Социальные проблемы молодежи. 1. Поколения, их отношения являются одной из самых важных действующих, энергетических, информационных сил развития общества
1. Поколения, их отношения являются одной из самых важных действующих, энергетических, информационных сил развития общества. По словам К. Мангейма, деятельность поколения принадлежит к «формирующим общество силам».
Наряду с разделением, различием людей по полу, по территории, по характеру труда и общения, по особенностям духовного мировосприятия, по формам семейной жизни взаимодействие поколений на протяжении всей истории человечества, а также возрастная стратификация создают базисное основание воспроизводства человеческого сообщества.
Так же, как (по мнению Ш. Фурье) в каждом данном обществе степень эмансипации женщины есть естественное мерило общей эмансипации («Теория четырех движений»), так и степень гармонии, согласия во взаимодействии поколений «отцов и детей» является показателем «очеловечивания», гуманизации общественных отношений.
Отношения поколений пронизывают все другие общественные связи, неизбежно вплетаются в них и в силу своей биолого-социально-духовной природы ближе всего и по происхождению и по перспективам к истинно человеческой сущности. Ортега-и-Гассет писал: «... мы еще вспомним ту великую и простую истину, что человек прежде всего и больше всего наследник. И именно это, а не что-либо другое коренным образом отличает его от животного. Но осознать себя наследником — значит обрести историческое сознание»[17].
Вся история человечества может рассматриваться как смена поколений. Об историческом смысле взаимодействия поколений К. Маркс и Ф. Энгельс в «Немецкой идеологии» говорят: «История есть не что иное, как последовательная смена поколений, каждое из которых использует материалы, капиталы, производительные силы, переданные ему всеми предшествующими поколениями; в силу этого данное поколение, с одной стороны, продолжает унаследованную деятельность при совершенно изменившихся условиях, а с другой — видоизменяет старые условия посредством совершенно измененной деятельности»[18]. Смена поколений одна из изначальных, естественных, вечных, общечеловеческих характеристик развития общества в целом и каждой отдельной личности.
Поколение, как и каждое социальное, относительно самостоятельное, качественное образование, реализует присущие ему функции. В отношениях поколений главным является передача (трансмиссия) культурных ценностей. Непрерывность этого процесса, преемственность сочетается с «прерывностью», скачкообразным развитием культуры. Утверждение, закрепление культурных достижений, традиций сопровождается процессами обновления, часто чреватыми конфликтами, рождением так называемой контркультуры, что особенно характерно для молодежных движений.
Генеалогия, родословная — важная сторона семейных отношений.
Проблемы здоровой наследственности, долголетия и бессмертия органически связаны с отношениями поколений.
Далеко не полно очерченные линии воздействия отношений поколений на социальную жизнь уже свидетельствуют о многозначности понятия «поколение».
Поколение — (лат. генерация) — понятие, обозначающее разные аспекты родственной и возрастной структуры исторического развития общества.
Во-первых, поколение — это звено, ступень, колено в цепи происхождения от общего предка; это люди «однокровные в восходящем и нисходящем порядке с праотцами и потомками»[19]. Биолого-генеалогическое значение этого слова имеет древнейшее происхождение. Генерация, генеалогическое поколение характеризуется определенной длиной, при этом учитывается средний возраст до рождения ребенка: у женщин примерно 25—30 лет, у мужчин — на несколько лет больше, в среднем — 30—33 года. Родословная, «поколенная роспись», генеалогическое древо фиксируют историю рода, историю человека.
Во-вторых, понятием «поколение» обозначают однородную по возрасту группу людей — когорту. Совокупность сверстников образует возрастной слой населения. Это, например, юноши, прошедшие инициацию, или более широкое понятие — молодежь, или пенсионеры.
В-третьих, большое значение для социального анализа имеет понятие «хронологическое поколение», с помощью которого характеризуется определенный период времени, в течение которого живет то или иное поколение, стадии онтогенеза, процесса социализации, жизненного пути от детства до старости.
В-четвертых, понятие «поколение» употребляется как духовно-символическое, объединяющее историко-культурную общность современников, жизнь которых связана с какими-либо важными историческими событиями, пронизана «духом времени», единством идейных, нравственных позиций (например, «комсомольцы 20-х годов», «поколение Великой Отечественной войны»).
