Нательные украшения

Украшения одна из культурных универсалий. Они выпол­няют символическую и эстетическую функции и отно­сят­ся к атрибутам личной культуры. Напротив, мебель и убран­ство ком­наты относятся к части коллективной или се­мейной культуры.

У некоторых племен существовал обычай украшать себя, подпиливая или обламывая зубы или окрашивая их в черный цвет. Древние аланы, населявшие в эпоху раннего железного века приуральские степи, перебинтовывали череп ребенка так, чтобы он вырос вытянутым. На подобном черепе даже редкие волосы создавали иллюзию высокой прически. Такая форма головы служила признаком вождя.

Больше всего поражала воображение европейцев страсть от­сталых народов к украшениям. Когда легендарный капитан Кук встретился с туземцами, он больше всего удивился тому, что совершенно голые дикари прельстились не одеждой или оружием, а дешевыми стеклянными бусами. Когда одному из них капитан дал кусок старой рубашки, тот вовсе не стал при­крывать ею какую-нибудь часть своего тела, а обмотал вокруг головы наподобие чалмы.

Остатки неолитической одежды нам известны мало, зато часто встречаются украшения, особенно в погребениях это бусы, подвески, кольца и браслеты. А в загробный мир раньше отправляли людей с самым ценным и дорогим. При жизни ук­рашения размещали на тех частях тела, которые создавали для них ес­тественную опору: виски, шея, поясница, бедра, руки, ноги, плечи. Одежда тоже возникла, по всей видимости, из стремления украшать свое тело. Известно, что в обычное вре­мя дикари в тропиках обходятся без одежды, а по праздникам надевают передники. Стремление иметь наряд прежде, чем любую другую вещь, отмечали многие исследова­тели.

Украшения не выполняли никакой защитной функции. С их помощью первобытный человек стремился как-то выде­литься, показать свою индивидуальность, быть замеченным. Украше­ние своеобразный знак социального отличия. Кро­ме того, украшения имели еще и магическое значение. Эт­но­графы до­казали, что украшения появились раньше, чем оде­жда. Многие народы и сейчас обходятся без одежды, но нет ни одного из них, у которого не было бы украшений.

 

Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинако­во, они имеют одни и те же биологические потребности и стал­киваются с общими проблемами, которые ставит перед человечес­ким родом окружающая среда. Люди рождаются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и сме­ртью. Добывая пропитание, человек использует орудия и вступает в кооперацию с другими. Совместные действия ведут к образо­ванию общества и связанных с ним санкций, полиции, правительст­ва, прав собственности и наследования. Погода бывает то холод­ной, то жаркой, поэтому для увеличения комфорта человек носит одежду и строит дома. Ребенок и беременная женщина нуждаются в особом внимании, и общество изобретает специальные средства ухода за ними. Взрослея, человек научается языку и у него возникают идеи, он верит в магию и прибегает к религиозным церемониям, ему обязательно дают имя, а в личной жизни он должен соблюдать требования гигиены и чистоты.

Универсалии - общие для всех культур черты. Они характери­зуют единство людей, живущих в различных обществах. Универса­лии происходят от того, что в мире существует очень устойчи­вый порядок, называемый обществом. Общество - это большая со­вокупность людей, находящихся между собой в более или менее постоянной связи (ассоциации), организованных благодаря кол­лективной деятельности и ощущающих, что все они составляют единое целое. Если бы не было общества, то в мире царил хаос и нестабильность, тогда неоткуда было бы взяться таким устой­чивым, повторяющимся из поколения в поколение образованием, как культурные универсалии. В отличие от общества, культура - это не сами люди, а то, что они делают. Одна часть культуры - то, что они уже сделали. Это называется социальным наследием, прошлой культурой. Вторая часть - то, что люди делают сейчас. Это их повседневный образ жизни, нормы, ценности, этикет, обы­чаи, мода, нравы, правила, которым они руководствуются в дан­ный момент.

Известный американский культуролог и социолог Клайд Клакхон полагал, что перечень культурных универсалий нужно дополнить ценностями и образом мышления. Они тоже универсальны. К примеру, в каждом обществе запрещено убийство и осуждается ложь, ни в одном из них не одобряется страдание. Однако Дж.Кларк решительно противился теории культурных универсалий. Если единые для всех культур черты базируются на универсальности человеческой природы, то подобное воззрение следует отвергнуть. Не существует базисных потребностей. Разумеется, всем необходимы пища, секс и тепло. Но люди удовлетворяют эти потребности неодинаково, а в соответствии с культурными стандартами. В одном обществе предпочитают есть руками, в другом требуется соблюдение сложного этикета с особым расположением столовых приборов, в одной культуре пищу употребляют с помощью ножа и вилки, а в другом - палочек. Стало быть, согласно мнению Дж.Кларка, базисные потребности не могут выступать обусловливать специфические аспекты культуры 2) .

Более короткий список культурных универсалий дал Кларк Уислер. Он выделил всего девять фундаментальных черт, присущих всем культурам. Он назвал их универсальными паттернами (струк­турами, образцами) культуры.

 

Таблица








Дата добавления: 2016-03-30; просмотров: 724;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.