Консервативная идеология
Зарождение консерватизма[87] в конце XVIII–начале XIX вв. было обусловлено клерикально-феодальной реакцией на Французскую революцию, поэтому данная идеология вначале имела антибуржуазный характер и выступала оппонентом либеральной идеологии. Теоретические основы консерватизма были заложены английским мыслителем, политическим деятелем Эдмундом Бёрком (1729–1797) и французским философом Жозефом де Местром (1753–1821). Они были направлены на сохранение незыблемости установленных Богом порядков.
Идеологические ценности консерватизма:
· традиции и традиционализм, направленность на сохранение, консервирование в условиях перемен того, что необходимо сберечь;
· общество – продукт органического социально-исторического развития; ему противопоказаны волюнтаристские эксперименты;
· идея о неизбежности и благотворности общественной иерархии связана с идеей врожденного неравенства людей;
· несовершенство, греховность человеческой природы;
· ограниченные возможности разума;
· сдержанное отношение к идее свобод для «неразумных» масс;
· установка на сохранение традиционных консервативных ценностей, связанных с семьей, религией и сословными разграничениями.
Консерватизм отстаивает преемственность в общественном развитии, негативно относится к необходимости каких-либо преобразований, нововведений, реформ. Если все-таки возникает необходимость перемен, они должны быть приспособлены к обычаям, традициям и уже существующим общественно-экономическим и политическим институтам.
Иерархическое устройство общества, деление на бедных и богатых, управляющих и управляемых, установлено Богом и не может быть произвольно изменено человеком. Равенство противоречит природе человека и не может быть положено в основу общественного устройства, как того хотят, например, социалисты.
В конце XIX в. в США, а позднее в Европе возникла разновидность консерватизма, называющаяся либертатизмом. Его идеологами являются австро-британский экономист, политолог Фридрих Хайек (1899–1992) и американский экономист Людвиг фон Мизес (1881–1973).
Либертатизм защищает классические либеральные идеалы свободного рынка и конкуренции в условиях государственно-монополистического капитализма. Внешней форме классического либерализма было придано консервативное содержание. Индивидуальная свобода, прежде всего свобода личного выбора, – главный жизненный принцип. Для этого необходимо, во-первых, сократить масштабы государственного вмешательства в социально-экономическую сферу. Отсюда вытекают требования уменьшения размеров госаппарата и налогов, устранение практики перераспределения доходов и т.д. Во-вторых, государство должно отказаться от стремления к социальной справедливости и равенству. Необходимо сокращать государственные социальные программы. Государство должно создавать равенство возможностей, а не равенство результатов. Оно не должно превращаться в «дойную корову». Индивид может рассчитывать прежде всего на собственные силы, затем на помощь близких родственников и сограждан.
Эволюционируя, консерватизм сумел соединить старые ценности доиндустриальной эпохи (семья, религия, мораль, привилегии отдельных социальных групп) с ценностями буржуазных общественных отношений (индивидуализм, свобода рыночных отношений, конкуренция и т.п.). У либерализма и консерватизма в современных условиях есть общие (взаимопересекающиеся) идеологические ценности и принципы – частная собственность, приоритет (авторитет) закона и другие.
Социальная база консерватизма непостоянна. Этой идеологии придерживаются те социальные слои, положению которых начинают угрожать объективные тенденции социально-экономического развития (прежде всего это мелкие предприниматели и жители сельской местности). В условиях общественных перемен разные идеологии могут брать на себя консервативную функцию. Поэтому идеология консерватизма будет воспроизводиться и эволюционировать и в будущем. На современном этапе консервативная идеология выражает прежде всего интересы крупного капитала.
Социализм
Социалистические[88] по направленности идеи обнаруживаются в «Утопии» английского философа, политика Томаса Мора (1478–1535). Среди теоретиков социализма также необходимо назвать английского мыслителя Роберта Оуэна (1771–1858) и французского философа Шарля Фурье (1772–1837). Но в качестве целостной идеологии социализм возник в XVIII в. как реакция на развитие индустриального капитализма и сначала выражал интересы мелких ремесленников, которым угрожала индустриализация, а позднее – рабочего класса. Большой вклад в его развитие внесли немецкие философы, экономисты, социологи Карл Маркс (1818 – 1883) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895).