Проблемы поколений носят междисциплинарный характер. В силу своей многозначной и многоаспектной природы отношения поколений являются предметом исследования разных наук. Среди них особое место занимает социология.
Социология опирается на данные генеалогии. Генеалогия — историко-антропологическая дисциплина, занимающаяся историей родов, происхождением отдельных лиц, составлением родословной. Проблемы генеалогии, истории поколений в нашей стране, особенно в первые десятилетия после Октябрьской революции, оказались не просто забытыми, но и запретными. Из-за низкого культурного уровня значительной части населения страны отношение к духовному наследию, к культу предков, к предшествующим поколениям людей (в особенности если они принадлежали к господствующим классам и интеллигенции) вылилось в пустое («зряшное» — по Гегелю) варварское отрицание. Сегодня попытки возрождения дворянского, купеческого и других сословий носят наивный, не имеющий актуального социального смысла характер. Хотя значение знания своего прошлого, связи с предыдущими поколениями, судьбы наших предков, бабушек и дедушек трудно переоценить с позиций развития как всего рода человеческого, так и каждой отдельной личности.
Возрастная структура общества изучается демографией. Демографические процессы подчинены общесоциологическим закономерностям развития общества, связаны с социально-экономическими, политическими, юридическими, культурными, религиозными, семейно-бытовыми, социально-психологическими факторами.
Жизнедеятельность поколений, хронологически определенных, особенности социализации индивида в рамках различных исторических периодов и этнических сообществ изучает этнография. Изучение этногенеза, быта, культурно-исторических отношений органически связано с социологией. В этнографии членение жизненного пути выглядит не просто как естественно-биологическое, а как социокультурное, культурно-символическое. Выяснение культурно-специфических свойств возрастных общностей сближает этнографию и социологию.
Огромную роль в познании и регулировании процессов развития личности играют
возрастная психология как относительно самостоятельная наука, а также педагогика, соционика и др.
При всем значении различных наук в изучении поколений как субъектов общественного развития общесодержательная сторона проблемы может решаться лишь социологией. Социальный смысл идеи единства всех поколений рода человеческого, исторической преемственности культуры, особенностей поколенного положения (статуса и роли людей различного возраста и происхождения в данном обществе) — все это прерогатива социологии. Идея единства поколений явилась одной из центральных в трудах О. Конта, которого называют «отцом социологии». Он писал о Человечестве как о совокупности ушедших, ныне живущих и будущих поколений.
Социология изучает поколенное положение — статус, место людей определенного возраста в данном обществе, их потенциальные возможности; особенности межпоколенной трансмиссии культуры, прерывность и непрерывность, неравномерность в развитии процессов преемственности и конфликтности между поколениями «отцов» и «детей», проблемы поколенного единства, солидарности, адаптации каждого нового поколения в социокультурном, информационном пространстве; выработки общих идеалов; соотношение поколенных структур и институтов (молодежные организации, объединения ветеранов и пр.) с другими социальными образованиями — национальными, половыми, классовыми и др.
Выделим три относительно самостоятельных направления социологического анализа проблем поколений: внутрипоколенные, межпоколенные отношения, молодежь.
2. Внутрипоколенные отношения охватывают два ранее обозначенных аспекта понятия поколения: возрастную группу (когорту) людей и «хронологическое поколение» в процессе социализации.
Возраст — важная социологическая категория. Знание своего возраста, а следовательно, своего места, значения в семье, в обществе свидетельствует об определенном культурном уровне.
По мере исторического развития общества возраст человека начинает во многом обусловливать его социальный статус, место и роль в системе общественного разделения труда, в особенностях возрастной градации и т. д.
Возраст является основным признаком при определении количества трудовых ресурсов. У нас трудовая жизнь человека начинается в 16 лет, в США — в 14. Сегодня начало трудовой деятельности — острая социальная проблема. В связи с большим отсевом учащихся, незаинтересованностью в полном среднем образовании многие подростки оказываются «потерянными» в социальном отношении. 13—14-летние не учатся, но и не имеют права работать. Важен и рубеж окончания трудовой деятельности. В нашей стране пенсионный возраст — 60 лет у мужчин и 55 лет у женщин; в США соответственно — 65 и 62; в Швеции — 67 лет — и для мужчин и для женщин; в Норвегии — 70 лет для тех и других.
