Глобальные (или мировые) идеологии

 

По степени охвата идеологии делятся на глобальные, претендующие на объяснение всех фактов мироздания, и частные, затрагивающие лишь одну проблему. Ко второй категории идеологий можно отнести национализм, являющийся, в сущности, самой распространенной из мировых идеологий, но все же касающийся только частных проблем конкретных этносов, а также такие идеологические направления, как антиклерикализм, различные варианты правого или левого радикализма. Большинство частных идеологий отражали конкретные проблемы отдельных государств и этносов в определенный исторический период (например, бонапартизм, голлизм, перонизм и пр.).

В истории общественной мысли неоднократно возникали идеологии, также претендующие на глобальность (например, ранее – фашизм, в наши дни – феминизм, экологизм), однако их все же можно отнести к частным идеологиям. Впрочем, некоторые из них в дальнейшем могут превратиться в глобальные идеологии.

Лишь три группы идеологий (или мегаидеологии) могут считаться глобальными – либерализм, консерватизми социализм.Эти группы идеологий потому и являются глобальными, что защищают одну из важнейших для человека ценностей. Для либерализма главная ценность – свобода, для консерватизма – порядок, для социализма – справедливость. Все эти мегаидеологии имеют свои корни в самой сущности человека. Каждый индивид накапливает опыт поколений предков (консерватизм), стремится быть свободным (либерализм) и жаждет справедливости (социализм).

Столетие между серединой XIX и серединой XX в. было временем «классических» форм глобальных идеологий. Собственно, почти все то, что сообщают об идеологиях и в наши дни, относится именно к «классическим» формам. По этой причине не будем излишне подробно рассматривать идеологии той эпохи. Напомним лишь фундаментальные черты идеологий.

Либерализм(от лат. liberalis – касающийся свободы, присущий свободному человеку). Либерализм как идеология сформировался в ходе Великой французской революции и представлял собой совокупность политических и экономических идей, направленных на ликвидацию общественного и государственного принуждения личности. Идеология либерализма основывается на учениях об общественном договоре и естественных, врожденных правах человека. В политической области либеральная идеология выдвинула требования разделения властей, демократизации политической жизни и всеобщего избирательного права. Наиболее известными идеологами классического либерализма были Дж. Локк, И. Кант, А. Смит, И. Бентам, Дж. С. Милль, Г. Спенсер.

Во второй половине XIX в. сложились следующие направления европейского либерализма.

• Консервативный либерализм. Партии этого направления стремились сохранить уже имеющиеся в данном обществе права и свободы, но были против дальнейших социальных реформ, подрывающих принцип неприкосновенности частной собственности. К таким партиям можно отнести британских вигов, германских национал‑либералов, некоторые французские республиканские партии, русских октябристов.

• Социальный либерализм. Его сторонники были готовы осуществлять дальнейшие социальные реформы, в том числе и ограничивая права имущих классов. К социал‑либералам относились французская радикальная партия, крыло прогрессистов в демократической партии США, российские кадеты.

• Либертаризм, о котором уже говорилось.

Но уже в конце XIX в. либерализм начал терять свое идеологическое влияние. В новом веке либерализм стал казаться устаревшим. Не случайно говорили, что либерализм погиб 1 августа 1914 г., когда началась Первая мировая война. Но обновленный либерализм, точнее, неолиберализм, стал и в XX в. одной из глобальных идеологий.

Идеологической системой изначально противостоящей классическому либерализму выступал консерватизм. Впервые термин «консерватизм» (от лат. concervare – сохранять, охранять) употребил Шатобриан для обозначения феодально‑аристократической реакции на идеи Великой французской революции. В наше время консервативную идеологию с ее сложившейся системой ценностей отличают от реакции и стремления к реставрации старого порядка.

Согласно одному из определений консерватизм –«политическая идеология, ориентирующаяся на сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм государственной и общественной жизни, в первую очередь морально‑правовых ее оснований, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности» [120] .

К консервативным идеологам в такой трактовке относят классиков консервативных учений Э. Берка, Ж. М. де Местра, Л. Г. А. де Бональда, Ф. Ламенне, Ф. Шталя, М. Оукшота.

