Нормативный материал
1. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 415-З // Ведамасці Нац. Сходу Рэсп. Беларусь. -1999. - №7-9. - Ст.101.
Основная
1. Кудашов, В.И. Интеллектуальная собственность: охрана и реализация прав, управление: учеб. пособие / В.И. Кудашов. - Минск: БНТУ, 2004. – 321 с.
2. Зинов, В.Г. Управление интеллектуальной собственностью: учеб. пособие / В.Г. Зинов. – М.: Дело, 2003. – 512 с.
3. Сергеев, А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: учебник / А.П. Сергеев. -2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2005. – 751 с.
Дополнительная
1. Идрис, К. Интеллектуальная собственность – мощный инструмент экономического роста / К.Идрис; пер. с англ. –М.:ФИПС, 2004. – 450 с.
2. Интеллектуальная собственность (в 2-х книгах). Кн.1. Авторское право и смежные права / сост. и комм. И.В. Попова; под ред. В.Ф. Чигира. – Минск: Амалфея, 1997. – 560 с.
3. Интеллектуальная собственность (в 2-х книгах). Кн.2. Промышленная собственность / сост. и комм. И.В. Попова; под ред. В.Ф. Чигира. – Минск: Амалфея, 1997. – 624 с.
4. Чурин, Н.Ф. Интеллектуальная собственность в структуре мировой экономики / Н.Ф. Чурин. – М.: Экономистъ, 2005. – 71 с.
Электронные ресурсы
Всемирная организация интеллектуальной собственности: http:// www.wipo.int/
Тема 2. Авторское право и смежные права
Авторское право
Понятие и признаки произведения
Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения.
Законодательство не раскрывает содержание понятия «произведение» несмотря на то, что оно является основополагающим понятием института авторского права. Объясняется это тем, что любое возможное определение понятия «произведение» не сможет исчерпывающим образом определить данный объект правовой охраны. Попытки дать определение понятию «произведение» неоднократно предпринимались в теории авторского права. Наиболее удачным и, поэтому, наиболее распространённым, является определение, сформулированное В.И. Серебровским: «произведение – это совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора своё выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения»[1].
Для того, чтобы охраняться авторским правом, произведение должно быть выражено в какой-либо объективной форме. Произведение - это объект идеальный; оно изначально возникает в сознании автора как комплекс идей, мыслей и образов, в виде творческого замысла. До того момента, как произведение не станет существовать вне сознания автора, не станет самостоятельным явлением объективной реальности, нет необходимости законодательно устанавливать правовую связь между автором и его произведением. Если произведение не может быть использовано другими лицами, нет предмета правового регулирования для норм авторского права. Иными словами, произведение должно существовать в форме, которая отделена от личности автора и приобрела самостоятельное бытие.
Произведение может быть представлено в следующих формах:
- письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и т.д.);
- устной (публичное произнесение, публичное исполнение и т.д.);
- звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и т.д.);
- изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и т.д.);
- объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и т.д.);
- в других формах.
Однако не всякая объективно существующая работа охраняется авторским правом. Авторское право распространяется только на работы, являющиеся результатом творческой деятельности. Творческой деятельностью признают самостоятельную интеллектуальную деятельность лица, направленную на создание образа будущего произведения и воплощение его в какой-либо объективной форме.
Авторское право не регулирует сам процесс создания произведения. Поэтому для решения вопроса об охраноспособности произведения решающее значение имеет не характер деятельности по созданию произведения, а соответствующий признак созданного в результате этой деятельности произведения. Признаком того, что произведение является результатом творческой деятельности, большинство исследователей называют его новизну; некоторые учёные используют термин «оригинальность». Новизна (оригинальность) произведения выражается в новом содержании, новой форме произведения. При этом новизна идеи, положенной в основу произведения, не влияет на новизну самого произведения с точки зрения авторского права. Одна и та же идея, один и тот же сюжет могут быть использованы разными авторами, однако каждое из произведений, содержавшее в себе одну и ту же идею (сюжетную основу), отражает личность автора и воспринимается обществом как новое, самостоятельное произведение. Можно сказать о том, что всякое творческое произведение характеризуется оригинальностью, новизной, неповторимостью и уникальностью.
Предоставление охраны произведению не зависит от его назначения и достоинства. Под достоинством понимаются различные положительные качества произведения, относящиеся к его форме или содержанию: актуальность темы, художественная ценность, научная глубина, авторский стиль и т.д. Назначение авторского права в целом состоит не в том, чтобы отбирать достойные произведения, а в том, чтобы обеспечить интересы создателя произведения в тех случаях, когда его произведение может быть использованы другими лицами. Авторским правом должны охраняться любые произведения, в которых проявляется творчество, и которые обладают предусмотренными законодательством признаками объекта авторского права.
Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 678;