Программная деятельность

Важное место в работе ВОИС занимает т. н. программная деятельность: обеспечение широкого признания существующих договоров, их обновление, создание новых договоров, организация сотрудничества в целях развития. Одним из аспектов программной деятельности ВОИС является сотрудничество в целях развития, в том числе оказание помощи тем странам, которые в ней нуждаются. ВОИС помогает им реформировать национальные законодательства, реализует образовательные программы, нацеленные на раскрытие потенциала интеллектуальной собственности, способствует компьютеризации и использованию этими странами новейших технологий в сфере интеллектуальной собственности, оказывает поддержку (в том числе финансовую) для облегчения участия отдельных стран в своих мероприятиях.

Бе́рнская конве́нция по охра́не литерату́рных и худо́жественных произведе́ний (часто просто Бе́рнская конве́нция)международное соглашение в области авторского права, принятое в Берне, Швейцария в 1886 году. Является первым и ключевым международным соглашением в этой области.

В настоящее время администрируется Всемирной организацией интеллектуальной собственности.

США присоединились к конвенции в 1989 году.

Российская Федерация присоединилась к конвенции 13 марта 1995 года с оговоркойо том, «что действие Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений не распространяется на произведения, которые на дату вступления этой Конвенции в силу для Российской Федерации уже являются на её территории общественным достоянием».[1][2]. 11 декабря 2012 оговорка была отозвана правительством РФ, являясь одним из условий вступления России в ВТО [3].

К 2014 году участниками Бернской конвенции являются 167 государств.[4]

Основные принципы

Конвенция устанавливает ряд принципов международного авторского права, которые получили свои собственные названия.

Принцип национального режима — в соответствии с ним каждая страна-участник конвенции предоставляет гражданам других стран-участниц по меньшей мере те же авторские права, что и своим собственным гражданам. Любые разбирательства по поводу попадающих под конвенцию произведений происходят по законам страны, на территории которой они используются (издаются, публично исполняются, передаются в эфир и т.д.). В отличие от, скажем, договорного права, никакой импорт иностранного законодательства в авторско-правовые отношения внутри страны не допускается. Например, французский закон об авторском праве применим к любым материалам, публикуемым или исполняемым на территории Франции, вне зависимости от того, где эти материалы были первоначально созданы.

Принцип независимости охраны — охрана произведения в каждой стране никак не зависит от охраны произведений в других странах, в том числе в стране происхождения произведения. Из этого принципа есть одно исключение — закон может предусматривать прекращение охраны произведения, срок охраны которого уже истёк в стране происхождения произведения.

Принцип автоматической охраны — авторское право не требует для использования каких-либо предварительных формальностей (типа регистрации, особого заявления о претензиях на копирайт, разрешения властей и т.д.) и возникает автоматически в момент фиксации произведения в материальной форме (для граждан стран-членов конвенции) или первой публикации (для опубликованных в этих странах произведений иностранных авторов).

Презумпция авторства — в отсутствие доказательств обратного автором считается тот, чьё имя или псевдоним указаны на обложке книги. Конвенция не содержит определение авторства, поэтому в разных странах понятия об авторстве некоторых произведений могут отличаться. Например, в России автором может быть только человек[5][6], за исключением отдельных и строго определённых видов произведений, созданных в СССР[7], в то время как США признаёт авторство юридических лиц[8]. Авторство произведения определяется по законам страны происхождения.

Права, устанавливаемые конвенцией

Бернская конвенция устанавливает минимальный уровень авторских прав, которые должны предоставлять страны-члены конвенции. Формально говоря, устанавливаемые в Конвенции права устанавливают только уровень прав, предоставляемых на основе конвенции иностранным авторам. В сочетании с принципом национального режима становится довольно трудно выполнить конвенцию и не обеспечить указанные права также и своим гражданам. Тем не менее существуют и законны в рамках конвенции небольшие исключения, касающиеся только внутренних дел. США, например, не признают авторских прав на служебные произведения федеральных государственных служащих.

Конвенция требует предоставления авторам следующих исключительных (то есть имущественных прав, представляющих собой форму присвоения результатов интеллектуальной деятельности, а также предоставляющих возможность использовать по своему усмотрению и запрещать использовать другим лицам данные результаты) или «экономических» прав:

Право на воспроизведение (reproduction) произведения любым способом и в любой форме (статья 9)

Право на перевод (статья 8)

Право следования (артикль 14ter)

Право на публичное вещание (теле-, радио-, через эфир или по проводам) (статья 11bis)

Право на публичное исполнение (для драматических и музыкальных произведений) (статья 11)

Право на публичное чтение (для литературных произведений) (статья 11ter)

Право на переделки, аранжировки и другие изменения произведения (право на переработку) (статья 12)

Право на кинематографическую переделку произведения (статья 14)

Минимальный срок этих прав для большинства произведений устанавливается как вся жизнь автора и 50 лет с года его смерти. Для произведений, опубликованных анонимно (или под неизвестным публике псевдонимом), — 50 лет с момента публикации. Минимальный срок охраны для фотографий − 25 лет, для кинематографических произведений — 50 лет с момента создания или первого показа. Для произведений декоративно-прикладных жанров минимальный срок не установлен. На практике вычисление надлежащего срока охраны ещё более сложно, требует учёта различных тонкостей международных отношений, национальных законодательств и судьбы конкретных произведений.