В наши дни утвердилось такое определение консерватизма: «Консерватизм – одно из основных направлений политической философии, которым выражается исторически конкретная идеология. Следует заметить, что любая попытка абстрагировать принципы от контекста и превратить их в своего рода “символ веры” или в список обязательных верований, вызывает протест у представителей консервативной философии. Такое понимание консерватизма позволяет рассматривать эту политическую идеологию функционально – как ответ на вызовы, обращенные к конкретному обществу с его конкретной экономикой, политической и культурной проблематикой» [121] .

Итак, консерватизм является системой принципов или ценностей, на основе которых возникают социальные, политические, экономические и прочие доктрины.

В произвольном порядке можно выделить общие принципы консерватизма: традицию, порядок, иерархию, органицизм в понимании общества, пессимизм, стремление сохранить то, что можно, при признании неизбежности некоторых, не радикальных, тем более не революционных перемен.

Социализмом(от лат. socialis – общественный) называют совокупность учений, выдвигающих в качестве идеала создание общества социальной справедливости и равенства. Социалистические идеи разрабатывались уже в учениях социалистов‑утопистов и коммунистов‑утопистов XV–XVIII вв. Т. Мора, Т. Кампанеллы, Ж. Мелье, Г. Морелли, Э. Кабе, Ш. Фурье.

По‑настоящему социализм превратился в идеологию лишь тогда, когда стал идеологической основой рабочего движения. Временем рождения социалистической (а также и в большей мере коммунистической идеологии) считается 1848 г., когда К. Марксом и Ф. Энгельсом был создан «Манифест Коммунистической партии». К этому времени понятия «социализм» и «коммунизм» прочно утвердились в политической науке. Впрочем, в эту историческую эпоху эти понятия часто использовались как синонимы.

В 1864 г. деятелями социалистической ориентации ведущих европейских стран было создано Международное товарищество рабочих, или I Интернационал, просуществовавший до 1876 г. и ставший первой всемирной социалистической организацией. За годы ее существования социализм стал превращаться из описаний будущего желаемого общества в претендующую на научность стройную и логичную идеологию.

Если в основании коммунистической идеологии был положен ортодоксальный марксизм, то социалисты – ведущие теоретики и деятели II Интернационала (1889–1914) К. Каутский, Э. Бернштейн, А. Мильеран постепенно отказывались от наиболее одиозных марксистских установок и трансформировали социалистическую идеологию в сторону демократического социализма.

После Октябрьской революции 1917 г. в России среди социалистов началось окончательное размежевание. Радикальные социалисты, сторонники не только социалистических, но и коммунистических преобразований (диктатуры пролетариата и полного уничтожения частной собственности) получили имя коммунистов(от лат. communis – общий). Для них социализм есть лишь первая, начальная фаза будущего общества.

В XX в. социализмом называлась и экономическая система на основе общественной (фактически – государственной) собственности, установленная в СССР и ряде стран Восточной Европы, Китае, Северной Корее, Вьетнаме, на Кубе, а также почти в полусотне стран «социалистической ориентации» в Азии, Африке и Латинской Америке. Одновременно социализмом называли и систему социального обеспечения в ряде стран Западной Европы, управляемых социал‑демократами.

Характерная черта марксизма –это оценка капитализма как необходимой прогрессивной (на определенном историческом этапе) ступени общественного развития. Капитализм есть лишь очередная общественно‑экономическая формация, идущая на смену феодализму, по сравнению с которым является более передовым. Однако капитализм основывается на эксплуатации рабочего класса посредством присвоения прибавочной стоимости. Одновременно рыночный механизм приводит к стихийности и невозможен без конкуренции, дорого обходящейся человеку. Преодолеть капиталистическую эксплуатацию возможно лишь путем социальной революции, ликвидирующей частную собственность на средства производства. Совершить эту революцию может лишь рабочий класс, поскольку он самый передовой, так как именно рабочие – самый организованный класс, наиболее страдающий от капиталистической эксплуатации, при этом он неимущий класс. На основании опыта европейских революций 1848 г. и Парижской коммуны 1871 г. Маркс пришел к выводу, что организовать пролетарскую революцию может только политическая партия и что для осуществления социалистических преобразований необходима диктатура пролетариата. Эта диктатура сломит сопротивление свергнутых классов, уничтожит буржуазную государственную машину. Диктатура пролетариата как государственная форма необходима только для переходного периода. Уже на первой стадии новой коммунистической общественно‑экономической формации – социализме – исчезнут классы, а государство будет способом общественного самоуправления. Социалистическое общество – это сознательно регулированное, самоуправляемое и принципиально нерыночное общество.