Классификация возрастов, как и продолжительность жизненного пути, разных его этапов, исторически изменчива. Древнегреческий мыслитель пределом жизни считал 80 лет (и сам умер в 80 лет). О человеческой жизни он говорил как о смене времен года: четыре сезона по 20 лет: весна — детство до 20 лет; лето — молодость — 20—40 лет; осень — зрелость — 40—60 лет; зима — старость — 60—80 лет[20].
К середине XX в. произошли значительные социально-демографические сдвиги. Наблюдается «постарение» населения во всех экономически развитых странах, неуклонное увеличение числа людей пожилого и старческого возраста. Долголетие — проблема социально-биологическая, государственно-общественная. Медицина здесь тесно сплетается с социальной политикой, с социологией. Биологический предел жизни человека меняется крайне медленно. Наука считает возможной продолжительность жизни каждого человека в 150 лет.
В 1962 г. симпозиум геронтологов (Ленинград) утвердил возрастные градации, принятые затем зарубежными учеными: 40—60 лет — средний возраст; 60—75 лет — пожилой возраст; 75—90 лет — старческий возраст; свыше 90 лет — долгожители[21].
Знать научно обоснованную возрастную классификацию необходимо как для осуществления социальной политики, так и для саморегуляции своей жизни каждым индивидом.
Особой в социально-психологическом контексте оказывается проблема стариков. Почитание возраста ослабевает, по мнению Э. Дюркгейма, вместе с цивилизацией: «Столь развитое некогда, оно теперь сводится к нескольким обрядам вежливости, внушаемым своего рода состраданием. Возрасты нивелированы... Вследствие этого нивелирования нравы предков теряют свое влияние... Связь времен менее ощутима, так как она не имеет уже своего материального выражения в непрерывном соприкосновении следующих друг за другом поколений»[22]. Адаптация стариков к социальным изменениям снижается из-за расстройства здоровья, из-за ощущения себя в положении социальных иждивенцев. Эта тенденция вызывает беспокойство в США, да и у нас. В обществах, где с большим уважением относятся к традициям, например в Японии, старики пользуются почетом. У нас все меньше стариков живут вместе с детьми. Дома же для престарелых и инвалидов — одна из болезненных проблем нашего общества.
Глубокий старик и дитя одинаково беззащитны и ранимы. В. Белов пишет: «Отношение к детям и старикам всегда зависело от нравственного уровня общества. Вероятно, по этому отношению можно почти безошибочно определить, куда идет тот или иной народ и что ожидает его в ближайшем будущем»[23].
Среди социально-психологических проблем возраста — соотношение физического и социального созревания личности. В последние десятилетия мы сталкиваемся с таким явлением, как акселерация. Ускорение соматического и физиологического созревания детей и подростков, а также их умственного развития приходит в противоречие с традиционно сложившимися социальными условиями воспитания и нормами поведения, что становится источником социально-психологических коллизий, конфликтов, аффективных форм поведения.
Особенным является и психическое восприятие возраста. Именно в психике человека представлены и упорядочены события прошлого, настоящего и возможного будущего. Психика человека относительно автономна. Восприятие возраста имеет индивидуальный характер, хотя и основывается на ряде общих проявлений, закономерностей возрастного развития личности. Так, например, Э. Берн[24] в структуру личности любого возраста включает состояния Родителя, Взрослого и Ребенка. Все три аспекта важны для выживания человека, хотя соотношение их и биологически и психологически индивидуально. Сохранение свежести детского отношения к жизни, способности удивляться, искренне радоваться и огорчаться во многом скрашивает жизнь пожилых людей, делает ее более продуктивной. Человек с молодой душой легок на смену обстановки, дел, восприимчив к новому.
С возрастом меняется отношение ко времени: «С точки зрения молодости, жизнь —бесконечно долгое будущее; с точки зрения старости, это — очень краткое прошлое», — писал Шопенгауэр[25]. Пока мы молоды, что бы нам ни говорили, мы считаем жизнь бесконечной и потому не дорожим временем. Чем старше мы становимся, тем больше экономим свое время.
