Побеги из дома и бродяжничество
Одной из тех проблем, которые относятся к ряду вечных, воспроизводящихся из поколения в поколение при любом общественном строе, в любой культуре, является проблема социального аутсайдерства. Социальные аутсайдеры — это люди, которые в силу ряда объективных и субъективных причин не смогли найти достойное место в обществе и оказались в самых низших его слоях. Бродяжничество является одной из крайних форм аутсайдерства. По Р. Мертону, это — разновидность ретритистского поведения, которое выступает, как уже отмечалось, результатом двойного конфликта: неудач в стремлении достичь цели законными средствами и неспособности прибегнуть к незаконным способам вследствие внутреннего запрета.
Бродяжничество можно охарактеризовать как отклоняющееся поведение. Общество, как система, объективно заинтересовано в том, чтобы каждый человек выполнял обше-
,енно значимые функции, т.е. способствовал социальному огрессу. Существование на нетрудовые доходы есть соци-ьный паразитизм.
Само слово бомж вначале существовало как аббревиатура в «без определенного места жительства». Впервые оно по-(вилось в милицейских протоколах, а затем перешло в раз-рворный язык и сейчас зачастую обозначает просто опус-1ившегося человека. Это не совсем верно, ибо отсутствие оп-деленного места жительства не всегда связано с деградацией Ичности. Не имеют жилья беженцы и вынужденные миг-анты, фактически бездомными являются люди, проживаю-ие в общежитиях разного типа, уехавшие на заработки — &iobqm, все, кто по разным причинам имеет временное жи-ье. Видимо, следует различать бездомность и бродяжниче-1тво. С другой стороны, многие опустившиеся люди, живу-ие попрошайничеством и случайными заработками, име-жилье и прописку. В специальной литературе и в жизни их Пределяют как «лица без определенных занятий» («БОЗ»). ногда употребляется слово бич. Считается, что оно пришло разговорный язык из сталинских лагерей как аббревиатура ;ов «бывший интеллигентный человек». Многие зэки из чис-а интеллигентов не выдерживали нечеловеческих условий 'ЛАГа и быстро опускались.
В нашей стране в силу известных причин бродяжничество зучалось в основном специалистами-криминологами. Активный интерес к этому явлению социальные науки, в том чис-и психология, стали проявлять лишь в перестроечные годы. Что же представляет собой бродяжничество как соци-ьное явление? Прежде всего, это специфический образ зни, который складывается в ходе постепенного разрыва циальных связей (десоциализация) личности. В научной тературе для характеристики бродяжничества применя-ся также термин маргинальность (от лат. marginalis — на-дящийся на краю), обозначающий пограничность, пери-;рийность, промежуточность по отношению к каким-либо социальным общностям. Вместе с тем этот термин имеет ролее широкое значение, так как под данное определение родходят не только бомжи, но и эмигранты, мигранты из в город, представители этнических, религиозных мень-ринств, инвалиды и др.
Кроме того, в административной практике и социологи-4еской литературе бомжей относят к социально дезадаптированным группам населения.
С отменой ст. 209 УК РСФСР широко распространилось опрошайничество. Профессиональное нищенство — явле-
ние древнее, и милостыня имеет религиозный смысл. Христос говорил: «Просящему у тебя дай...» Поэтому помощь нуждающимся — это проявление не только сочувствия к ближнему, но и любви к Богу.
В нашей стране можно выделить четыре группы лиц, занимающихся попрошайничеством: бродяги, престарелые ц инвалиды, которым не хватает пенсии на лекарства, оплату жилья, профессиональные нищие, для которых это довольно доходный бизнес.
Многие бомжи находят средства к существованию на городских свалках, где можно найти продукты, одежду и вещи для продажи или обмена на спиртное. Места обитания бомжей — подвалы, чердаки, теплоцентрали, свалки, заброшенные дома, бомбоубежища; летом — лесопарковые зоны, кладбища.