Идеологические ценности социализма:
· идеал общественной собственности, противопоставляемой частной;
· классовый подход. Главная цель – защита интересов неимущих слоев в ходе классовой борьбы;
· идеал равенства как основная ценность и принцип эгалитаризма («равенство результатов»);
· общественные интересы выше личных, индивидуальных интересов.
Радикально-революционным течением в идеологии социализма является марксизм. Для него характерно:
· неприятие капитализма;
· классовая борьба ради искоренения частной собственности;
· ориентация на пролетарскую революцию для разрешения противоречия между трудом и капиталом;
· коммунизм – конечный идеал и цель общественного развития.
В XIX в. в рамках социализма складывается социал-реформистское направление. Его идеологи – немецкие мыслители, политические деятели Эдуард Бернштейн (1850–1932) и Карл Каутский(1854–1938)– утверждали, что по мере улучшения материальных условий жизни пролетариата он постепенно интегрируется в капиталистическое общество. К социализму можно прийти мирным, парламентским путем. Эти идеи поддерживают современные социал-демократические течения.
Социал-демократы убеждены, что социализм – не государственный строй, а процесс укоренения социальной справедливости в общественную жизнь, баланс коллективных и индивидуальных интересов.
Основные ценности социал-демократии:
· парламентская республика;
· идеалы свободы, солидарности, равенства, справедливости, гарантии прав человека;
· человек – высшая ценность;
· демократизация экономики ради устранения структурной нестабильности, дисфункциональности, негуманности капитализма и олигархии не революционным путем, а путем постепенных изменений в соответствии с принципами смешанной экономики;
· демократизация общества в целом;
· эволюционное общественное развитие через реформы и преобразования;
· плюрализм.
В марксистской тенденции самым радикальным течением является большевизм (В.И. Ленин). Большевиков отличал максимализм в отношении ко всем сторонам жизни.
Идеологические ценности большевизма:
· безусловное преимущество революции перед эволюцией и реформами;
· революционное насилие по отношению ко всему старому, отжившему;
· власть Советов – демократия нового типа;
· «авангардная» роль коммунистической партии нового типа;
· гегемония пролетариата – важнейшее условие построения социализма;
· нетерпимость к другим политическим партиям и идеологическим течениям.
Идеология большевизма (ленинизма) была положена в основу Великой Октябрьской социалистической революции и построения социализма в СССР и некоторых других странах социалистической ориентации. В 90-х гг. ХХ в. в СССР эта система перестала существовать в силу своей неэффективности.
Анархизм
Идеи анархизма[89] имели место еще в античные времена, но как теоретическая система это течение появилось благодаря английскому писателю и историку Уильяму Годвину (1756–1836), выдвинувшему идею «общества без государства».
Разработку экономической основы анархизма и включение данного термина в политический и научный оборот осуществили немецкий философ Макс Штирнер (1806 – 1856) и французский мыслитель Пьер Жозеф Прудон (1809 – 1865). М. Штирнер считал, что государство не нужно там, где независимые производители будут взаимно уважать друг друга и обмениваться товарами самостоятельно. П.-Ж. Прудон утверждал, что основой неравенства и несправедливости является собственность и неэквивалентный обмен. Их ликвидация возможна такими ненасильственными, организационными мерами как безденежный и эквивалентный обмен продуктами труда, в результате чего произойдет постепенное отмирание государства.
Особенно сильными оказались позиции анархизма в России. Большой вклад в развитие идеологии анархизма внесли русские мыслители М.А. Бакунин (1814–1876) и П.А. Кропоткин (1842–1921).