Определение возраста, отношение к возрастным особенностям человека — проблема духовно-интеллектуальная, социально-философская. Активное и счастливое долголетие человека связано не только с трудовым образом жизни, но и с деятельностью, направленной на общее благо.
Творческий труд во имя общего блага, любовь, альтруизм как противоположность эгоизму, духовность — путь к долголетию, а в конечном счете и к бессмертию. В. М. Бехтерев — основатель отечественной неврологии, педагог, философ говорил, что духовный облик каждого человека сотворяется то видимым, то неявным воздействием на него сотен других людей, еще живых и уже ушедших. И поэтому любой человек тоже не умирает, исчезая в никуда и бесследно, а продолжает вечно жить во всей совокупности своих мыслей, дел и поступков, во всех проявлениях своей личности, отпечатавшейся в других и сказавшейся на их жизни. Каждая человеческая личность не прекращает своего существования вместе с прекращением индивидуальной жизни, а продолжает его в полной мере во всех тех существах, которые с ней хотя бы косвенно соприкасались во время ее жизни, и таким образом живет в них и в потомстве как бы разлитою, но зато живет вечно, пока существует вообще жизнь на Земле... В. М. Бехтерев утверждает идею духовной преемственности людей, а значит и двойного долга каждого: благодарности и ответственности, идею эстафеты духовной жизни вопреки телесной смерти[26]. Возрастная определенность жизни человека, возрастные особенности имеют своим следствием возникновение проблем взаимодействия разных поколений. В чем их суть?
3. Проблема преемственности и конфликтов в отношениях «отцов» и «детей» может рассматриваться как взаимодействие встречных потоков информации и деятельности, как особенности передачи культурных ценностей от поколения к поколению. Она существует всегда, однако содержание проблемы, острота противоречий носят особенный, конкретно-исторический характер.
Конфликтность в отношениях поколений чаще всего нарастает в революционные эпохи ломки традиционных связей между поколениями отцов и детей. Болезненность конфликта, способы его преодоления связаны с социально-классовой неоднородностью общества, с идейно-духовной разобщенностью. Длительность и особенности поколенного конфликта зависят от значительности перемен, от скорости исторического обновления. Резкие перемены вызывают травматический эффект, усиливают межпоколенные различия.
Сегодня в России в очень тяжелом положении находится как поколение 60-летних людей, все ценности и достижения которых оказались отвергнутыми, перечеркнутыми, извращенными, так и поколение молодых. В современном обществе юности все труднее достигать психологической, экономической, социальной, политической, духовной интеграции. Это приводит к скептицизму, отчуждению, утрате идеалов.
Проблема межпоколенных отношений особенно обострилась во всем мире в связи с подъемом молодежного и студенческого движения в 60—70-х годах XX в., которое стало одним из проявлений нарастающего кризиса современной цивилизации. В центре внимания исследователей был «конфликт поколений», «разрыв поколений», сущность его трактовалась по-разному. Многие психоаналитики полагали, что в основе конфликта поколений лежит извечное соперничество между отцом и сыном (Эдипов комплекс), матерью и дочерью (комплекс Электры). Представители авангардизма усматривают в росте революционных возможностей молодежи, в молодежной контркультуре единственно надежную, эффективную, радикальную оппозицию в отношении всего застойного, консервативного в обществе.
Каковы же причины обострения противоречий между поколениями? Взаимодействие поколений — это производное от социальной структуры, социальных отношений. Степень гармонии или конфликтности между разными поколениями людей зависит от совместимости ценностных ориентации, основных норм жизнедеятельности «отцов» и «детей», от возможности адекватной, успешной социализации молодежи, от условий благоприятного взаимодействия со старшими поколениями, от соответствия личности требованиям возрастного социального статуса, от степени институализации возрастных ролей (например, наличие или отсутствие молодежных организаций).
Обострение межпоколенных отношений связано с рядом социальных явлений современности.