Социал‑демократия. Впервые марксистский социализм стал программой социал‑демократической партии Германии (СДПГ), созданной Ф. Лассалем (1825–1864) в 1863 г. Это была первая в истории социалистическая рабочая организация. СДПГ стала не просто одной из ведущих партий Германии, но и эталоном для создания социал‑демократических партий в Европе конца XIX в.

В 1870‑1890‑х гг. партии, пропагандирующие социалистическую идеологию, образовались в большинстве стран Европы, США и Латинской Америки. В основном эти партии называли себя социалистическими, социал‑демократическими, рабочими или трудовыми.

В начале XX в. мировая социал‑демократия стала влиятельнейшей политической и идеологической силой. К 1914 г. в рядах социалистических и социал‑демократических партий состояло свыше 4 млн человек, число избирателей, отдавших голоса радикальным левым, превышало 12 млн, в парламентах различных стран было более 700 депутатов‑социалистов. Под влиянием социал‑демократов было большинство профсоюзов в Европе. С 1889 г. функционировал II Интернационал.

Социал‑демократия смогла в мирных условиях добиться многого в интересах трудящихся. Под давлением социал‑демократов были проведены многие социальные реформы, улучшающие условия труда и быта рабочих. Возглавляемые социал‑демократами муниципалитеты вели масштабное строительство дешевого жилья. Именно социал‑демократы боролись за предоставление прав женщинам. Благодаря социальным реформам значительно улучшилось положение рабочего класса, укрепилась политическая демократия во многих странах. Все это не могло не вызвать в рядах социал‑демократии появление сторонников отказа от идеи революционного переустройства мира в пользу социального реформирования.

Наиболее радикальные из партий II Интернационала, среди которых выделялись русские большевики, развернули ожесточенную критику ревизионизма. Все это в 1917 г., после Октябрьской революции в России, привело к расколу марксистского социализма. Левые социал‑демократы создали отдельные коммунистические партии. С этого времени понятия «социал‑демократ» и «коммунист» стали обозначать совершенно разные идеологические направления и политическую практику.

После 1917 г. социал‑демократия усилила свои позиции. В 1920– 1930‑х гг. социал‑демократы победили на выборах в ряде стран Европы. Социал‑демократы возглавили муниципалитеты многих городов, контролировали наиболее крупные профсоюзные объединения.

В годы Второй Мировой войны социал‑демократы активно участвовали в движении Сопротивления, в организации военной экономики в воюющих странах антигитлеровской коалиции. После войны влияние социал‑демократии еще более возросло. Во многих странах Западной Европы к власти пришли социал‑демократические и лейбористские партии. Более того, либеральные партии (см. далее «неолиберализм») стали проводить социальные преобразования социал‑демократического толка. В целом в 1950‑1970‑х гг. в большинстве стран Запада социалистические и социал‑либеральные партии строили «государство всеобщего благосостояния» (welfare state). В соответствии с этой концепцией государство, опираясь на прогрессивное налогообложение и мощный госсектор, регулируя экономическую жизнь страны, осуществляло перераспределение средств в пользу малоимущих слоев. Социал‑демократические партии из классовых, отстаивавших интересы только рабочих, превратились в народные партии, выражающие интересы всех граждан. С 1951 г. существует международное объединение социал‑демократических партий – Социалистический Интернационал (Социнтерн), считающийся продолжателем II Интернационала. В настоящее время в Социнтерн входят почти 100 партий и объединений.

Коммунизм.Идеологию коммунизма приняла фракция большевиков Российской социал‑демократической рабочей партии (РСДРП) в 1903 г., т. е. еще до окончательного раскола международной социал‑демократии. Под руководством Ленина большевики в октябре 1917 г. взяли власть и осуществили грандиозный эксперимент по созданию качественно нового общества.

Под влиянием большевизма возникли коммунистические партии в большинстве стран мира. В 1919–1943 гг. общее руководство ими осуществлял III (Коммунистический) Интернационал, или Коминтерн. В годы Второй мировой войны коммунисты играли ведущую роль в сопротивлении фашизму, что весьма способствовало популярности коммунистических партий после войны.