М.А. Бакунин разработал радикальную утопию анархизма. Любая власть, по его мнению, неспособна соответствовать социальным инстинктам человека. Она развращает всех независимо от классовой принадлежности. Даже если правительство и парламент были сформированы рабочими, со временем они трансформируются в поработителей и угнетателей (в этом как раз заключается «социалистическая развращенность рабочих»). Интеллигенция должна отказаться от западных политических теорий, тогда она сможет помочь своему народу. Право – атрибут государства, инструмент прямого насилия, поэтому оно должно исчезнуть вместе с государством.
М.А. Бакунин утверждал, что уничтожить государство необходимо путем революции. Затем будет создана «свободная федерация» крестьянских и пролетарских ассоциаций, которые будут коллективно владеть орудиями труда. В результате этих преобразований установится мир социализма, равенства и справедливости, свободный от эксплуатации труда.
Программа анархистского преобразования мира включает в себя следующие действия:
1) Преобразования в политической сфере: ликвидация государства; упразднение церкви, свободы совести; утверждение свободы печати, слова, собраний, союзов, абсолютной автономии общин с правом самоуправления и издания собственных законов.
2) Преобразования в социальной сфере: ликвидация права наследования; создание фонда общественного воспитания детей вплоть до их совершеннолетия; обязательность труда (каждый должен работать, чтобы жить); природными богатствами распоряжаются те, кто их добывает; половое равенство, упразднение легальной семьи и института брака и т.п.
П.А. Кропоткин – представитель анархического коммунизма – внес некоторые новшества в разработку данной идеологии. Он считал, что анархистская концепция общества обязательно должна соответствовать уровню развития научного знания. Он не был, как М.А. Бакунин, ярым сторонником неограниченного насилия для достижения справедливости и равенства. Главный смысл революции, по его мнению, заключается в создании альтернативных существующим социальных институтов и форм поведения, в общем изменении социальной среды.
У П.А.Кропоткина были ценные по тем временам идеи о местном самоуправлении. Он призывал ограничить роль государства (децентрализация власти) и развивать местные инициативы. Некоторые из этих идей были воплощены в жизнь анархическим движением в Испании в конце XIX–начале XX вв. и не потеряли своей актуальности и сейчас.
Анархизм оказал серьезное влияние на идеологию большевиков и организацию Октябрьской революции 1917 г. в России.
Расцвет анархизма имел место в первой половине ХХ в. В конце 1960-х гг. молодежные бунты на Западе возродили интерес к анархизму и его разнообразие.
В современном спектре идейно-политических течений анархизм занимает маргинальные позиции. Несмотря на это, в XXI в. неоанархистский потенциал заложен в движениях либертаристов, экологов, антиглобалистов, идеологом которого является итальянец Тони Негри (род. 1933).
Фашизм
К крайне правому идеологическому флангу относится фашизм[90]. Суждения его идеологов и вождей не были оформлены в законченные теории. Они описывают лишь общие цели фашизма, оправдывают его, опираясь на эклектичный набор идей.
Итальянский фашизм, идеологом которого был Бенито Муссолини (1883–1945), исходил из того, что высокоразвитые промышленные государства не дают развиваться более слабым странам. Только нация может стать опорой стабильности, а сильное, тотальное государство способно обеспечить экономический подъем.
Нация, согласно взглядам Муссолини, не совокупность индивидов, а органическое единство. Нация – определенный «миф», «идеальное представление возможного будущего», наследие «вечного Рима». Реальная нация, связанная территорией, языком, экономикой и общей историей, – это лишь «сырье», единство которому придаст фашистское государство. Фашисты были не только крайними националистами, но и радикальными государственниками.
Германский национал-социализм, представителем которого является Адольф Гитлер (1889–1945), считал государство «производным продуктом» от расы. Арийская раса – источник и нации, и государства. В этом его отличие от итальянского фашизма.
Основные принципы фашизма в целом:
· Расизм и национализм. Так, германский национал-социализм утверждал приоритетное положение культуросозидающей арийской расы (немцы и ряд северных народов – шведы, норвежцы, датчане). Личностное начало вторично по сравнению с расово-этническим, национально-государственным началом.