Научно-технический прогресс, создав новые, почти безграничные источники материального богатства и комфорта, лишил большую массу людей нравственной требовательности к себе, чувства ответственности перед настоящим и будущим, уважения к труду и традиционным нормам общественной морали. Этот исторический феномен Ортега-и-Гассет называет «восстанием масс». Для него человек массы — человек-собственник, лишенный всякого чувства достоинства. Он вполне удовлетворен своей психологической посредственностью, привычкой к комфорту. Он не хочет ничего знать об общенациональных и общечеловеческих задачах. Культ силы, эгоцентризма, самонадеянности, пренебрежения к окружающему миру, замкнутости, роскошно-мещанского существования — его кредо.
Человек-собственник — это отъединенность как от прошлого, так и от будущего, это человек без корней, истоков и без духовной перспективы. По Э. Фромму, такой человек из альтернативы «иметь» или «быть» выбирает первое.
Научно-технический прогресс действительно способен «подогревать» собственнические инстинкты, но он к тому же подрывает авторитет старшинства. Новые техника и технологии, информатизация образа жизни (от досуга, обучения, производства, политики до духовного мира человека и от детского возраста до старости) существенно влияют на жизнедеятельность людей, часто наносят удар по преимуществам традиционной мудрости, по авторитету стариков. По словам С. Н. Паркинсона, технический прогресс не учитывает старшинства. Если раньше знаний и навыков, полученных в юности, человеку хватало на всю трудовую жизнь и новое поколение училось у предыдущего, а социальный статус и специальность чаще всего передавались по наследству, то с внедрением инновационного типа жизнедеятельности ситуация меняется. Соотношение прошлого, настоящего и будущего приобретает новый смысл.
Все опаснее становится пренебрежение к прошлому, ибо каждое новое поколение должно им овладеть во все большей полноте. Ортега-и-Гассет напоминает азбучную истину: чем цивилизация старше, тем больше прошлого за ее спиной, тем она опытнее и тем важнее историческое знание. Знание прошлого — первейшее средство сохранения и продления цивилизации, но не потому, что дает рецепты преодоления новых жизненных осложнений, а потому что не дает перепевать наивные ошибки прошлого. С прошлым не сходятся врукопашную. Новое побеждает, лишь поглотив его. А подавившись, гибнет... У прошлого своя правда. Если с ней не считаться, оно вернется отстаивать ее и заодно утвердит свою неправду[27].
Конфликтность в отношениях поколений определяется типом воспитания «самодовольных недорослей», для которых является врожденным ощущение легкости и обильности жизни, лишенной всяких ограничений. Избыточные блага, но не избыточные заботы сами собой уродуют жизнедеятельность и производят ущербные натуры «баловня», «наследника». Свой умственный и нравственный уровень подобные натуры считают более чем достаточным, они не ощущают обязанностей, не знают трудностей, забот. «Молодость как таковую всегда защищали от тяжести свершений, — пишет Ортега-и-Гассет. — Она жила в долг. По-человечески так и должно быть. Это мнимое право ей снисходительно и ласково дарят старшие. И надо же было настолько одурманить ее, что она и впрямь сочла это своим заслуженным правом...»[28] Без преодоления трудностей, без борьбы и вечного усилия самореализоваться, самоусовершенствоваться рождается, по словам Ортеги-и-Гассета, варвар с хамскими повадками как законный плод цивилизации, попустительства в системе воспитания. «Когда этот тип начинает преобладать, надо бить тревогу и кричать, что человечеству грозит вырождение, едва ли не равносильное смерти»[29].
Особую роль в межпоколенных отношениях играют семья, взаимодействие родителей и детей, предков и потомков. Именно в семье должна утвердиться истина развития рода человеческого: почтение к предкам, стремление, во-первых, быть достойными их и, во-вторых, облагородить их своими собственными свершениями, продолжить их в развитии гуманистической культуры. Интересно, что у китайцев именно такой порядок наследования: не отец облагораживает сына, а сын, достигнув высоких почестей, облагораживает своих предков, свой род. При этом государство указывает число предыдущих поколений, облагороженных заслугами потомка. Таким образом, предки оживают благодаря заслугам живого человека, чье благородство в настоящем, а не в прошлом.