Однако сам коммунизм быстро раскололся на ряд направлений. В 1960‑е гг. из международного коммунизма выделился маоизм, увлекший за собой многие партии в странах Азии и Латинской Америки. Свое название это направление получило от имени лидера коммунистов Китая Мао Цзедуна (1893–1976). Основные постулаты маоизма заключались в следующем:

• рабочий класс Запада перестал быть революционной силой;

• западные компартии, отражая интересы подобного класса, также перестали быть революционными;

• социалистические страны во главе с СССР заинтересованы в мирном сосуществовании с Западом и поэтому не могут быть движущей силой мировой революции;

• революционную роль могут играть лишь крестьяне третьего мира, (недавних колоний), причем их борьба может иметь характер партизанской народной войны.

Раскол коммунистического движения и коммунистической идеологии, а также «застой» СССР в построении коммунистического общества привели к распаду мирового коммунистического движения и утрате веры миллионов людей в эту идеологию. Сегодня коммунистическая идеология, потеряв всемирный статус, продолжает существовать на периферии мирового общественного мнения.

 

13.3. «Постклассические» идеологические течения в XXI в.

 

С середины XX в. мегаидеологии, разработанные столетием ранее, в своих «классических» формах перестали отвечать главным функциям идеологии. Развитие человечества шло не по тем проектам, которые предлагали все идеологии. В результате в головах идеологов и под пером пропагандистов происходила переоценка основных идеологических ценностей. После внесения идеологических поправок, вызванных духом времени, мировые идеологии за последние полвека сильно изменились. Рассмотрим наиболее значительные из них, оказывающие влияние на политическую жизнь человечества в новом тысячелетии.

Неолиберализм.Либерализм стал первой по времени рождения мировой идеологией, и он же первым испытал идейный кризис. Первая мировая война и кризис 1930‑х гг., казалось, покончили с либерализмом. Показательно, что Либеральная партия Великобритании после 1922 г. никогда не приходила к власти, превратившись в одну из сотни британских «третьих» партий. Аналогичным образом стали незначительными по влиянию либеральные партии в большинстве стран Европы.

Но либерализм не исчез. Позаимствовав многое из арсеналов своих противников, он превратился в неолиберализм. Характерной чертой неолиберализма стал отказ от требования невмешательства государства в экономическую жизнь, активное социальное реформирование, борьба за равенство всех категорий населения.

Примерами неолиберальной идеологии и политики могут служить социальные и экономические реформы в США, проводимые Ф. Д. Рузвельтом в 1930‑е гг. и Дж. Кеннеди – в 1960‑е. Возглавив страну в разгар экономического кризиса, Рузвельт начал проводить реформы, получившие название «Новый курс». Администрация Рузвельта принимала социальные законы в интересах малоимущих, вмешивалась в хозяйственную жизнь страны. Это противоречило классическому либерализму. Однако «новый курс» показал свою эффективность, и не случайно Рузвельт четырежды переизбирался президентом США.

Виднейшими теоретиками неолиберализма стали экономисты Дж. М. Кейнс, Дж. К. Гэлбрейт и др., которые на основании «Нового курса» Рузвельта пришли к новым выводам в области экономической теории и политической идеологии. Главным открытием неолибералов была мысль о необходимости государственного регулирования экономических процессов с помощью кредитно‑денежных и финансовых рычагов.

В начале 1960‑х гг. американская администрация, которую возглавляли Дж. Кеннеди и Л. Джонсон, провела ряд значительных социальных реформ. Была ликвидирована расовая дискриминация, значительно увеличены социальные расходы. Неолибералы дискредитировали себя, втянув США в войну во Вьетнаме, но основные социальные достижения того времени стали частью американской социальной жизни.

Неолиберальную политику проводила в США администрация Б. Клинтона (1993–2001). При Клинтоне были приняты меры по развитию системы здравоохранения, просвещения, защите прав потребителя и экологии.

Неолибералы значительно отличаются от «классических» либералов. Многое из того, что отстаивают неолибералы в Америке, в странах Европы осуществляют социал‑демократы. Разумеется, между ними сохраняются и принципиальные различия. В частности, неолибералы никогда, даже в теории, не ставят под сомнение частное предпринимательство.

С середины 1970‑х гг. неолиберализм пребывает в состоянии кризиса. Экономические потрясения поставили крест на идее «государства всеобщего благосостояния». Новый виток научно‑технической революции и глобализация мира привели к кризису кейнсианской теории государственного регулирования.

В 1990‑е гг. неолиберализмом стали называть экономическую практику, осуществляемую транснациональными корпорациями. Не случайно многие представители антиглобалистского движения именуют своих противников неолибералами, хотя воззрения и практика последних весьма существенно отличаются от неолибералов.