· Популизм. Из демагогических соображений фашизм делал упор на популярные в то время идеи социализма – ликвидация классовых различий, национализация крупных монополий и т.д. Позднее антикапиталистическая направленность была утрачена.
· Антисемитизм. Враждебное отношение к евреям и лицам еврейского происхождения, их преследование и дискриминация.
· Воинствующий иррационализм, ненависть ко всякому теоретизированию (за исключением собственной идеологии), предельное упрощение лозунгов и идеологических клише, неприязнь к образованности.
· Вождизм или принцип фюреризма. Верховный вождь (дуче, фюрер) – воплощение расового, национального и народного духа. Он имеет сверхъестественные способности, поэтому обладает неограниченной властью по отношению ко всем подчиненным, включая более мелких вождей.
· Идея сверхчеловека. В интересах своей нации, расы сверхчеловек имеет право преступать нормы общественной морали, которая создается только для того, чтобы слабые могли господствовать над сильными.
· Культ грубой силы и экспансионизм. Абсолютизация силового фактора в истории, отрицание всякого гуманизма и стремление покорить другие государства и народы.
Несмотря на то, что в настоящее время фашизм утратил свое былое влияние, отдельные рецидивы фашистской идеологии встречаются в некоторых странах.
Вопросы и задания
1.С чем, по Вашему мнению, связана множественность интерпретаций категории «идеология»?
2. Прокомментируйте п. 1 ст. 13 Конституции РФ: «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие» и п. 2: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».
3.Чем отличается структура ценностей классического либерализма от структуры ценностей неолиберализма?
4.Сопоставьте ключевые идеи либерализма и консерватизма.
5.Сравните структуру ценностей классического консерватизма и неоконсерватизма (либертатизма).
6.Какое влияние оказала социал-демократия на социальные и политические процессы в современном мире?
7.В чем различие между традиционализмом и фундаментализмом?
8.Если положения о государстве являются центральными для национализма, фашизма и анархизма, то в чем сходство и различия подходов этих идеологий?
9.Вероятно ли возрождение анархистских идей на новом витке развития в XXI в.?
10.В чем можно обнаружить черты различий и сходства между крайне правыми и крайне левыми идеологиями?
11. Есть ли в современной России доминирующая идеология?
12.Какие политические ценности преобладают в политическом сознании россиян?
13.Какие течения включает современный идейно-политический спектр нашей страны и можно ли их сравнить с исторически предшествующими российскими идеологиями?
14.Укажите и объясните, какое из утверждений является политическим, а какое идеологическим:
1) «Президент – гарант конституции»;
2) «Тот факт, что президент является гарантом конституции, позволяет позитивно оценить процесс демократизации в стране».
15.Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу:
а) идеология;
б) консерватизм;
в) политическое сознание;
г) коммунизм;
д) национализм;
е) расизм;
ж) эгалитаризм;
з) социал-демократия;
и) анархизм;
к) либерализм;
1) разновидность политической идеологии, отстаивающей исключительность и гегемонию этнической группы и опирающейся для ее достижения на террор и агрессию;
2) общественно-политическая теория, обосновывающая равенство, исходным пунктом которого является равенство имущества;
3) идеология, базирующаяся на принципах свободы, солидарности, справедливости;
4) политическая идеология, выступающая за сохранение существующего общественного порядка, в первую очередь, морально-правовых отношений, воплощенных в нации, религии, семье, собственности;
5) социально-политическое течение, провозглашающее своей целью уничтожение государства и замену любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан;
6) идеология, в основе которой лежит идея автономии личности и ее первичности по отношению к обществу и государству;
7) система философских, политических, правовых, экономических и других ценностей и знаний о мире и роли человека в нем;
8) разновидность политической идеологии, предполагающей устройство общества на основе принципов коллективизма, равенства, справедливости, удовлетворения всех потребностей индивида;
9) одна из категорий, обозначающая осознание сферы политики социальными субъектами (индивидами, группами, общностями и т.п.);
10) разновидность политической идеологии, возводящая требования суверенитета конкретного этноса, его права на самоопределение в форму политических требований к власти.
