ТЕМА 14. ПОРТРЕТНАЯ СЪЁМКА
Портрет(фр. portrait — «изображать») — изображение человека, произведенное средствами живописи, гравирования или скульптуры, также фотографическое изображение или словесное описание.
Съёмка портрета может проводиться при искусственном и естественном освещении. Естественное освещение, как правило, используется при съёмке на улице, реже при съёмке в помещениях. Искусственное освещение используется в съёмочных павильонах.
Съёмочный павильонпредставляет собой изолированное помещение, предназначенное для выполнения различных видов съёмок при искусственном освещении.
Использование в павильоне источников искусственного света придаёт павильонной съёмке ряд особенностей:
1. лёгкость управления световыми потоками;
2. возможность создания любых световых эффектов;
3. лёгкость воспроизведения тональных решений;
4. постоянная цветовая температура источников света;
5. свободный выбор фонов;
6. павильонная съёмка портретных изображений за редким исключение носит постановочный характер.
Световые эффекты, создаваемые в павильоне, достигаются использованием различных световых потоков. Световые потоки создаются светильниками, источниками света в которых являются или лампы накаливания, или различные газоразрядные устройства (фотовспышки). В зависимости от мощности источника света и конструкции отражателей, световые потоки могут отличаться мощностью излучения, направленностью потоков, «концентрацией световых лучей».
При освещении модели во время съёмки используются различные световые потоки. Если съёмка ведётся крупным или средним планом, то наибольшее распространение получили следующие.
1. Рисующий свет. Является основным световым потоком, создающим основную раскладку света и тени. В ряде случаев определяет тональное решение снимка. Создаёт на модели основные световые акценты. В условиях павильона имитирует источник света, существующий естественно (солнце, настольную лампу, свечу, костёр и т. д.). В отличие от других источников света источник рисующего света может быть только один.
2. Заполняющий свет. Служит для смягчения контрастов, уменьшения плотности теней, создаваемых рисующим светом. От мощности заполняющего света и его положения по отношению к модели возможно создание снимков от тёмной до светлой тональностей. В условиях павильона имитирует свет, отражённый от стен, деревьев, облаков и т. д.
3. Моделирующий свет. Предназначен для подсветки отдельных элементов модели, носит локальный характер (подсветка волос, украшений, букета и т. д.).
4. Фоновой свет. Подсвечивает фон.
5. Контровой свет. Служит для подсветки волос и контуров людей сзади.
Световые эффекты, создаваемые источниками рисующего и заполняющего светов, имитируют реально существующие в природе освещение – солнце и его отражённые лучи. Поэтому эффекты освещения, создаваемые рисующим и заполняющим светами, называют реальными. Световые эффекты, создаваемые источниками моделирующего, контрового, фонового светов никаких ассоциаций с существующими в природе не вызывают. Поэтому создаваемые ими эффекты принято называть искусственными. Так как рисующий свет имитирует солнечный, то источник рисующего света может быть только один. Всех остальных источников –минимальное количество необходимое для достижения поставленной цели.
При работе над тональным решением снимка необходимо соблюдать последовательность включения источников света с целью отработки действия каждого из них и исключения световых рисунков, лишённых логики.
При отработке тональной композиции снимка первым включается источник рисующего света. Путём его перемещения относительно модели (право, лево, вверх, вниз) добиваются желаемого освещения. Вторым включается фоновой свет, создающий воздушное пространство между моделью и фоном (обычно 2-3 метра). Если фоновой источник один, то его, как правило, ставят с той стороны, куда повёрнута голова модели. Моделирующий свет ставится, как правило, со стороны противоположной рисующему. Мощность лампы, тип светильника и положение его по отношению к модели определяются желаемым эффектом.Заключительным является включение заполняющего света, положение которого и мощность лампы определяются желаемой мягкостью теней.
Следует внимательно следить, чтобы светильники не попадали в поле изображения, чтобы световые потоки не конкурировали и не попадали в объектив.
Каждому человеку присущи определённые соотношения размеров элементов лица, которые делают его узнаваемым. Учитывая то, что положение головы по отношению к объективу и различный характер освещения меняют изображение, необходимо заботиться о том, чтобы человек оставался узнаваемым.
Среди бесконечного множества положений головы модели по отношению к оптической оси объектива принято выделять следующие.
1. Анфас – лицо повёрнуто в сторону объектива, симметрично изображаются обе половины лица. В практической съёмке применяется достаточно редко, исключение составляет съёмка для документов.
2. Лёгкий полуоборот – голова несколько повёрнута в сторону на столько, что в поле зрения видоискателя исчезает изображение второго уха. В художественной съёмке применяется не столь часто.
3. Классический полуоборот – поворот головы, при котором кончик носа проецируется на середину щеки. При съёмке художественных портретов данный полуоборот наиболее часто встречается.
