СЕМЕЙСТВО КАМНЕЛОМКОВЫХ

 

Почти всё семейство камнеломковых может украшать наши подоконники, а мы и не подозреваем, что столь различные по виду растения являются родственными друг другу.

В горшочках, подвешенных на проволоке, растёт растеньице с круглыми красноватыми, несколько выпуклыми листьями, покрытыми редкими торчащими волосками. У этого растения на концах длинных побегов образуются маленькие растеньица с розеткой тоже круглых волосистых листочков и корешками. Они спускаются, как мохнатые паучки на паутинках. Это растение и называют иногда паучком, называют его и аароновой бородой и волосами Венеры. Но научное название его — камнеломка: Saxi‑fraga sarmentosa (саксифрага сарментоза), то есть камнеломка, дающая отпрыски.

Родина комнатной камнеломки — Китай, где она растёт в расщелинах скал и утёсов; отсюда и название: камнеломка. У камнеломки смешные однобокие цветочки с двумя длинными и тремя короткими лепестками. Мелкие цветочки образуют редкое соцветие на длинной тонкой стрелке. Плоды — коробочки с мелкими семенами.

 

Камнеломка.

 

От камнеломки получило, название и всё семейство. В; это семейство входит пышно‑цветная гортензия, или гид‑рангея, родом из Японии. (Hydrangea hortensis — «тоскующая по воде» «садовая». Греческое слово «Hydor» — «вода», латинские: «angor» — «тоска», «hortis» — «сад»).

Большие шапки белых, голубых, розовых соцветий украшают ранней весной наши комнаты, а летом и поздней осенью — сады.

Гортензия — кустарник, достигающий двух метров высоты, зимует в грунту в садах. Многие держат в комнате до отцветания выгнанную в теплице гортензию, а затем высаживают в сад или на балкон в полутёмное место. Мы уже знаем, что у растений бывают фальшивые листья, у гортензии же — ненастоящие цветки. Крупные зонтики соцветий гортензии состоят из цветков, имеющих вместо лепестков разросшиеся чашелистики.

 

 

Рассмотрите внимательно цветок гортензии. Четыре крупных чашелистика с ясно заметными жилками сначала имеют зелёную окраску, а затем становятся белыми или розовыми. Посредине виден маленький шарик — это и есть венчик неразвившегося цветка, состоящий из четырех сомкнутых лепестков. Под лупой можно рассмотреть внутри шарика зачатки пестика и десять тычинок. У некоторых видов гортензии в середине соцветия появляются развившиеся некрасивые цветочки, образующие плоды‑коробочки.

Изменение окраски чашелистиков гортензии можно вызвать искусственно. При поливке алюминиевыми квасцами перед цветением (пять граммов на один литр воды) белые «цветки» окрашиваются в голубой, а розовые — в сиреневый цвет. Можно получить и синие «цветки», если внести в почву соли железа или поливать её водой, настоенной на ржавом железе.

У гортензии крупные, супротивно расположенные листья, на которых ясно проступают жилки, придающие им выпуклость. Во время роста весной и летом листья испаряют много воды. Гортензия поглощает большое количество воды и при недостатке её быстро увядает и потом с трудом оправляется. Поэтому гортензию нужно обильно поливать летом и держать в затенённом месте. Зимою же частая поливка вызывает загнивание корней. Потребностью во влаге и объясняется научное название гортензии.

В семейство камнеломковых входит и садовый жасмин, происходящий из субтропиков Азии, но растущий дико в виде кустов, достигающих пяти метров высоты, у нас в Крыму и на Кавказе. Там он носит название чубушника, так как из его стеблей делают чубуки для трубок.

И. В. Мичурин вывел сорт чубушника «эфиронос садовый» с сильным запахом земляники.

В садах и комнатах растут два жасмина. Настоящий жасмин (Jasminum) — из субтропической Азии, принадлежащий к семейству маслиновых. У этого жасмина цветки трубчатые с пятью‑десятью раздельным отгибом и двумя тычинками. Листья непарно‑перистые. Ветви плетевидные.

 

 

Наш «жасмин» из семейства камнеломковых называется ложным жасмином, и научное название его филадельфус: Philadelphus coronarius. Это название дано по имени жившего в III веке египетского фараона Птоломея Филадельфа (Coro‑narius — венцевидный, коронный). У ложного жасмина цветок раздельный, чашелистиков и лепестков по четыре, а тычинок — шестнадцать. Листья цельные, продолговатые, расположены супротивно. По этим признакам легко отличить настоящий жасмин от филадельфуса — чубушника. Оба жасмина имеют приятный запах, легко размножаются черенками, но в комнатах растут плохо.