16.Определите, представителями каких идеологий (либерализма, консерватизма, социал-демократизма) являются авторы приведенных ниже высказываний:
а) «Человек по натуре не способен жить мирно, он одержим жаждой власти, греховен, алчен»;
б) «Человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно»;
в) «Через социальную справедливость к солидарному обществу»;
г) «Способность человека к справедливости делает возможной демократию. Но его склонность к несправедливости делает ее необходимостью»;
д) «Я хотел бы сделать ремонт как можно ближе к стилю того здания, которое ремонтируется»;
е) «Избыток демократии равнозначен дефициту управляемости»;
ж) «Равенство – это не только юридическое, но и политическое понятие, которое надо внедрить и в социальную сферу»;
з) «Верховный государственный орган можно сравнить не с головой, увенчивающей общество, а со шляпой, которую можно безболезненно сменить»;
и) «Для постоянной стабильности человеческого общества безопаснее руководствоваться мудростью, унаследованной от прошлых поколений, чем взвешивать каждый «эфемерный» вопрос на основе личных мнений и личного разума: индивид глуп, а народ мудр»;
к) «В свободе заключается не только чисто правовое значение, но и принцип самовыражения личности, равно как и самовыражение коллектива»;
л) «Только государство понимает, что есть общее благо, и только оно способно осуществить его»;
м) «Солидарность есть взаимодействие всех людей ради достижения свободы и справедливости»;
н) «Равенство – это один из необходимых элементов общества, в то время как свобода – это и средство, а в некотором смысле и цель в себе»;
о) «Государство – это то, без чего невозможно осуществить ни порядок, ни справедливость, ни внешнюю безопасность, ни внутреннюю солидарность».
17.В послеоктябрьский период многие русские мыслители искали ответ на вопрос: почему либеральное и консервативное направления русской общественности оказались бессильными перед радикализмом?
С.Л. Франк основную причину слабости либеральной партии видел «в отсутствии у нее самостоятельного и положительного миросозерцания». Несамостоятельность русского либерализма проявилась, в частности, в его «полусоциалистичности». В основе этого явления лежала та особенность русского либерализма, что в нем не было философски и религиозно укорененной веры «в ценность духовных начал нации, государства, права и свободы», которая обеспечила бы противостояние разрушительным началам.
В чем заключалась, по вашему мнению, слабость русского либерализма? Насколько актуальны слова С.Л. Франка для характеристики современного либерализма в России?
18.Американский институт анализа пропаганды, обобщая практику мировой журналистики, приводит следующие приемы, обладающие, по мнению специалистов, внушительной эффективностью:
1) «Наклейка ярлыков» («присвоение кличек») – наделение личности или идеи унизительной, оскорбительной или смешной кличкой, эпитетом, подрывающими их авторитет.
2) «Рекомендация» («свидетельство») – использование для усиления эффекта и внушения популярности кандидата или предвыборного блока имен сочувствующих им известных артистов, ученых, спортсменов и прочих знаменитостей.
3) «Перенос» – идентификация качеств и свойств какого-либо лица или политической идеи с качествами и свойствами известных и авторитетных лиц или идей, т.е. оценка по ассоциации.
4) «Простые люди» («свои ребята») – идентификация интересов информатора или агитатора с интересами и чаяниями простых людей, молчаливого большинства нации, «соли земли» и т.п.
5) «Подтасовка карт» – откровенная фальсификация или искажение действительных фактов с помощью приемов, незаметных для масс.
6) «Блестящая посредственность» («наведение румян») – оперирование привычными, банальными истинами, хорошо известными всем, но вместе с тем достаточно абстрактными для обывателя, над содержанием которых последний обычно не задумывается.
7) «Общий вагон» («вместе со всеми») – достижение желаемой реакции внушением мысли о ее общепризнанности и разумности («все так думают», «все так поступают», «и это правильно»).
Приведите примеры использования в российских средствах массовой информации отмеченных приемов пропагандистского воздействия.