Неоконсерватизм и «новые правые».В середине 1970‑х гг. возникает неоконсерватизм. Главное его отличие заключалось в усвоении многих либеральных постулатов (свободного предпринимательства, прав индивида, отрицательного отношения к социальному равенству и пр.). За столетие существования «классического» либерализма многие его положения стали частью национальной традиции многих западных стран, а защита либеральных ценностей – частью консерватизма.

Кредо неоконсерватизма было изложено в предвыборном манифесте британской консервативной партии в 1979 г. Под руководством М. Тэтчер консерваторы завоевали власть. Почти одновременно, вдохновленная подобной программой, к власти в США пришла администрация Р. Рейгана. Экономические преобразования в духе неоконсерватизма стали проводить правительства большинства западных стран.

Основные положения неоконсерватизма представляли собой соединение положений классического либерализма с традиционными консервативными идеями. Неоконсерваторы резко выступали против методов регулирования экономики. Однако либеральные рецепты государства – «ночного сторожа» – они также отвергли. Неоконсерваторы пытались возродить прежнее значение таких институтов, как семья, церковь, школа, армия, общественные организации.

Сам неоконсерватизм был неоднородным течением. В его среде сосуществовали политики традиционных партий, деятели церкви, представители интеллектуальных кругов. Среди них выделялись «новые правые», впервые появившиеся во Франции в 1969 г. «Новых правых» часто путали с неоконсерваторами, но неоконсерваторы – политические руководители традиционных политических партий, проводящих неоконсервативный курс, а «новые правые» – «мозговые тресты», исследовательские центры, общественные организации, периодические издания и издательства.

Для «новых правых» в Европе и в США характерен особый интерес к культурным вопросам, вопросам защиты национальной идентичности своих стран. Именно поэтому западноевропейские «новые правые» решительно выступают против американской «массовой культуры», осуждают американскую экспансию в мире, защищают борьбу сербов и иракцев. Для «новых правых» одним из главных способов сохранения национальной идентичности своих стран является прекращение массовой иммиграции представителей иной культуры.

Пик влияния неоконсерваторов (неоконов) пришелся на 1980‑е гг., когда они возглавляли почти все ведущие страны Запада. Экономические преобразования неоконов способствовали преодолению западными странами экономических неурядиц. Впрочем, именно после падения коммунистических режимов в восточной Европе неоконы уступили власть социал‑демократам почти во всех странах. Это объяснялось тем, что, когда страх перед советскими танками исчез, на Западе стали весьма болезненно ощущать социальную несправедливость, которую игнорировали неоконы.

В начале XXI в. неоконсерваторы США вновь оказались у штурвала власти. Впрочем, вторжение США в Ирак, экономические проблемы этой страны и прочие обстоятельства не способствуют усилению влияния неоконсерваторов в Европе.

Идеологические поиски социалистов. Социалистические концепции разного толка в середине XX в. оказались в определенном кризисе. Социал‑демократы стали мало чем отличаться от неолибералов. Коммунистические партии после XX съезда КПСС, разоблачившего «культ личности» (на самом деле самую настоящую личную диктатуру) Сталина, также оказались в затяжном кризисе.

Попыткой преодоления идеологических проблем левых стало появление в начале 1960‑х гг. весьма разнородных идейно‑политических течений, известных как «новые левые». Среди «новых левых» сформировалась целая группа теоретиков – философов, представлявших Франкфуртскую школу (особенно популярен был Г. Маркузе), социологов (среди них выделялся Ч. Р. Миллс), а также деятелей «контркультуры», противопоставивших себя прежней официозной культуре. На роль политических идеологов «новых левых» претендовали алжирский деятель Ф. Фанон, француз Р. Дебре, ранее сражавшийся вместе с Че Геварой в партизанском отряде в Боливии, итальянский философ А. Негри. «Новые левые» отличались от «старых» главным образом тем, что отрицали большинство положений традиционных социалистических движений. «Новые левые» считали, что рабочий класс стран Запада обуржуазился и полностью интегрировался в систему. Качественно изменить общество могут лишь «аутсайдеры системы», т. е. молодежь, расовые и этнические меньшинства в «метрополии» (странах Запада), а также крестьянство («мировая деревня») в бывших колониях.