Кроме того, статья 6bis предусматривает особое право автора признаваться автором и защищать произведение ото всякого искажения, способного нанести ущерб его репутации.

Основная статья: Право следования

Право следования (артикль 14ter) это право, в отношении оригиналов произведений искусства и оригиналов рукописей писателей и композиторов автор, а после его смерти лица или учреждения, управомоченные национальным законодательством, пользуются неотчуждаемым правом долевого участия в каждой продаже произведения, следующей за первой его уступкой, совершенной автором произведения.

 

Первым договором является Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений,учрежденная в 1886г. Она несколько раз пересматривалась, примерно с интервалом в 20 лет. Последняя редакция была принята в Париже в 1971г.

Бернская конвенция относится к охране авторского права. Она основана на таких принципах, как национальный режим, означающий, что в соответствии с национальным законодательством, вы не можете дискриминировать произведения из других стран – членов конвенции. Она закладывает очень важные стандарты минимального уровня охраны, которые необходимо соблюдать в положениях национального законодательства, хотя, конечно национального законодательства может пойти дальше и установить различные дополнительные принципы.

Междунаро́дная конве́нция об охра́не прав исполни́телей, изготови́телей фоногра́мм и веща́тельных организа́ций (англ. International Convention for the Protection of Performers, Producers of Phonograms and Broadcasting Organizations) — межгосударственная конвенция (Рим, 26.10.1961), с подписанием которой был установлен ряд соглашений с целью защиты прав исполнителей, производителей (изготовителей) фонограмм и вещательных организаций (правообладателей в сфере смежных прав).

В настоящее время администрируется Всемирной организацией интеллектуальной собственности.

Российская Федерация присоединилась к Римской конвенции с 26 мая 2003 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20 декабря 2002 года № 908.

По состоянию на 17 февраля 2014 года участниками конвенции являются 92 государства[1].

 

Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники

Подписана в Брюсселе 21 мая 1974 года *

* Ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1988 года: Ведомости Верховного Совета СССР. 1988. N34. Ст.550.

3.6. Брюссельская конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники1

Конвенция появилась в ответ на широкое распространение в середине 70-х годов спутников связи для международных телекоммуникаций, включая передачу в эфир. В соответствии с Римской конвенцией под передачей в эфир понимается передача беспроволочными средствами звуков и (или) изображений для приема публикой. При разработке новой конвенции были сомнения в том, что передача сигналов через спутники может рассматриваться . как передача в эфир, поскольку сигналы, передаваемые с наземной станции на спутник, не могли быть непосредственно приняты публикой, а сигналы со спутников принимались другими наземными станциями для передачи их публике скорее по кабелю, чем беспроводными средствами. Таким образом, Брюссельская конвенция была разработана для защиты вещательных организаций по отношению к распространению несущих программы сигналов через спутники. В соответствии с данной Конвенцией распространение — это действие, посредством которого распространяющий орган передает сигналы широкой публике. Таким образом, в отличие от передачи в эфир, охрана по Брюссельской конвенции относится только к кабельным системам.

Несмотря на то, что развитие техники привело к возможности прямого приема сигналов публикой, данная Конвенция обеспечивает защиту от несанкционированного распространения несущих программы сигналов посредниками публике за плату без разрешения правообладателей на передаваемые программы.

Конвенция предусматривает обязанность каждого государства принимать надлежащие меры по предотвращению незаконного распространения на своей или со своей территории несущих программы сигналов, передаваемые через спутники. Распространение считается незаконным, если не было получено разрешение от вещательной организации. Однако положения этой Конвенции не применяются, когда распространение сигналов производится со спутников прямого вещания.

Конвенция была заключена в 1974 году в Брюсселе. По состоянию на 15 июля 1999 года только 23 государства являются ее членами; в их числе США, несколько европейских стран1, причем за последние 3 года к ней присоединилось лишь б стран. С 20 января 1989 года членом этой Конвенции стал СССР. Российская Федерация является членом этой конвенции как правопреемник СССР.