4. Критический полуоборот - поворот головы, при котором кончик носа проецируется на край щеки. Встречается реже.
5. Профиль - поворот головы, при котором изображается одна сторона лица. Различают профиль приходящий и профиль уходящий.
Помимо названных характерных положений возможны наклоны головы (вперёд, назад, вправо, влево). Следовательно, положений головы по отношению к оптическому оси объектива - бесконечное множество. Сложность в работе фотографа состоит в том, что из всех возможных положений необходимо выбрать то, которое для данной модели будет наиболее подходящим.
Светильники для создания желаемых световых эффектов могут располагаться по отношению к модели в различных положениях и наиболее характерными являются следующие (рис. 14.1.).
1 - фронтальное; 2 – контровое; 3 – боковое; 4 – переднедиагональное; 5 – заднедиагональное; 6 – переднее безымянное; 7 – заднее безымянное; 8 – переднескользящее; 9 – заднескользящее.
Рис. 14.1. Расположение светильников
Приведённое положение светильников – зона съёмки в плане. По высоте светильники могут быть выше головы модели, на её уровне и ниже головы модели. В сложившейся практике светильник рисующего света чаще всего располагают в передне-верхне-диагональном положении по отношению к голове в лёгком или классическом полуобороте в сторону света.
При освещении модели одним источником света различают два противоположных эффекта освещения.
1. Если голова модели повёрнута в сторону бокового источника рисующего света, то узкая освещённая часть лица уходит вглубь кадра, а неосвещённая часть обращена в сторону фотоаппарата. Такой эффект освещения называют теневым полуоборотом и различают два его варианта – объёмный и с прописью (рис. 14.2.).
1- фон; 2 – модель; 3 – фотоаппарат; 4 – источник рисующего света.
Рис. 14.2. Схема освещения при создании теневого полуоборота
2. Если голова модели повёрнута в сторону от источника рисующего света, то более узкая не освещённая часть лица уходит вглубь кадра, а шировая освещённая часть обращена в сторону объектива. Такой полуоборот называется световым (рис. 14.3.). Различают три варианта: объёмный, с прописью и плоский. Каждый из вариантов получается переносом светильника из бокового положения в близкое в фронтальному.
1- фон; 2 – модель; 3 – фотоаппарат; 4 – источник рисующего света.
Рис. 14.3. Схема освещения при создании светового полуоборота
При лобовом освещении лицо модели повёрнуто точно в сторону рисующего света, независимо от его расположения, при этом обе части лица освещаются одинаково.
Освещение модели в профиль.
1. Если источник света находится между фоном и моделью, то по контуру профиля высвечивается узкая полоска. Светильник должен располагаться в заднем безымянном положении, и чем он ближе к контровому, тем уже полоска и характернее освещение (рис. 14.4.). По мере перемещения источника к боковому положению на неосвещённой стороне лица образуется пропись. Съёмка профиля со светлым контуром ведётся, как правило, на тёмном или чёрном фоне. Свет не должен попадать в объектив.
1- фон; 2 – модель; 3 – фотоаппарат; 4 – источник рисующего света.
Рис.14.4. Схема освещения при создании профиля со светлым контуром.
2. Если источник света находится между моделью и фотоаппаратом со стороны затылка, то по контуру профиля образуется неосвещённая тёмная полоска, хорошо заметная на светлом или белом фоне – тёмный контур (рис. 14.5.). При печати затылочную часть необходимо запечатать (затенить при обработке на компьютере).
1- фон; 2 – модель; 3 – фотоаппарат; 4 – источник рисующего света.
Рис.14.5. Схема освещения при создании профиля с тёмным контуром.
Так как съёмка с одним источником применяется очень редко, то другие источники должны работать совместно с рисующим и сделать освещение пластичным, понятным, способствующим наиболее полному выявлению положительных черт модели. Названные эффекты не должны быть самоцелью, но лежат в основе принятых схем освещения.
Освещение модели в тёмной тональности. В основу съёмки модели в тёмной тональности, как правило, закладывается теневой полуоборот. Модель должна быть в тёмной одежде, а съёмка осуществляться на чёрном фоне. Если волосы модели тёмные, то съёмка в этом случае облегчается. Следует помнить, что снимок в тёмной тональности – это не переэкспонированный отпечаток. Светлые участки изображения должны иметь нормальную плотность светлого при съёмке с нормальной тонопередачей. Проще всего такую съёмку осуществлять одним источником света, но если их используется несколько, то каждый последующий должен какие-то элементы подсвечивать, оставляя решающий эффект за рисующим.
Освещение модели в светлой тональности. Снимки в светлой тональности представляют собой редко встречающийся вариант светотонального освещения, при котором объёмы менее выражены, но в тональном плане изображение качественно. Необходимыми условиями съёмки в светлой тональности являются светловолосая, светлокожая модель, белая одежда, абсолютно белый фон и своеобразное освещение.