В семейство камнеломковых входят и общеизвестные, имеющие повсеместное распространение ягодные кустарники — смородина и крыжовник.

Эти растения растут в садах и лесах, но в комнатах обычно не культивируются, и напрасно. Они хорошо черенкуются и, высаженные в горшки, могут расти в комнатах. Даже ветки, срезанные в январе и поставленные в банки с водой, зацветают и при искусственном опылений дают весною ягоды.

Выращивая из черенков ягодные растения, можно превратить их соответственной подрезкой в густые кустики или деревца с прямым штамбом и шаровидной кроной. При цветении нужно опылить пыльцой каждый цветочек, перенеся её кисточкой с другого такого же растения. А когда созреют ягоды, интересно поставить деревцо или кустик на стол, чтобы все сидящие за ним могли срывать спелые ягоды прямо с веток.

 

 

КУКОЛЬНЫЕ ДЕРЕВЦА

 

На побережье Чёрного моря, в Батуми, есть чудесный сад. В нём растут под открытым небом разнообразные растения, собранные со всех мест земного шара. Эти растения такие же большие, цветущие, какими они вырастают и на своей родине.

Здесь можно найти уголок мексиканской пустыни с кактусами и агавами, и австралийские растения под сенью эвкалиптов, и отделы: новозеландский, чилийский, североамериканский, средиземноморский и японо‑китайский.

В Батумском саду и положено у нас начало развитию науки — интродукции, которая занимается введением в культуру СССР полезных растений всего мира.

Этот прекрасный сад, в котором теперь испытываются способы размножения и выращивания ценных субтропических растений, создан в 1913 году замечательным русским ботаником и путешественником, объехавшим весь мир, профессором Андреем Николаевичем Красновым.

В громадном саду, раскинувшемся на площади в сто гектаров, среди различных отделов с высокими эвкалиптами, драценами, пальмами, бананами, бамбуковыми рощами находится очень странный уголок.

Это маленький садик, в котором маленькие искусственные ручейки образуют маленькие водопады. Через ручьи перекинуты мостики, состоящие всего из одного камня. Садик засажен маленькими дубками, извилистыми сосенками, похожими на старых лилипутов. Если вы бросите взгляд издали на этот садик, то он вам покажется большим парком. Но вот молодая девушка проходит по саду, и она выше старого дерева.

Этот сад как будто создан для маленьких детей или кукол. На самом же деле это образец садов, которые Андрей Николаевич Краснов видел в 1895 году в Японии. Он писал в своих путевых очерках «По островам далёкого востока»:

«В большинстве домов, не только сельских, но в городских, как бы сильно ни были скучены эти последние, вы найдёте небольшие садики. Эти садики часто помешаются на задворках дома в маленьких закоулочках… В теплом климате эти дворики‑сады заменяют горшечную культуру цветов на окнах наших домов».

Все садоводы, агрономы и ботаники стараются обеспечить растения сада, поля, огорода таким уходом, чтобы они как можно лучше росли и развивались. Мы рады, когда наши растения заметно делаются всё больше и больше.

Но есть садовники, которые, наоборот, стремятся сделать свои растения возможно меньшими, стараются всеми способами задержать их рост. Такие садовники живут на нескольких островах Тихого океана.

С незапамятных времён японцы выращивают карликовые деревца.

Обычно такое деревцо выращивают из черенка (чуть толще пальца), срезанного со старого цветущего дерева: вишни, сливы, японского клёна, сосны или лиственницы.

Принявшийся черенок высаживают в тесный фарфоровый горшок с плохой почвой, смешанной со щебнем. Почву при этом плотно утрамбовывают и очень редко поливают.

Растение подвергают «пытке голодом». Мало того, изгибают волнообразно стебель и ветви, связывая деревцо проволокой и верёвками и придавая этим деревцу со свисающими вниз ветвями уродливый или плакучий вид.

Рост задерживался не только плохим питанием и изгибанием веток, но и вытаскиванием и сгибанием некоторых корней. Под них подкладывали камешки, а слишком прямо и быстро растущие ветки вырезали. Вот и получались изумительно уродливые деревца — карлики с искривлённым стволиком, изогнутыми ветвями и корявыми корнями.

 

Японский отдел Батумского ботанического сада.

 

Эти лилипуты бывают сплошь покрыты цветами. Этому способствует искривление ветвей, задерживающее органические вещества.

Выращенные таким образом миниатюрные деревца имеют вид очень старых деревьев. И они действительно очень стары. Деревца в полметра высотою, оказывается, имеют от роду пятьдесят, сто и даже триста лет. Медленно растущих карликов выращивало не одно поколение садоводов, передающих своих питомцев сыновьям, внукам и правнукам.

