (в науке эту проблему называют антропоцоциогенезом). В их числе – так называемые орудийно-трудовая, психоаналитическая, игровая. До сих пор многие научные выводы остаются спорными и недостаточно аргументированными.
Очевидно то, что переходная эпоха «очеловечивания» животного» является самой продолжительной в истории человечества, и длилась она несколько миллионов лет. Вероятно, движение от животного к особи, которую мы называем Человек разумный (HOMO SAPIENS), шло не линейно, а по разным траекториям. Если одно из направлений оказалось продуктивным, то другие продемонстрировали тупики развития и привели к гибели других популяций.
Неандертальский мальчик из пещеры Тешик-Таш. Узбекистан. Реконструкция М.М. Герасимова.
До настоящего времени не существует и единого научного взгляда на формирование общественных отношений в истории человечества. Признаки формирования людей- архантропов в коллективы (сначала в аморфно производственные или совместного проживания) современные археологи видят уже на самом раннем этапе развития человечества.
Первобытная культура начала формироваться на базе осознанной творческой деятельности человека, который, благодаря развитию мозга, пришел к пониманию ценности собственной жизни и отстаиванию своего места и роли на Земле. Таким образом, процессы антропо-социо-фило-онтогенеза теснейшим образом связаны, неразрывны
Нелишне заметить, что модель исторического процесса культурогенеза можно наблюдать в становлении каждого индивида с момента рождения. Развитие от биологического к культурному – это не что иное как бесконечно повторяющийся процесс становления от новорожденного к личности (один французский психолог назвал этот процесс –«от кандидата в человека к действительному человеку»). В современном мире это движение в значительной степени корректируется и ускоряется воспитательными функциями взрослых, в то время как первобытный человек осваивал эту дорогу значительно дольше и исключительно самостоятельно. Заметим тут же, как велико значение воспитания и изучения истории культуры для современного человека.
Дата добавления: 2016-04-14; просмотров: 1170;