Прокомментируйте следующие высказывания:
«Идеологиями являются системы ценностей, выступающие в качестве политического мировоззрения, обладающего силой веры и большим ориентационным потенциалом» (Э. Шилз, американский политолог и социолог ХХ в.).
«Ни одна власть в мире никогда не покоилась ни на чем, кроме общественного мнения… У большинства людей мнения нет, мнение надо дать им, влить, как смазочное масло в машину» (Х. Ортега-и-Гассет, испанский философ ХХ в.).
«Все идеологии обречены на саморазрушение. Идеология – это отчужденная жизнь, застывшая пародия на реальность… Идеология – слово падшее – теперь таится в полумраке. Там же, где пребывает грех» (Д. Белл, американский философ, футуролог ХХ в.).
«Идеология – это процесс, который совершает так называемый мыслитель, хотя и с сознанием, но с сознанием ложным. Истинные побудительные силы, которые приводят его в движение, остаются ему неизвестными, в противном случае это не было бы идеологическим процессом. Они создают себе, следовательно, представления о ложных или кажущихся побудительных силах» (К. Маркс, Ф. Энгельс, немецкие философы, экономисты, социологи ХХ в.).
«Политическая идеология – система верований, которая объясняет и оправдывает предпочитаемый данным обществом порядок (уже существующий или предполагающийся), а также предлагает стратегию (процессы, институциональные меры, программы) для его достижения. Это целостная система идей о политических средствах для сохранения или преобразования политического порядка… Это системы идей, связанные с действием. Обычно они содержат программу и стратегию для их реализации вместе с главной функцией объединения организаций, выстраивающихся вокруг них… Это совокупности идей, которые относятся к существующему политическому и общественному строю и нацелены на то, чтобы изменить либо защитить его» (К. Фридрих, американский политолог ХХ в.).
«Самые радикальные революционеры становятся консерваторами на другой день после революции» (Х. Арендт, немецко-американский философ ХХ в.).
«Новый консерватизм не должен повторять ошибок консерваторов 20-х гг., а именно: вырождаться в слепой антилиберализм. Современное общество без либерализма вообще нежизнеспособно… Либерализм нуждается в существовании определенного противовеса в виде разумного и просвещенного консерватизма, который бы корректировал его, постоянно поворачивал бы его лицом к действительности» (Г. Рормозер, немецкий политолог ХХ в.).
«Величайшее несчастье русской политической мысли, что в ней нет и не может образоваться подлинного («английского») консерватизма и нет труднее задачи, кем с умом и совестью быть политически правым, имея даже самую правую идеологию; ибо в официально-правом лагере существует спрос не на убеждения, независимые и свободные, но на послушное низкопоклонство, не на принципы, а на беспринципность» (Н.А. Бердяев, русский философ XIX–XX вв.).
«Когда-то национализм способствовал личной свободе и счастью, теперь он подрывает их и подчиняет целям своего собственного существования, которое уже не представляется оправданным. Когда-то великая жизненная сила, ускорившая развитие человечества, теперь он может стать серьезной помехой на пути гуманности» (И. Кон, английский политолог ХХ в.).
«Не нация создает государство… Скорее нация создается государством, оно дает народу, осознающему свое моральное единство, волю и тем самым делает его существование эффективным» (Б. Муссолини, итальянский фашист ХХ в.)
«Кто облечен властью, тот по неизменному социологическому закону непременно сделается притеснителем и угнетателем общества» (М.А. Бакунин, русский мыслитель XIX в.).
«Коммунизм есть русская судьба, момент внутренней судьбы русского народа. И изжит он должен быть внутренними силами русского народа. Коммунизм должен быть преодолен, а не уничтожен. В высшую стадию, которая наступит после коммунизма, должна войти и правда коммунизма, но освобожденная от лжи. Русская революция пробудила и расковала огромные силы русского народа. В этом ее главный смысл» (Н.А. Бердяев, русский философ XIX–XX вв.).
Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 3598;