Японские садовники выращивают деревья‑карлики не только для своих миниатюрных садов, но и для комнат. Растения‑лилипуты многим нравятся своей необычностью, оригинальностью и удивительным сходством с настоящими большими, старыми деревьями, растущими в природных условиях. А. Н. Краснов подметил ещё один способ культивирования растений.

«Везде в городах Японии вы найдёте при доме куски пемзы в человеческую голову величиной и более крупные, которым иногда придают вид скалы. На их голой поверхности японцы умудряются выращивать миниатюрные сосны, кустики азалий, рододендронов или других кустарников с мелкой листвою, растущих наподобие дерев, превращая такой кусок пемзы в остров, покрытый лесом и увитый столь же миниатюрными ползучими растениями и травами; они ставят это обиталище лилипутов в чашу или блюдо с водой, в которой отражаются ветви посаженных на скале растений. Вода, пропитывая поры пемзы, содействует её выветриванию и даёт возможность питания посаженным растениям, сохраняющимся десятки лет без вреда на таких игрушечных островах».

Для комнат делают в четырехугольных горшках‑плошках совсем малюсенькие садики с двумя — тремя деревцами‑уродцами, мостиком и домиком из фарфора. Они малы даже для куклы и годны разве только для оловянных солдатиков.

 

Карликвая сосенка

 

Это своеобразное, часто курьёзное, игрушечное комнатное садоводство. У кого много терпения, а на окне мало места, тот может попытаться вырастить карликовые деревца.

Выращивание карликовых растений не такое уж курьёзное и ненужное занятие, как это может показаться на первый взгляд.

Перетягивание стебля, сгибание веток, прививка на карликовых подвоях способствуют ускорению развития, то есть зацветанию. У И. В. Мичурина сеянцы яблонь с перетянутыми стволами приступали к плодоношению на пять лет раньше, чем обычно.

Карликовые растения морозоустойчивы и неприхотливы. На карликовых яблонях и грушах бывают более сладкие и даже больших размеров плоды. И. В. Мичурин в последнее время уделял особенное внимание кустовому карликовому плодоводству.

Также большой интерес представляет получение карликовых плодовых деревьев для комнатной культуры.

Недавно научные сотрудники Ботанического института Академии наук СССР изучали карликовые растения на Южном Сахалине. Там, как и на Японских островах, в самой природе дико растут карликовые деревья. На каменных скалах у моря, под сильными, часто холодными ветрами растут сосны, туи, рододендроны, вишни. Суровые условия жизни на голых скалах, плохое питание сказываются на росте этих растений. Они низенькие, с изогнутыми ветвями, почти прижатые к земле, но крепкие и выносливые.

Первые мастера карликового садоводства учились у природы, но они создавали карликовые растения только для украшения садов и комнат.

Советские же ботаники изучают условия жизни карликовых растений не только для улучшения декоративного цветоводства, но и для плодоводства, для углубления мичуринского учения о законах жизни растений и способах управления ими.

 

ЗЕЛЁНЫЕ «ЗВЕРИ»

 

Странный вид имел наш ленинградский Летний сад при его основателе и первом садовнике — Петре Первом.

Вдоль аллей тянулись зелёные кубы подрезанных деревьев с нишами, в которых стояли статуи.

О такой подрезке слегка напоминают подстриженные деревья на берегу реки Фонтанки в Ленинграде, у Дворца пионеров, да зелёные изгороди в городских скверах. Особенно красивы интересно подстриженные кусты и деревья в саду около Смольного.

С древнейших времён люди старались придать растениям необычную для них форму не только воспитанием, но и хирургической операцией, то есть обрезкой.

Искусство подрезки деревьев было развито ещё в древнем Риме.

В качестве свидетельства об искусстве садовников, или, как тогда они назывались, топиариев, мы имеем письма Плиния Младшего, подробно описывающего «зелёную архитектуру».

Совершенство подрезки было таково, что садовники вырезали из кустарников подобие кораблей, различных птиц, зверей и делали надписи, а деревья подстригали в форме арок с колоннами, вазами.

У Плиния перед фасадом виллы на зелёных газонах с цветами росли зелёные звери: тигры, львы, олени, слоны, вырезанные садовниками из кустов букса.

Искусство подрезки в средние века было забыто и вновь возродилось в садах XVII и XVIII столетий.

Интересно искусство подстригать кусты и деревья. Это может быть мастерством парикмахера зелёных кудрей, но может быть и подлинным искусством скульптора или архитектора.