Апофеозом «новых левых» стали студенческое движение конца 1960‑х гг., охватившие почти все западные страны. Самое известное их выступление – Парижский май 1968 г., когда мятежные студенты на короткое время стали хозяевами столицы. Впрочем, эта «мировая» студенческая революция, изменив в мире все, не создала ничего. Не случайно вскоре начался распад организаций «новых левых», а самые радикально настроенные из них перешли к терроризму. К началу 1980‑х гг. «новые левые» почти сошли с политической сцены. Впрочем, многие из их идеологических наработок вошли составной частью в идеологию антиглобалистов.

В 1970‑х гг. в коммунистическом движении стран Западной Европы появилось еще одно идеологическое и политическое направление – еврокоммунизм. Главная черта еврокоммунизма – «исторический компромисс», т. е. отказ от идеи революции, диктатуры пролетариата, поддержка своих стран в НАТО, позитивное отношение к европейской интеграции, осуждение СССР за тоталитаризм. Нетрудно заметить, что еврокоммунисты перешли на позицию социал‑демократии. Таким образом, раскол в международной социал‑демократии, начавшийся в 1917 г., завершился возвращением «блудных детей» в Социнтерн.

Коммунитаризм.На рубеже XX–XXI вв. на Западе начала складываться идеология коммунитаризма (от англ. community – община), главная идея которой – служение интересам сообщества. Коммунитаристы позаимствовали многое из традиций западного либерализма (свобода личности), консерватизма (защита традиционных ценностей), социализма (защита коллективизма). Несмотря на свою молодость, коммунитаризм имеет реальные шансы стать одной из ведущих идеологий нового века.

Коммунитаризм заявил о себе в 1990 г., когда в США начала действовать «коммунитарная сеть» – движение интеллектуалов. В том же году стал издаваться журнал движения «Ответственная община: права и обязанности» («Responsibility community: Rigts and Dutis»). Затем коммунитаристские кружки появились в Канаде, Великобритании, Германии и ряде других западных стран.

Основатель коммунитаризма – американский социолог (родившийся, впрочем, в Германии в 1929 г.) А. Этциони, написавший в 1993 г. книгу «Дух общины». Среди видных теоретиков коммунитаризма – А. Макинтайр, Р. Беллах, М. Вальзер. Коммунитаристы выступают за подчинение политики целям гражданского общества. Коммунитарное движение – это общественное движение, участников которого объединяет общая цель: изменить общество, а для этого каждый человек должен внутренне, духовно переродиться в условиях небольшой общины. Достижение этой цели они готовы начать с самих себя и немедленно.

Основные положения коммунитаризма составляют: критика рыночной экономики; признание того, что развитие отдельного человека бессмысленно рассматривать в отрыве от развития социальной среды; признание возможности сосуществования разных цивилизаций и необходимости культурной диверсификации; выдвижение понятия «сообщество» в качестве системообразующего; приверженность ценностям сообщества («коммуны») как устойчивого объединения людей, связанных общими традициями, историей и моралью; провозглашение важнейшей роли моральных норм.

Коммунитаризм еще не стал идеологией в буквальном понимании этого слова. Пока нельзя выделить особую коммунитаристскую теорию государства, власти, способа построения коммунитаристского общества. Но это не значит, что со временем коммунитаризм не превратится в значительную идеологическую и политическую силу.

Феминизм. Во второй половине XX в. влияние феминизма (от лат. femina – женщина) на идеологическую жизнь мира резко возросло. Политические теории феминизма возникли на базе движения против социально‑экономической дискриминации женщин.

Феминизм зародился в годы Великой французской революции. Впервые идеи феминизма были изложены О. де Гуж в «Декларации прав женщины и гражданки» (1792) и в книге Т. фон Гиппеля «Об улучшении гражданских прав женщин» (1792). Таким образом, феминизм – довольно старая идеология, хотя в наши дни начинает претендовать на глобальность.

 

В XIX в. феминизм был тесно связан с именем Милля. Знаменитый теоретик либерализма много сделал для того, чтобы уравнять женщин в правах. Его книга «Зависимость женщины» стала одним из классических произведений феминизма. Представители феминизма требовали обеспечения равенства полов посредством социально‑экономической и юридической реформ.

В развитии идей феминизма немаловажную роль сыграл суфражизмначала XX в. – движение за предоставление женщинам избирательных прав. Эта борьба постепенно становилась успешной. Женщины получили избирательные права в Новой Зеландии уже в 1893 г., в Финляндии – в 1906 г., в США – в 1920, в большинстве стран мира – после 1945 г.

