ХОЗЯИН ВЕЛИЧАЙШЕГО В МИРЕ ЦВЕТКА
Знакомясь с плющом и его «родственниками», нельзя обойти молчанием и некоторые другие «вьющиеся» растения, разводимые в комнатах и также неправильно называемые плющом.
Обратите внимание на комнатный виноград, вернее, циссус антарктический (Cissus antarctica) из семейства виноградных (Vitaceae), происходящий из Австралии, хотя близкие ему виды растут и в Новой Зеландии и на островах Яве и Суматре.
Циссус — не настоящий виноград, но, конечно, ничего общего не имеет и с плющом, так как плющ «ходит» по стене на придаточных корешках или, образно говоря, на «ногах», а цис‑сус — на «руках» или, вернее, на усах.
Действительно, циссус с простыми овальными зубчатыми по краям листьями образует усы. Усики развиваются иногда в ветку с листьями, иногда в соцветие, а большею частью они прячутся от света и как бы ищут опоры в стене, залезая в тёмные щели. Усик, прикоснувшийся к твёрдому предмету, образует на конце утолщение с булавочную головку, которое затем разрастается вширь и принимает форму печати. Клейкий сок скрепляет печать усика с опорой. Прикрепившийся усик продолжает расти и вместе с тем закручиваться, как пружинка. Даже сильный ветер не может оторвать циссус от его опоры, только несколько отдаляет ветки. А стихнет порыв ветра, снова ветки, как на пружинках, прижимаются к стене или дереву. Усики на старых стеблях отсыхают, но зато появляются новые на вырастающих молодых.
И медленно ползёт кверху, как бы шагая «на руках», растение циссус.
По длинным стеблям циссуса вода подаётся корнями с такою силою, что на Яве местные жители перерезают их и пьют вытекающий сок. Довольно быстро, по словам путешественников, стакан наполняется прохладным напитком. Цис‑сус так и называют там «растительным источником».
Не вздумайте обрезать стебли вашего циссуса. Слабые корни в небольшом горшке вряд ли смогут поднять по стеблю много воды. Не стоит губить растение из‑за нескольких капель водянистого и притом совсем не сладкого сока.
Один из видов циссуса растёт в лесах Суматры, как лиана, взбираясь на деревья, но корни его стелются по земле, обнажаясь на тропинках, по которым слоны и другие большие животные ходят к водопою. В 1818 году ботаник Роберт Броун получил письмо. Это письмо было от натуралиста доктора Жозефа Арнольда, который исследовал леса Суматры.
Письмо скоро стало известным всему учёному миру, так как в нём говорилось о странном растении:
«С радостью сообщаю Вам о том, что мною открыто здесь величайшее чудо растительного мира.
Я случайно удалился на несколько шагов от своих спутников, как вдруг мой слуга малаец бежит ко мне с вытаращенными от удивления глазами и кричит: «Иди, иди сюда, господин! Тут цветок очень большой, очень удивительный, очень красивый!»
Раффлезия Арнольди.
Я тотчас же углубился вслед за ним в чащу шагов на сто, где он и показал мне под кустом, на самой земле, действительно поразительный цветок. Он сидел на тонком, не толще двух пальцев, горизонтальном корне. Я отделил его ножом и снёс в палатку. Я тотчас заметил целый рой мух над отверстием нектарника, которые, вероятно, откладывали в него свои яички. Цветок издавал запах гнилой говядины.
Сказать правду: если бы я был один и не было бы со мною товарищей, я струсил бы, увидав такой громадный цветок, до того размеры его превышали всё виденное и слышанное мною».
Цветок с пятью лопастями мясо‑красного цвета, с беловатыми бородавками, с кольцом, окружающим углубление с тычинками, был в три метра окружностью, а в поперечнике один метр.
Этот цветок рос вблизи тропинки, протоптанной слонами.
Дальнейшие исследования показали, что у цветка нет ни листьев, ни стебля, ни корня. Цветок сидел на чужом корне — на корне циссуса. Цветок этот был паразитом циссуса, а цис‑сус, как говорят ботаники, — его хозяином.
Липкие плоды, образовавшиеся из этого гигантского цветка, раздавливаются ступнями слонов, и мелкие семена переносятся этими животными дальше по лесной тропинке, и некоторые из. них могут попасть в обнажённые от земли корни циссуса.
Маленькое семечко, попав под кожицу корня циссуса, прорастает и внедряет свои присоски внутрь корня и стебля, высасывая соки из хозяина. И зреют и наливаются соками циссуса громадные почки, величиною с крупный кочан капусты, которые затем распускаются самыми большими цветами в мире, называющимися «раффлезией Арнольди».
ЦВЕТОК АЛХИМИКОВ
Работы по созданию новых растений привлекают каждого юного ботаника. Ни одно научное открытие не увлекало так много юных сердец, как переделка природы растений.
«Поток здоровых, жизнерадостных, творчески настроенных детей постоянно льётся в питомники моего имени, — писал И. В. Мичурин, — дети посещают питомники с тем, чтобы узнать, как это старый Мичурин работает над тем, чтобы не только объяснить, но и переделать природу растения для того, чтобы оно полнее отвечало потребностям жизни трудящихся…»
Интересно, что и на другой стороне земного шара работы Лютера Бербанка по созданию новых растений также привлекали внимание детей.