 

Договор ВОИС по авторскому праву (ДАП) (часто просто Договор по авторскому праву) (англ. World Intellectual Property Organization Copyright Treaty) — международное соглашение по охране авторского права, разработанное Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) и принятое на Дипломатической конференции организации 20 декабря 1996 года.[1] Широко известен также как «Договор ВОИС в области Интернета» (наряду с Договором ВОИС по исполнениям и фонограммам), так как дополняет традиционные международные соглашения в области охраны авторского права в соответствии с требованиями интернет-эпохи.

В настоящее время администрируется Всемирной организацией интеллектуальной собственности.

Для России ДАП вступил в силу с 5 февраля 2009 года.[2] [3]

 

Договор ВОИС по авторскому праву ДАП, новейшее международное соглашение по охране авторского права,заключенное на Дипломатической конференции в 1996г.

ДАП охватывает мультимедийную продукцию как объект авторского права и хотя нет никакого юридического определения мультимедийной продукции, есть согласие о том, что сочетание звука, текста и образов в цифровой форме, которая доступна с помощью программы ЭВМ, считается оригинальным выражением авторства и поэтому защищается авторским правом.

Договор такжеохватывает использование произведения, например, посредством Интернет и содержит ясное положение о том, что право на такое использование относится к исключительным правам.Договор определяет кто подпадает под это правило и устанавливает исключения из него. ОН содержит требование охранять устройства технической защиты. Так существует запрет на использование декодеров с целью получения доступа к телевизионным программам или же программного обеспечения, доступ к которым зашифрован (ограничен). Наконец Договор содержит положения к информации об управлении правами.

Одной из старейшей международной организацией в области ИС, является Ассоциация по охране интеллектуальной собственности, известная по аббревиатуре AIPPI, организованная в 1897г. Это политически нейтральная, некоммерческая организация со штаб квартирой в Цюрихе (Швейцария). Она насчитывает в своих рядах 9000 юристов, патентных поверенных, ученых и практических работников более чем из 100 стран.

Основная цель этой организации – укрепление и развитие международных и национальных систем охраны ИС и осуществляется посредством организации национальных групп в разных странах. Мнение Ассоциации AIPPI , принятое в виде резолюций имеет в силу высокого профессионального статуса ее участников и широкого представительства Значительный вес. Ее рекомендации национальные патентные ведомства разных стран принимают как международно признанный подход к урегулированию правоотношений в области ИС. В России также зарегистрирована национальная группа AIPPI (WWW aippi.ru.)

8-12 октября 2006 г. в Гетеборге прошел Конгресс AIPPI, на котором были выработаны резолюции, касающиеся таких вопросов, как изменения объема патентной охраны (патентной формулы) после выдачи патента; лицензионных договоров и договоров об уступке ОИС; соотношения между правовой охраной товарного знака и географических указаний и последствий отсутствия действий по защите прав ИС (терпимость правообладателя к нарушению права).

 

Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (ДИФ) (часто просто Договор по исполнениям и фонограммам) (англ. WIPO Performances and Phonograms Treaty) — международное соглашение по охране авторских и смежных прав исполнителей и производителей фонограмм, разработанное Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) и принятое на Дипломатической конференции организации 20 декабря 1996 года.[1] Широко известен также как «Договор ВОИС в области Интернета» (наряду с Договором ВОИС по авторскому праву), так как дополняет традиционные международные соглашения в области охраны авторского права в соответствии с требованиями интернет-эпохи.

В настоящее время администрируется Всемирной организацией интеллектуальной собственности.

ДИФ призван был стать дополнением к Римской конвенции, однако в отличие от неё не включил в себя положения относящиеся к вещательным организациям.

Для России ДИФ вступил в силу с 5 февраля 2009 года. Российская Федерация в соответствии с пунктом 3 статьи 5 Конвенции заявила, что не будет применять критерий записи, предусмотренный в подпункте "b" пункта 1 статьи 5 Конвенции

 

Всемирная конвенция об авторском праве (ВКАП) (иногда Женевская конвенция) (англ. Universal Copyright Convention) — международное соглашение по охране авторского права, действует под патронажем ЮНЕСКО. Принята на Межправительственной конференции по авторскому праву в Женеве 6 сентября 1952 года. Задача конвенции состояла в том, чтобы ни одна страна не оставалась вне рамок международной системы охраны авторского права.

ВКАП предусматривает более низкий уровень охраны авторских прав по сравнению с Бернской конвенцией. Это связано с тем, что Женевская конвенция разрабатывалась и принималась с целью присоединения к ней как можно большего числа государств, в том числе и тех, которые по тем или иным причинам не могут обеспечить уровень охраны авторских прав, предусмотренный Бернской конвенцией.