Однако по‑настоящему феминизм «развернулся» лишь в 1960‑х гг. Движение женщин тесным образом совпадало с борьбой за права цветных и с антивоенным движением. Многие феминистские термины, такие как «гендер» (социальный пол) или «сексизм» (дискриминация по признаку пола), стали с того времени общеупотребительными. Однако затруднительно говорить о феминизме «вообще». Исследователи выделяют такие главные направления: либеральный феминизм, марксистский, психоаналитический и радикальный.

Либеральный феминизм является продолжением прежнего феминизма Дж. С. Милля и в основном сводится к дальнейшему распространению борьбы за равенство. Современные исследователи так характеризуют это направление:

«…Либеральные феминистки… отстаивают социальные и законодательные реформы, которые могли бы осуществляться при поддержке социальной политики, которая была бы призвана обеспечивать действительно равные условия для женщин…» [122]

Марксистский феминизм также имеет давнюю историю. Социал‑демократы еще в конце XIX в. активно вели борьбу за равенство женщин. Не случайно первые женщины‑политические деятели (Р. Люксембург, К. Цеткин, Б. Вебб, С. Панкхерст) состояли именно в социал‑демократических партиях II Интернационала.

Марксистские феминистки полагают, что угнетение женщин началось с введения частной собственности. Семья в условиях капитализма становится микрокосмом социальных отношений между классами. Жен можно сопоставить с пролетариатом; брак развивается как часть формации частной собственности, а разделение труда становится гендерным. Работа домохозяек представляет собой одновременно и личное служение мужчине, и неоплачиваемую экономическую службу обществу в целом. Только освобождение от капитализма и частной собственности освободит женщин от гендерного гнета [123] .

Психоаналитический феминизм основное внимание уделяет исследованию скрытой психодинамики, которая накладывает отпечаток на характер межличностных и социальных отношений, на динамику бессознательного, которое формирует эмоции и действия.

Радикальный феминизм направлен против общества, в котором господствуют мужчины. Большинство радикальных феминисток добивается ликвидации сексизма путем навязывания политкорректности. В США под их влиянием изменяется даже язык. Слово man, означающее и «человек», и «мужчина», как слишком сексистское заменяется словом person – «персона, личность», по которому невозможно определить половую принадлежность. Впрочем, при всей экстравагантности радикального феминизма в нем трудно найти четкие идеологические основания.

Как видим, пока феминизм является больше выражением эмоций, чем идеологией, несмотря на претензии стать мировой идеологией. Впрочем, это не означает, что подобная идеология не возникнет в будущем.

Антиглобализм. Одним из самых молодых, но уже известных идеологических направлений XXI в. стал антиглобализм. Как легко заключить из названия, антиглобалисты выступают против глобализации.

Конечно, глобализация – процесс объективный, но антиглобалисты выступают против глобализации, осуществляемой транснациональными корпорациями и правительствами небольшой группы западных стран, которые преследуют узкокорыстные цели. Глобализация на таких условиях означает ослабление суверенитета национальных государств, вплоть до его исчезновения, и перехода всей экономической, а затем и политической власти в руки наднациональных органов типа ВТО, МВФ, иначе говоря, в руки никем не выбранной финансовой олигархии. Мировая властвующая элита, по мнению антиглобалистов, проводит политику ликвидации социальных завоеваний масс в западных странах. В результате в связи с переводом целых отраслей промышленности из западных стран в регионы с дешевой рабочей силой на Западе начался процесс исчезновения «среднего класса». Намеренно подрываются национальные культуры и традиционные религии всех стран мира, поскольку их последователи могут выступить против унификации. В результате против нынешней глобализации выступают одновременно сторонники достижения социальной справедливости, защитники национальной идентичности, религиозные фундаменталисты, наконец, экологисты. Все это сделало антиглобализм на редкость идеологически и организационно разнородным движением.

Впервые об антиглобализме заговорили в 1994 г., когда в мексиканском штате Чьяпас началось партизанское движение под руководством некоего субкоманданте Маркоса. Чьяпасские повстанцы требовали от правительства защитить тропические леса и сохранить традиционный быт местных индейцев. Одновременно Маркос одним из самых первых политических деятелей стал использовать Интернет с пропагандистскими целями.