Голова модели должна быть в лёгком полуобороте. Источник рисующего света устанавливается рядом с фотоаппаратом с той стороны от него, в которую повёрнута голова модели. При такой установке рисующего света на фоне образуется тень, которая должна быть высвечена дополнительно установленными фоновыми источниками. Для подсветки волос, шеи и плеча устанавливается моделирующий свет со стороны, противоположной рисующему, а со стороны рисующего моделирующий свет подсвечивает границу модели и фона. Заполняющий свет должен высветить возможные затемнения на модели. Рисующий и заполняющий источники света должны быть на уровне головы модели. Рисующий и моделирующий источники желательно оснастить рассеивателями.
Последовательность операций при съемке художественных портретов.
1. Ознакомление с объектом съемки:
а) психологический анализ;
б) определение эмоционального типа человека;
в) анализ симметричности выразительных элементов лица (губ, глаз, носа, лба и т.д.);
г) анализ формы головы модели;
д) анализ внешнего вида модели (прически, одежды, украшений).
2. Разработка композиции портрета при общем рассеянном освещении:
а) установление масштаба изображения;
б) выбор фона для съёмки;
в) определение точки съемки по высоте и направлению;
г) размещение изображения на плоскости кадра в соответствии с законами равновесия, целостности и неделимости.
3. Поиск светового решения:
а) включение источника рисующего света и получение основного светотеневого рисунка;
б) выбор освещения фона;
в) включение светильников моделирующего, контрового, контурного освещения;
г) включение светильника заполняющего света.
4. Определение и установка экспозиционных параметров.
5. Наводка на резкость, уточнение границ кадра.
6. Экспонирование фотоматериала.
Классификация портретных изображений.
1. По назначению: художественные и для документов.
2. По масштабу: головные, погрудные (бюстовые), поясные, поколенные, в рост.
3. По числу фотографируемых людей: индивидуальные, групповые.
4. По характеру взаимоотношений между участниками группы: официальные, дружественные, семейные.
Особенности съёмки модели в различных масштабах.
Самым крупным изображением модели является головной портрет. Нижняя граница кадра проходит несколько ниже изображения подбородка, иногда в кадр могут вводиться частично плечи. Возможно частичное срезание изображений макушки, затылочной части, подбородка (фрагментарный портрет). При съёмке существует ряд особенностей:
1. точка съёмки достаточно близка к модели, поэтому возникают перспективные искажения. Съёмку желательно вести длиннофокусной оптикой;
2. при съёмке с малых расстояний и использовании длиннофокусных объективов получается малая глубина резко изображаемого пространства, поэтому требуется тщательная наводка на резкость и значительное диафрагмирование объектива;
3. так как изображение лица очень крупное желательна тщательная отработка освещения.
Головные портреты рекомендуются для съёмки моделей с правильными чертами лица и мелкой фактурой кожи. Достаточно часто применяется горизонтальное кадрирование. Редко в кадр вводятся руки.
Бюстовой портрет (наиболее распространённый). Нижняя граница кадра проходит приблизительно на уровне груди. При выборе композиционного решения необходимо избегать вариантов с вертикальным положением корпуса и головы. Они должны быть несколько повёрнуты по отношению к оптической оси объектива, но поворот корпуса, головы и направление взгляда должны быть естественными. Плечо, повёрнутое в сторону объектива, называется ведущим, и чтобы на снимке оно не было укрупнённым, при кадрировании часть его срезают.
Поясной портрет. Более сложное изображение. Положение нижней границы кадра на уровне пояса должно быть оправдано. В кадр часто вводят руки, и желательно, чтобы они производили какое-либо действие. В большинстве случаев поясной портрет выполняется сидя, но если фигура полная, то лучше, если модель стоит. В поясном портрете значительное место занимает изображение фона.
Портрет поколенный и в рост в композиционном плане являются наиболее сложными, так как полностью показывают модель. Чаще применяются тогда, когда другие масштабы полностью охарактеризовать модель не могут. Рекомендуются для съёмки людей грациозных, обладающих пластикой, артистизмом, моделей, которые могут принять красивую позу без позирования. Если у модели такие качества отсутствуют, то никакие усилия фотографа к положительным результатам не приведут. Освещение в основном сводится к подчёркиванию форм и линий. При съёмке поколенного портрета рекомендуется: если модель стоит, то нижнюю границу брать несколько выше колен; если сидит – ниже колен.
При съёмке любых масштабов не рекомендуется при кадрировании отрезать часть изображения кистей рук и ступней ног. Следует избегать таких вариантов, когда светлое пятно на снимке выводит взгляд за границу кадра.