Нужно учиться придавать растениям наиболее красивую форму. Но где? В первую очередь — на своём окне.

Конечно, не все растения можно стричь. Для подстрижки годятся растения кустовидной формы с мелкими листочками. При обрезке растений никогда не полагайтесь только на свой глаз. Обрезать можно по натянутому шнурку, линейке, а всего удобнее по трафарету, вырезанному из картона.

На окне для зелёной скульптуры весьма пригодны три растения, широко распространяемые нашими садоводствами. Они трудно отличимы друг от друга и без формовой подрезки совсем не интересны.

 

Подрезка растений в древнем Риме.

 

В комнатах они обычно не цветут, листочки у них мелкие, зелёные.

Одно из них — самшит, или буксус (Buxus sempervirens — семпервиренс — всегда зелёный), из семейства самшитовых (Buxaceae).

 

Буксус.

 

Самшит растёт в виде кустов и деревьев на Кавказе и в южной Европе. Его желтоватая и чрезвычайно твёрдая древесина очень ценится в граверном деле. Из неё делают так называемые «пальмовые» доски для вырезания гравюр на дереве из самшита также вырезают формы для отлива металлических клише (рисунков для печати). Из самшита делали ткацкие челноки и даже подшипники. В древнем Риме изготовляли самшитовые флейты.

Самшит имеет эллиптические (округло‑продолговатые) кожистые, блестящие листочки.

Старые и крупные кусты цветут в садах весною. Их цветы, мужские и женские, собраны пучками в пазухах листьев. Цветы мужские — с четырьмя тычинками и маленьким околоцветником с четырьмя лепестками; женские — с тремя столбиками и лепестками в виде чешуек. Плод — коробочка. По цветам и отличают это растение от других, на него похожих.

Другое растение — бирючина, или лигуструм (Ligustrum vulgare, вульгаре — обыкновенный), из семейства маслиновых (Oleaceae). У лигуструма замечательные родственники: знаменитая маслина, дающая самое ценное и вкусное оливковое (прованское) масло, с успехом сейчас растущая в Туркмении; украшающие наши сады сирень, жасмин, снежное дерево и крупнейшее дерево лиственных лесов — ясень.

 

 

В комнатах встречается японский лигуструм с овальными сероватыми листочками, окаймлёнными белым ободком. С листьев этого лигуструма собирают воск, идущий на изготовление лака для мебели. Воск этот выделяют тли, живущие на этом растении.

Соцветия у бирючины — в виде метёлок с мелкими белыми трубчатыми цветочками, имеющими четыре зубчика и две тычинки.

Плод — чёрная ягода. Разводится семенами и черенками. Если бирючину не подрезать, она вырастает длинными неветвящимися розгами.

На лигуструм можно прививать сирень и жасмин.

Третьим растением, годным для подрезок, следует считать бересклет, или эвонимус европейский (Evonymus europaeus), из семейства краснопузырниковых (Celastraceae).

Эвонимус по‑гречески означает: славное (еu) имя (onyma).

Кора, корни и листья бересклета содержат гуттаперчу до 20 процентов. Гуттаперча крайне необходима как изоляционный материал, особенно для подводных электропроводов, для химической кислотоупорной аппаратуры и многого другого. Из семян эвонимуса получают коричневое масло (до 29 процентов). Древесина используется для выделки сапожных гвоздей.

листьев наполовину покрытые ярко‑красной чешуйкой.

 

 

Плод — розово‑красная коробочка с чёрными семенами. Их очень любят птицы, которые и распространяют эвонимус по лесам и берегам рек. Бересклет бородавчатый растёт на средней Волге, на Украине, в Крыму и на Кавказе. Сейчас он вводится в культуру как гуттаперчевое растение. Размножают его корневыми черенками. За разработку способов вегетативного размножения бересклета группе ботаников в 1951 году присуждена Сталинская премия.

В комнатах имеет распространение и японский эвонимус с пёстрыми листьями. Эвонимус так же, как и лигуструм, без подрезки вырастает тощим кустом.

Все три растения удобны для подстрижки и очень неприхотливы.

Из них можно получить на окнах целый ряд замечательных зелёных игрушек: кубики, шары, пирамиды, колонны, вазы, зайчики, собачки, петушки.

Конечно, хорошая скульптура не получится от одной первой обрезки.

Каждая обрезка увеличивает разветвления и тем самым густоту кустика. На густых, сплошь покрытых листьями растениях скульптура получается выразительной. Настойчивостью и терпением вы добьётесь того, что у вас на окнах вырастут из растений «зелёные звери».

 








Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 823;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.026 сек.