Межпоколенные отношения на микроуровне социальных связей, в семье, особенно значимы, поскольку в отличие от большой в малой социальной группе отношения людей имеют непосредственный эмоционально-чувственный характер. Очень важно для каждого человека знание своего прошлого, своей генеалогии, истории жизни своих предков.
Известно, что традиции хороши до тех пор, пока не теряется связь со временем. Нужно уметь отличить мертвое, устаревшее от живого, комбинировать традиционное и современное. Мудрость народа заключается не только в том, что сохраняется уважительное отношение младших к старшим, но и отношение старших — родителей, учителей — к детям, подчеркнуто бережное, ласковое, внимательное.
Общесоциологическую характеристику взаимодействия поколений дает Маргарет Мид — американский антрополог и социолог. В истории человечества она различает три типа культуры межпоколенных отношений: постфигуративные, кофигуративные и префигуративные.
Для постфигуративных отношений характерна ориентация на традицию, на опыт своих предков, стариков — живых носителей культуры. Новшества с трудом пробивают себе дорогу, развитие замедленное, взаимоотношения возрастных групп строго регламентированы.
Ускорение технического и социального прогресса в индустриальном обществе порождает кофигуративные отношения, когда дети и взрослые все больше ориентируются на подвижную современность. В воспитании растет влияние сверстников. Возникает молодежная контркультура.
В условиях префигуративных отношений преимущественной становится ориентация на будущее. Прошлый опыт не только не достаточен, но может оказаться и вредным. Взрослые подчас вынуждены учиться также и у своих детей. Ломка традиций, утвердившихся стереотипов (например, представлений о семейных, сексуальных отношениях) часто очень болезненна, оказывается причиной межпоколенных конфликтов.
Глубинные слои культуры, традиции, формы быта, семьи, складывающиеся тысячелетиями, устаревают медленнее, чем инновации в сфере техники, науки, информатики.
Таким образом, сутью межпоколенных отношений не может быть ни «абсолютное обновление», ни «абсолютный разрыв» — и то и другое означало бы социальную катастрофу. Задачей является гармонизация отношений поколений и их преемственности, в единстве процессов прерывности и непрерывности.
Главное в межпоколенных отношениях — способность каждого нового поколения (конечно, создающего нечто новое) адаптироваться безболезненно в единое социокуль-турное пространство без жесткой иерархии, без насилия, неуважения со стороны «отцов» к детям, с обязательным утверждением авторитета пожилых людей и доверия, любви к растущему человеку.
4. От того, каковы позиции молодого поколения, каков его духовный облик, зависит социальное развитие. Энергия, мировоззрение, нравственное здоровье молодых определяют судьбу, будущее народа. Любопытно, что история общества практически на всех своих этапах полна самыми противоположными оценками молодежи: от оптимистических, бодряческих до пессимистических, ругательских. О том, что эта проблема стара, как мир, свидетельствует следующее высказывание Сократа: «Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие». Схожие мнения мы слышим о современной молодежи.
Проблемы молодежи как специфической социально-демографической группы связаны с формированием социальной зрелости, с вхождением в мир взрослых, адаптацией к нему, с одной стороны, и с неизбежным процессом обновления, с инновациями молодых — с другой. Границы группы размыты и подвижны. Юность завершает активный период социализации. К юношам относят обычно подростков и молодых людей в возрасте от 13 до 19 лет. Их еще называют тинэйджерами. К молодежи ЮНЕСКО относит лиц между 17—25 годами, наши социологи — между 16 и 30.
Для подростков характерен ролевой конфликт, связанный с желанием иметь права, обязанности, роли взрослых и объективной неспособностью их реализовать. Подростки отличаются высоким уровнем притязаний, стремлением к автономии и независимости, отрицанием авторитетов. Для юношеского восприятия характерны как преувеличение новизны собственной жизнедеятельности и пренебрежительное отношение к прошлому опыту, так и естественный недостаток знаний, воли, навыков, способности ценить время и правильно им распоряжаться.
Вопрос о молодежи всегда остро стоит прежде всего потому, что это поколение наименее интегрировано в социальные связи, наименее устойчиво в своих взглядах, в своем поведении, в отношении к окружающему миру. Обостряется проблема молодежи, как правило, в связи с кризисными периодами в развитии общества.