В отличие от Бернской конвенции (которая исходит из факта создания произведения как достаточного основания охраны авторских прав на него), ВКАП предусматривает выполнение определенных формальностей для предоставления такой охраны в отдельных странах-участницах. Данные формальности связаны с тем, что в некоторых странах для того чтобы произведение охранялось, необходимо депонирование экземпляров, регистрация или другие формальные действия. Поэтому ст. 3 ВКАП установлено, что такие требования считаются выполненными, если, начиная с первого выпуска в свет произведения, все его экземпляры будут иметь знак в виде латинской буквы C, заключенной в окружность (© — знак охраны авторского права) с именем владельца данного произведения и указанием года первого выпуска в свет. Минимальный срок охраны авторских прав, установленный ВКАП, равен двадцати пяти годам

Всемирная конвенция об авторском праве установила специальные правила в отношении стран-участниц Бернской конвенции. Первое правило гласит: если какая-либо страна выйдет из Бернского союза после 01.01.1951 г., то произведения, страной происхождения которых она является, не будут пользоваться в странах Бернского союза охраной, предоставляемой Всемирной конвенцией. Второе правило устанавливает, что положения ВКАП не применяются в отношениях между странами, связанными Бернской конвенцией, к охране произведений, страной происхождения которых, согласно условиям Бернской конвенции, является одна из стран этого союза.

С 5 по 24 июля 1971 года в Париже состоялась конференция по пересмотру ВКАП, на которой 24.07.1971 года была принята новая действующая редакция конвенции.

СССР присоединился к ВКАП с 27 июня 1973 г.

 

Недавно появилось Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности ТРИПС. Административные функции по Соглашению ТРИПС выполняет Всемирно торговая организация.

Соглашение ТРИПС содержит ссылки на материально-правовые положения Бернской конвенции, оставляя в стороне неимущественные права, которые считаются не относящимися к торговле. Для соблюдения положений Соглашения ТРИПС страны должны соблюсти положения Бернской конвенции и ряд дополнительных норм охраны, которые вводятся Договором ВОИС по авторскому праву (ДАП) и наиболее важные из них к новым видам использования.

 

Соглашение ТРИПС, прежде всего, предусматривает выполнение странами, которые в нем собираются участвовать, всех важнейших положений Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, за исключением положений о неимущественных правах. Кроме этого, Соглашение ТРИПС включает в себя ряд новых положений о международной охране авторского права. Отсутствие в Соглашении положений о неимущественных правах оправдано, поскольку оно в целом направлено на урегулирование исключительно торговых аспектов интеллектуальной собственности. В Соглашение ТРИПС вошел ряд основополагающих пунктов, дополняющих положения Бернской конвенции. В соответствии с ними охрана авторских прав распространяется на компьютерные программы, удлиняется срок действия охраны и ограничивается осуществление международной торговли компьютерными программами и другими объектами интеллектуальной собственностью со странами, не имеющими возможности осуществлять охрану авторских прав. Соглашение формулирует требование принятия странами-участницами различных административных форм охраны авторских прав.[1]

При вступлении Российской Федерации в ВТО главным последствием подписания Соглашения ТРИПС станет расширение круга стран, с которыми Россия окажется связана взаимными обязательствами в области смежных прав, а также предоставления ретроохраны иностранным фонограммам и исполнениям (данные последствия вытекают также из состоявшегося присоединения РФ к Договору по исполнениям и фонограммам). Что касается авторских прав, то в силу действия Бернской конвенции, в которой Россия уже участвует, никаких существенных изменений в отношении иностранных произведений не произойдет.[2]

Базовые стандарты ТРИПС

Срок защиты имущественных авторских прав должен быть не менее 50 лет после смерти автора, для фильмов и фотографий этот срок составляет соответственно 50 и 25 лет с момента создания.

Авторское право должно предоставляться автоматически и не может зависеть от выполнения никаких формальностей, таких как регистрация.

Компьютерные программы рассматриваются как литературные произведения с точки зрения авторского права и имеют те же условия защиты.

Национальные ограничения авторского права, такие как добросовестное использование в США, должны быть четко ограничены.

Патенты должны предоставляться во всех областях технологии, однако допускаются исключения с целью защиты общественных интересов. Срок защиты имущественных прав, предоставляемых патентом, должен составлять не менее 20 лет.

Перечень объектов, которые не могут быть запатентованы, должен быть ограничен так же, как и ограничения авторского права.

Каждое государство должно предоставлять гражданам других стран, которые присоединились к ТРИПС, такой уровень прав в области интеллектуальной собственности, который она предоставляет своим собственным гражданам

Законодательные тексты:

- ГК РФ Четвертая часть включает раздел VII « Права на результаты РИД и средства индивидуализации» 2008;

- Закон РФ « Об авторском праве и смежных правах» 1993г;

- Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений -1886г;

- Договор ВОИС по авторскому праву-( ДАП) 1996г;

- Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности ТРИПС- 1994г.









Дата добавления: 2016-03-22; просмотров: 1199;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.027 сек.