«Если бы у меня была комната такой величины, — писал он, — как моя любовь к детям, я бы наполнил её письмами; их множество у меня, и почта каждый день приносит новые. Я всегда отвечал на них или поручал другим на них ответить и не жалел о потраченном времени, бумаге и труде. Моя жизнь обогатилась благодаря общению с малышами, и я всегда считал себя счастливым, потому что у меня есть друзья — дети».
В нашей стране юные любители природы объединяются в кружки юных натуралистов.
По всему Советскому Союзу организованы станции юных натуралистов, помогающие школьным кружкам и отдельным юннатам в их работе.
В 1940 году на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве двенадцать тысяч юннатов представили свои экспонаты — результаты опытов с растениями.
Многие юннаты посещают селекционные станции, где выводятся новые сорта растений.
«В 1938 году, — писал один из юннатов, Миша Соло‑маха, — мы с Васей Евминовым поехали в гости к товарищу Лысенко в Селекционно‑генетический институт в Одессе».
На селекционных станциях из всех опытов обычно больше всего привлекают внимание детей опыты по гибридизации — скрещиванию растений.
При гибридизации пыльцу с цветов одного растения переносят на цветок другого. При этом на опылённое растение вешают бирочку с названием скрещённых растений. Рядом с каждым названием рисуют странные знаки.
У названия растения, с цветка которого взята пыльца, рисуют кружочек со стрелкойf; у названия опылённого растения — кружочек с крестиком снизуi
Мы вспоминаем и другие странные обозначения двулетних и многолетних растений, встречавшиеся в гербариях, в ботанических книгах, определителях и даже в первой части этой книги.
Откуда произошли эти ботанические знаки?
Происхождение этих знаков, употребляемых современными селекционерами для кратких обозначений, ведёт нас в средние века, в тайные лаборатории алхимиков. У них было большое желание овладеть природой: получить из различных веществ золото, эликсир, излечивающий от всех болезней и возвращающий молодость. Но алхимики ещё не обладали точными научными знаниями и не могли объяснить многих окружающих явлений. И отсутствие знаний они восполняли фантастическими измышлениями.
Их мысль беспомощно металась и устанавливала самые неожиданные связи.
Алхимики занимались определением состава минералов и свойств растений и звёздной наукой — астрологией. Алхимики устанавливали связь между движением планет на небе и историческими событиями, судьбой человека и качествами минералов и растений.
Знаками планет, которые носили имена древнегреческих и римских ботов, обозначали химические вещества, знаками планет обозначали и растения.
От алхимиков дошли до нас не только астрономические и ботанические знаки, но и названия растений и самые растения.
Наверное, всем известно растение с круглыми складчатыми листочками, напоминающими старинные манжеты. Это растение обычно и называют: манжетка, но научное название её — альхемилля (Alchemilla). В середине листочков этого растения появляется днём крупная капелька воды, выдавливаемая из особых водных отверстий (как у монстеры). В средние века таинственное появление росы на этом растении в такое необычное время считали волшебным. Алхимики собирали капельки этой «волшебной росы» с листьев манжетки, чтобы приготовить на ней «эликсир молодости».
Другое «волшебное или магическое» растение было распространено голландским обществом алхимиков, называвшимся «братством розы и креста».
Это растение стоит, наверное, и в вашей комнате. Это всем известная фуксия. Первая фуксия была найдена в Южной Америке одним путешественником в 1696 году и названа так в честь Фукса, учёного‑ботаника XVI века.
Оригинальный цветок фуксии, опущенный книзу, похож на куколку‑балерину в красной кофточке, белой или синей юбочке, с тонкими ножками в жёлтых туфельках, но, к сожалению, с зелёной головкой. У цветка фуксии — трубчатая чашечка из четырех заострённых чашелистиков красного цвета и четырехлопастный, а иногда махровый, как роза, венчик красного, синего или белого цвета и восемь тычинок. Листья с вдавленными жилками на розовых черешках — супротивные, расположенные крест‑накрест. В цветке фуксии алхимики видели таинственные знаки креста и розы.
Комнатная фуксия называется грацилис (Fuchsia gra‑cilis) — грациозная, изящная. Её родина — Мексика, хотя родственные ей виды встречаются в Южной Америке у Магелланова пролива и даже в Новой Зеландии.
Яркокрасные цветы фуксии, собранные в свисающие кисти, не привлекают пчёл, которые плохо различают красный цвет; они опыляются маленькими птичками — колибри. Этому способствует липкий и тягучий клей — висцин, выделяемый пыльцой фуксии. Клей этот вытягивается в длинные нити, соединяя вместе несколько пылинок. Прилипнет такая ниточка с пылинками к длинному клювику птички колибри и полетит вместе с нею на другой цветок.
Такие клеевые нити можно видеть и у наших родственников фуксии — кипрея, или иван‑чая, и ослинника — энотеры. Все они одного семейства — онагриковых илиослинниковых(Oenotheraceae).
На родине и в южных странах фуксия растёт как кустик или деревцо. И мы можем иметь на своих окнах и то и другое, если соответствующим образом подрежем эти растения.
Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 658;