Возникают юношеские группы, молодежная субкультура, часто перерастающая в контркультуру со специфической системой ценностного отношения к труду, потреблению, образу жизни, досугу. Возрастная дифференциация общества тем глубже, чем более закрыты и недоступны молодежи ведущие социальные институты — политические, культурные, чем менее эффективны семья и школа как агенты социализации.
Молодежные группы могут выполнять интегративные функции, способствуя социализации молодых людей, приобщению их к определенным видам деятельности. Однако возникают и девиантные группы молодежи, углубляющие процессы дезинтеграции общества.
Молодежный протест является реакцией на исторические, социальные и культурные факторы, специфически преломляемые в психологии, сознании молодых людей. Из-за нерешенности многих социальных проблем в конце 60-х годов вспыхнули студенческие волнения, движение «новых левых». Контркультура, родившись как форма борьбы за права молодежи и имея первоначально политическую, социокультурную ориентацию, имела своим следствием превращение некоторых молодежных движений в «тотально нон-конформистские». Наблюдался рост отклоняющегося поведения: наркомании, алкоголизма, молодежного вандализма.
70—80-е годы отмечены пацифистскими, антивоенными движениями, новыми социальными альтернативными движениями, такими как экологическое (движение «зеленых»), гражданских инициатив (борьбы за сохранение памятников культуры, архитектуры) и др.
В нашей стране «неформалы», «самодельщики» — это своего рода группы социальной поддержки («меня здесь лучше понимают»). В данном случае действуют компенсаторные механизмы самореализации личности. Объединения молодежи, не включенные в официальные структуры, как правило, отличаются отсутствием казенщины, лжи, «двойной морали», лицемерия. Нередко юношеские группировки приобретают криминогенную направленность. Рост преступности среди молодежи отражает кризис, охвативший все наше общество.
Каковы же причины сложного положения молодежи?
Основные из них связаны с проблемами «жизненного старта»: с уровнем материальной обеспеченности и социальной защищенности, с получением образования, началом трудовой деятельности, формированием семьи, профессиональным ростом, карьерой. Средняя заработная плата молодых вдвое ниже, чем в среднем по стране. Очень мала стипендия студентов. Молодежь в России (это 32 млн. человек в возрасте 14—29 лет) — наиболее образованная часть общества. Работники с высшим, незаконченным высшим и средним образованием в составе работающей молодежи в возрасте до 29 лет составляют 92%. Необходимость высшего образования в условиях информатизации общества усиливается. А это означает, что наступление зрелого возраста отодвигается вследствие продолжения обучения в вузе, в аспирантуре до 21—25 лет, соответственно отодвигается и экономическая, социальная, политическая самостоятельность.
Недостаточная материальная обеспеченность, отсутствие собственного жилья, вынужденное использование материальной помощи родителей нередко формируют у части молодых людей социальный инфантилизм. Труд перестает занимать важнейшее место в структуре жизненных ценностей молодежи, усиливаются потребительские установки. В сфере производства обостряется проблема безработицы. В возрастной категории до 18 лет и 18—24 года она в несколько раз выше, чем в других возрастных группах. Отрицательно влияет на становление личности и несоответствие полученного образования содержанию реально выполняемого труда. Это приводит к падению престижа ряда важных для общества профессий, обесценивается образование.
Говоря о причинах кризиса социализации молодежи, нужно помнить, что он возник и протекает на фоне мирового социального процесса, связан с «контркультурой» Запада, с общими глобальными проблемами дегуманизации современной цивилизации. Характерными становятся «подражание», слепое заимствование далеко не лучших образцов западной молодежной субкультуры. Элементы эпигонства особенно сильно проявляются там, где «не срабатывают» в нашем обществе экономические, политические, духовные механизмы формирования культуры личности.
Духовная опустошенность, гражданское безучастие, потеря нравственных, идейных ориентиров связаны с особенностями нынешнего этапа ломки старых общественных отношений и перехода к новым. Отказ от многих стереотипов, этических норм, дезориентация затрагивают наименее интегрированные группы общества, в частности молодежь.
