Древняя collatio emancipatorum и collatio dotis
Сущность этой collatio заключалась в том, что эманципированные дети, раз они желали воспользоваться своим правом законного наследования наряду с sui, должны были внести в общую массу (конферировать) все свое имущество, которое они имели в момент смерти отца. С этой целью от них при испрошении bonorum possessio ab intestato требовалось представление особой cautio, особого обещания, на основании которого они обязывались конферировать свое имущество. Подобные же правила были установлены и по отношению к подвластной дочери, получившей при выходе замуж приданое. И это приданое подлежало конферированию, раз она желала выступить в качестве законной наследницы своего отца. Первоначально это было установлено только на случай испрошения ею преторского наследования - bonorum possessio, впоследствии (при Антонине Пие) это было распространено и на тот случай, когда она приобретает цивильную hereditas, притом безотносительно к тому, идет ли речь о dos profecticia или adventicia. Наконец было признано, что dos profecticia должно быть конферировано и в том случае, если с дочерью конкурируют эманципированные братья или сестры ее.
Collatio позднейшего права
Сущность новой collatio заключается в том, что известные выгоды, полученные сыном (или дочерью и т. д.) при жизни отца, не в пример другим, должны быть приняты во внимание при определении размера причитающейся такому лицу законной части. Объектом collatio являются прежде всего полученная данным субъектом dos, donatio propter nuptias и так назыв. militia (т. е. сумма, уплаченная за получение известной должности, что в Риме, при продажности многих должностей, не составляло ничего предосудительного). Что касается дарений inter vivos, то они подлежат конферированию, по общему правилу, только тогда, когда наследодатель прямо предписал зачесть их. Итак, не всякая выгода, а только определенные выгоды составляли объект collationis.
Форма колляции тоже изменилась. Теперь уже не требовалось представление cautio, а просто стоимость полученного принималась в расчет при исчислении следующей данному лицу законной части. Юстиниан предписал, что обязанность конферировать имеет место и в случае назначения нисходящих наследниками по завещанию, если только они назначены таковыми в равных частях. Вместе с тем он постановил, что наследодатель может и освободить данное лицо от обязанности конферирования.
Необходимое наследование*(182)
Глава I. Понятие и история необходимого наследования
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 496;