Безусловно, бродяжничество наносит обществу существенный вред. Во-первых, оно всегда сопряжено с другими видами девиантного поведения — алкоголизмом, наркоманией, преступностью; во-вторых, бомжи являются разносчиками инфекционных заболеваний; в-третьих, общество вынуждено тратить значительные средства на содержание спецучреждений, социальную помощь, медицинское обслуживание этой категории населения. Кроме того, бродяжничество наносит и морально-психологический ущерб самой личности и тем, кто с бродягами сталкивается.
Можно выделить две группы причин бродяжничества: объективные и субъективные. Объективные: жилищная неустроенность; ухудшение социально-экономической и политической ситуации в государствах — бывших республиках СССР, откуда течет поток бомжей в Россию; стихийные бедствия, ухудшение экологической ситуации в ряде регионов страны. Субъективные причины обусловлены психологическими особенностями людей, их жизненными установками, микросоциальной ситуацией.
В зависимости от конкретных субъективных причин можно выделить следующие группы бомжей:
—люди, для которых бродяжничество является формой
уклонения от уголовной ответственности;
—граждане, принципиально не желающие работать (наи
более многочисленная группа);
—лица, обладающие завышенными требованиями к сред
ствам существования, которым не хватает любого за
работка (шабашники, старатели и т.д.);
—люди, ставшие бродягами вследствие неурядиц в се
мье или на работе;
[ — жертвы социальной пропаганды и собственной романтики;
I — люди с отклонениями в психике. | Потенциальными бомжами являются выпускники дет-йсих домов и интернатов, которые не могут найти жилье и вботу.
i Совокупность объективных и субъективных причин фор-(ирует внутреннюю мотивацию бродяжничества, по мере де-Юциализации оно становится привычным образом жизни, 1енять который бомжи и бродяги уже не могут и не хотят. f Специальные исследования позволили выявить у некото-Юй их части осознанные или неосознанные мотивы бродяж-[ичества. Мы выделяем еще одну группу бомжей — это «улич-1ые» дети, по разным причинам бежавшие из дома. Их число »астет (по последним данным, в России более 2 млн детей, шгде не работающих и не учащихся), Россия приближается |ю этому показателю к 1918—1920 годам. Эта группа еще не-(остаточно изучена, но результаты некоторых исследований, |том числе и автора, указывают на следующие причины по-ieroB подростков из дома: у 86 процентов юношей это эман-йпационные побеги, у 30 процентов девушек — демонстра-йвные. Многие подростки утратили семейные и родственные «язи, а также связи со школой.
Повторяющиеся побеги из дома и бродяжничество пре-[мущественно совершают мальчики от 7 до 16 лет. Начиная Р14—15 лет уходы и бродяжничество сокращаются. Это свое-(бразная форма выражения протеста или обиды на учите-1ей, родителей. Иногда подобные побеги обусловлены стра-;ом перед возможным физическим наказанием за совершен-1ый неблаговидный поступок или за плохую отметку, •начительно реже наблюдаются спонтанные уходы из дома [з-за внезапно изменившегося настроения, скоропалитель-юго решения. Как правило, такие дети не могут объяснить, ючему сбежали из дома, почему поехали в тот или иной ород (чаще всего потому, что удалось проникнуть в сто-1щий у платформы поезд и т.д.). Возникающее несколько юзже раскаяние в совершенном поступке подавляется стра-ом наказания со стороны родителей.
I Уход из дома может быть вызван импульсивно возник-ршм неодолимым влечением. При этом подростки рассказы-
.ют, что желание уехать приходит неожиданно, без всяких 'аздумий, по типу «готового решения». Дети, склонные к
ким поступкам, отличаются избирательной общительнос-ъю, они большей частью хмуры и недовольны окружающи-
и, склонны к агрессивным реакциям.
Важно отметить, что уходы из дома осуществляются в одиночку, без всякой подготовки и раздумий о возможных трудностях и лишениях. Подростки ночуют на вокзалах, мер-даках, живут впроголодь, попрошайничая или воруя.
Стремление к бродяжничеству, как правило, возникает периодически и может быть связано с сезонными факторами (весенне-летние, летне-осенние циклы); нередко подросток попадает в асоциальную или криминальную компанию и начинает употреблять алкоголь или наркотики.
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 807;