Негативизм молодежи является исторически преходящим. По мере устранения деформаций будут исчезать и асоциальные явления. Уйти от гипертрофированной «идеологичности» прежней системы социализации молодежи, преодолеть мифологическую зашоренность, лозунговость системы воспитания, покончить с отрывом теории от практики — действительно важнейшие задачи дня. Но вместе с тем нельзя допустить огульную компрометацию таких ценностей, как добросовестный творческий труд, коллективизм, демократия, свобода, справедливость, дружба народов.
Кризис социализации молодежи связан и с кризисом семьи. В современном обществе значительно уменьшается роль семьи и родства в качестве основы формирования отношений между людьми, социального положения.
Существенную роль в социализации молодых играет современный процесс либерализации половой морали. Он наблюдается во всех развитых странах. В середине 60-х годов даже возник термин, которым западные социологи обозначили это явление — «сексуальная революция». Одной из ее причин стала акселерация, т. е. ускорение физического развития человека и отставание социального. Учащиеся в 14—16 лет биологически уже полностью сформированные люди, а социальное становление их запаздывает.
Специального анализа требуют и такие причины кризиса социализации молодежи, как миграция из села в город, влияние средств массовой информации, изменения, происходящие в сфере образования, культуры, духовной жизни.
Складывающаяся система образования не гарантирует свободу выбора и возможности социального продвижения молодых людей. Исследования показали, что распределение молодежи в системе образования жестко социально детерминировано. А переход к платному образованию ужесточит этот процесс.
В обстановке потери мотивированности к высококвалифицированному, научному труду, ограничения возможностей повышения образования и духовной культуры, в условиях нестабильности общества в целом усиливается роль социально-профессиональных факторов эмиграции. Запад сам отбирает представляющих для него интерес специалистов с глубокими знаниями, в том числе языковыми, перспективных молодых ученых, выпускников вузов, имеющих возрастной резерв для реализации творческих возможностей, используя близорукую позицию России в отношении своих научных кадров.
На основе этих процессов формируются маргинальные группы молодежи. В них входят юноши и девушки, ведущие асоциальный, аморальный образ жизни, не участвующие в материальном и духовном производительном труде, эгоистически-потребительски относящиеся к другим людям, к обществу. Происходит люмпенизация и криминализация молодежи. Повышенной криминальной активностью отличаются несовершеннолетние. Уровень преступности среди подростков в 1,5 раза превышает аналогичный показатель среди других возрастных молодежных групп. Одна из причин этого — неблагополучное детство. В России на начало 1992 г. насчитывалось 41 400 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 18 лет. Более 100 тыс. детей воспитываются в различного типа государственных учреждениях. 90% из них имеют родителей, уклоняющихся от воспитания детей, лишенных родительских прав, находящихся в местах лишения свободы, и т. п. Растет количество фактов жестокого обращения с детьми. По этой причине 50 тыс. подростков в год уходят из семьи, 20 тыс. — из детских домов и школ-интернатов, 2 тыс. — кончают жизнь самоубийством, а более 20 тыс. совершают опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности. За 1988—1993 гг. число несовершеннолетних в возрасте 14—15 лет среди участников преступлений увеличилось на 55%[30]. Озабоченность вызывает рост числа лиц до 18 лет, совершивших преступления под воздействием алкогольного опьянения или наркотического возбуждения. Растет организованная преступность подростков.
Изменение позиций, социального статуса сегодняшней молодежи порождает острую социальную потребность в совершенствовании молодежной политики.
Вопросы для самопроверки
1. Почему важно для науки и практики изучение проблемы поколений, их
2. взаимодействия? Что такое «поколение» (сущность, функции)?
3. Назовите основные направления социологического анализа проблемы поколений.
4. Каковы причины обострения противоречий между поколениями? Влияет ли на этот процесс научно-технический прогресс?
5. Какова роль семьи в межпоколенных отношениях?
6. Каковы основные черты молодежи как социально-демографической группы?
7. Почему в обществе всегда остро стоит проблема молодежи?
8. Какие ценности доминируют в сознании современной молодежи? Что характеризует социальную зрелость молодежи?
9. Какие формы молодежного протеста, конфликта с обществом, властью Вам известны? Можно ли их избежать?
10. Нужна ли в обществе специальная молодежная политика?
Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 752;