Следует помнить, что в портрете изображение глаз должно быть резким всегда. Редко это не требуется при каких-то очень специфических замыслах. Поэтому фокусировку производят по зрачкам модели. Очень желательно, чтобы губы попадали в поле глубины резко изображаемого пространства, а вот резкостью ушей можно (а иногда и нужно) пожертвовать.
Если на снимке изображено более одного человека, то такой портрет называется групповым. В групповом портрете различают два варианта – когда на снимке два человека и когда более двух. Первый называется парным портретом или двухфигурной композицией. Во втором случае – многофигурной композицией.
Парный портрет. Если головы моделей располагаются примерно на одном уровне, то такой портрет называется равновысоким, и при этом рекомендуется горизонтальное кадрирование. Если головы людей располагаются на разных уровнях, то такой портрет называется разновысоким и при этом рекомендуется вертикальное кадрирование.
Так как люди на снимке друг с другом знакомы, это должно быть подчёркнуто композицией: корпуса моделей (но не головы) должны слега друг друга перекрывать, а головы быть несколько наклонены друг к другу. Эмоциональное состояние людей на снимке должно быть примерно одинаковое.
Парные портреты выполняются, как правило, при освещении такими же световыми потоками, как и одиночный портрет. Поэтому световой рисунок на каждом из лиц моделей должен приближаться к такому, какое используется при фотосъёмке одиночного портрета.
Рисующий свет должен располагаться так, чтобы на модели, расположенной глубже в кадре не было падающих теней. Со стороны рисующего света должна располагаться более смуглая модель. Устанавливая заполняющий и моделирующий света нужно контролировать создаваемые ими световые эффекты.
Если головы людей повёрнуты в одну сторону, то направление взглядов должно быть в одну точку (например, в объектив). Если головы моделей повернуты в разные стороны, то направление взгляда каждой модели перед собой. Выбирая положение голов моделей надо исходить из того, что оно должно быть понятным и логичным.
По масштабу парные портреты могут быть такими же, как одиночный портрет. Поэтому необходимо обращать внимание на освещение фона и положение корпусов, рук и ног моделей.
Многофигурные композиции делятся на официальные, семейные и дружеские. Все особенности съёмки многофигурной композиции вытекают из большого числа фотографируемых людей. Общий принцип таков – качество изображения каждого из участников должно быть максимально высоким и одинаковым.
Съёмка официальных групп.
1. Участники съёмки имеют, как правило, одинаковое общественное положение и одинаковую принадлежность к участникам съёмки.
2. Участники группы располагаются рядами с одинаковым интервалом по фронту и в глубину.
3. Размеры изображений лиц должны быть примерно одинаковы.
4. Степень диафрагмирования объектива определяется требуемой глубиной резко изображаемого пространства, но следует помнить, что излишнее диафрагмирование требует увеличения выдержки.
5. Наводка на резкость осуществляется примерно на одной трети глубины композиции.
6. Освещенность лиц должна быть примерно одинаковой.
Съёмка семейных и дружественных композиций. Выполняется с соблюдением практически всех требований для официального портрета, но с условием, что отсутствуют строгие ряды, а выбранное композиционное решение обеспечивает рациональное использование площади кадра. В практике съёмки групп наибольшее распространение получили:
1. диагональное размещение участников съёмки. При значительном количестве участников съёмки возможно заполнение свободного пространства над диагональю и под ней;
2. овальное. При значительно числе участников возможно заполнение пространства ниже и выше овала;
3. размещение по кругу. Так как композиция требует квадратного отпечатка, что неудобно во многих случаях, то она может быть слегка вытянута по горизонтали или вертикали.
На выбор композиционного решения оказывают влияние следующие факторы: внешний вид фотографируемых, характер одежды, её тон и цвет, возраст людей и т. д. В любом случае необходимо следить за тем, чтобы композиция была уравновешенной.
Особенностью съёмки портрета при естественном освещении является то, что невозможно перемещать источники света (солнце, окно). Для получения выразительного портрета необходимо перемещать модель или фотоаппарат. Тем не менее, в естественных условиях освещения можно получать великолепные портреты.
Съёмка на улице сильно зависит от погоды. Так в пасмурный день, когда небо затянуто облаками, освещение является рассеянным. Оно идеально подходит для создания портретов с мягким световым рисунком. В некоторых случаях можно использовать фотовспышку для усиления контраста изображения.
В солнечный день освещение контрастно, поэтому на модели образуются резкие тени. Для их смягчения можно использовать отражатели, а иногда и вспышку. Можно поместить модель в тени, где свет будет рассеянным (отраженным от других объектов).
Как и при съёмке портретов в павильоне следует всегда помнить о логичном и понятном построении композиции, а также следить за световым рисунком и образующимися тенями.
Дата добавления: 2016-03-22; просмотров: 1677;