В 1999 г. демонстрации протеста в американском Сиэтле против министерской конференции ВТО, которая проходила в этом городе, привели к уличным столкновениям. Подобные столкновения сопровождали почти все мероприятия, проводимые лидерами транснациональных корпораций и международных наднациональных структур. Но особенно крупные беспорядки произошли в 2001 г. во время встречи «большой восьмерки» в Генуе, когда не менее 300 тыс. антиглобалистов вышли на баррикады.

Однако антиглобализм вовсе не сводится только к этим экстремальным проявлениям. Среди виднейших идеологов антиглобализма можно назвать известных философов Н. Хомски (род. 1933) и С. Жижека (род. 1949), политолога А. Негри (род. 1933), социолога И. Валлерстайна (род. 1930), политического деятеля Ж. Бове (род. 1953). Многие деятели культуры также вносят вклад в формирование антиглобалистской идеологии. В антиглобалистских мероприятиях участвуют тысячи политических организаций, партий и движений самой разной направленности, которых объединяет лишь отрицательное отношение к глобализации на условиях корпораций.

Роль «мозговых центров» антиглобализма играют всемирные социальные форумы. Первый такой форум состоялся в бразильском городе Порту‑Алегре в январе 2001 г. В следующем году в Порту‑Алегре собралось уже более 150 800 делегатов, представлявших 4909 организаций и движений из 123 стран мира. В дальнейшем подобные форумы – как всемирные, так и региональные – стали регулярными. Состоялось уже четыре европейских форума.

В организационном плане антиглобализм представляет собой пример сетевой структуры без единого руководящего органа. К числу основных черт сетевой организации относятся: децентрализация; гибкость, подвижность, изменчивость форм; легкость и быстрота создания и распада; открытость для «входа» и «выхода»; равноправие участников сети независимо от их роли; вторичность форм и структур по отношению к содержанию деятельности; уникальность.

Итак, религиозные и светские идеологии всегда играли огромную роль в политическом развитии человечества. Несмотря на кризис «классических» идеологий XX в., который они переживают в наши дни, роль самих идеологий как таковых вряд ли изменится. Следовательно, ни одно исследование по политологии не может обойтись без рассмотрения идеологий.

Основные понятия: идеология, мировые идеологии, идеологии ядра периферии, либерализм, консерватизм, социализм, коммунизм, еврокоммунизм, идеология «новых левых», феминизм, коммунитаризм.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Почему именно период после Великой французской революции считается «веком идеологии»?

2. Каковы основные ценности либерализма?

3. Чем неолиберализм отличается от классического либерализма?

4. Почему экономический либерализм стал одной из основ неоконсерватизма?

5. Каковы основные ценности консерватизма?

6. Каковы различия между неоконсерваторами и классическим консерватизмом?

7. В чем заключается революционный консерватизм?

8. В чем разница между неоконсерваторами и «новыми правыми»?

9. Есть ли различия между либеральным консерватизмом и консервативным либерализмом?

10. Каковы направления классического консерватизма?

11. В чем принципиальные различия между социал‑демократией и коммунизмом?

12. Какие направления в коммунистической идеологии появились после Второй мировой войны?

13. В чем основные положения теории маоизма?

14. Что такое еврокоммунизм?

15. В чем была новизна «новых левых»?

16. Почему феминизм пока еще не может считаться мировой идеологией?

17. Каковы основные направления феминизма?

18. Каковы основные положения коммунитаризма?

19. Против чего выступают антиглобалисты?

20. Почему в антиглобалистском движении объединяются ультралевые, националисты, религиозные фундаменталисты и экологисты?

 

Литература

 

Антонович И. И. Социодинамика идеологий. Минск, 1995.

Витюк В. В., Эфиров С. А. «Левый» терроризм на Западе: история и современность. М., 1987.

Лебедев С. В. Альтернатива справа. СПб., 1999.

Макаренко В. 77. Главные идеологии современности. Ростов н/Д, 2000.

Мяло К. Г. Под знаменем бунта. М., 1985.

Пленков О. Ю. Мифы нации против мифов демократии. СПб., 1997.

Полонская Л. Р ., Вафа A. X. Восток: идеи и идеологии. М., 1982.

Современные идеологические течения в Латинской Америке. М., 1983.

Теория политики: Учебное пособие / Под ред. Б. А. Исаева. СПб., 2008. Гл. 18.

 








Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 1452;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.054 сек.