Культура Московского государства от Ивана IV до Бориса Годунова

 

Московское царство. Особенность опричнины и самозванства. Характерные черты культуры России в XVI в. XVII в. — поворот к Западу. Реформа Никона. Становление русского национального характера. Историческая литература: былины и исторические повести, летописи, хронография. Книгопечатание. Наука. Искусство: зодчество, живопись.

Закатом Киевской Руси закончился первый цивилизационный цикл в развитии русской культуры. Процесс становления русского культурного феномена приходится на следующий период в истории России. Он формируется в эпоху Московского царства в XIV—XVII вв. В развитии этих двух цивилизационных циклов есть различия и преемственность. С падением Киевской Руси ею был использован путь включения в христианскую цивилизацию, приобщение к европейским ценностям. Происходит формирование московской культуры, в становлении которой большую роль сыграл геополитический фактор: срединное положение между цивилизациями Востока и Запада и непримыкание ни к одной из них, перемещение центра страны на северо-восток. На новой почве произошла задержка в развитии переселенцев из Киевской Руси. Под покровительством церкви вырабатывается национальное самосознание. В результате наложения православных ценностей на языческую культуру формируется определенный тип человека.


С XII в. началась активная миграция славян из Киевской Руси в междуречье Оки и Волги. Произошло смешение русских славян с народами финно-угорской группы (меря, мордва, мари), началось формирование русской народности — великороссов. Земли заселялись быстро, но, в отличие от Киевской Руси, здесь было мало городов. Переселенцы жили в другой географической среде — лесах. Происходило становление иного образа жизни. Во время монголо-татарского ига на Руси были разрушены города, села, ремесла, сократилась численность населения. Становление Московской Руси определялось ее сложной и противоречивой связью с Золотой Ордой, росла неприязнь к завоевателям.

Закладка князем Дмитрием Ивановичем каменной Москвы. Миниатюра из летописи.


В XIV—XV вв. на северо-востоке Руси складывается централизованное государство со столицей в Москве. Социально-политическая система, формировавшаяся в Великорусском государстве, несла на себе черты сильнейшего восточного влияния, особенно с середины XIV в., когда Орда приняла ислам. Подобная «исламизация» некоторых сторон социальной культуры не способствовала смягчению деспотических начал русской жизни и системы государственного управления. В то же время нельзя преувеличивать значимость этого восточного компонента в политической и социальной культуре Московской Руси, особенно в сфере мировоззрения. Страна оставалась христианской, и драматические события истории восточно-христианской церкви оказали решающее влияние на формирование той системы ценностей и картины мира, которые были характерны для средневековой России.

С падением Константинополя в 1453 г. Русская Православная церковь постепенно обретает самостоятельность и одновременно отдаляется от западного христианского мира. Русь осознает себя единственной защитницей православного христианства. Она принимает миссию спасения, возрождения и распространения по миру православия. Таким образом, Московская Русь осознает себя «Святой Русью», а Москва — «третьим Римом».

В XV в. многие русские города получили статус самоуправления и пошли по пути развития, придерживаясь общеевропейской модели. Культурный изоляционизм Москвы был направлен против Запада, в его основе — антагонизм между православием и католицизмом.

Если на Западе общество освобождалось от всевластия церкви, то в Москве наоборот, влияние церкви возрастает, оказывая большое воздействие на жизнь государства и повседневную жизнь людей. Религиозное подвижничество во имя Христа стали воспринимать как героическое деяние. Духовными символами Москвы стали святой Сергий Радонежский и князь Дмитрий Донской.

С 1547 г., с венчания Ивана IV на царство, Русь стала называться Россией. Официальное название страны — Российское государство.

В 1480 г. была ликвидирована зависимость Москвы от Золотой Орды. Но влияние культуры восточного типа на русские земли не ослабело. Иван IV не принял европейский тип светского государства. Его идеал — неограниченная монархия, где власть санкционирована церковью. Этой цели служила опричнина. Она была самым своеобразным в культурно-психологическом отношении событием истории Московской Руси. Опричнина — это уникальное явление в мировой практике. Главное, что оно нетипично для России. Почти полтора века спустя, такое же политическое явление, но с иными целями организовал молодой Петр I. Главная психологически-поведенческая особенность опричнины заключается в том, что опричники и петровские «потешные», вели себя как завоеватели в собственной стране, это была психология самозванцев. Они как бы разыгрывали карту своей формальной законности по отношению к существующим нормам, утверждали новую узако-ненность своей власти, основанную на праве силы. Это явление оказалось очень живучим в России. В разные исторические периоды оно приобретало новые формы, но по сути стало политико-психологическим негативным свойством российского государства.

Это явление и самозванство вылились в весьма специфичный для России инструмент узаконивания массового насилия. В результате опричнины проблема власти и государства решилась в пользу власти, ликвидировав экономически независимую власть собственника, который мог быть основой формирующегося в России гражданского общества.

В Европе в XVI в. общество высказалось за ликвидацию церковной собственности. Макиавелли открыто призывал церковь к заботе только о душе, предлагал сделать светскими экономические дела. В России же в XV в. дискуссии о церковной собственности включали вопросы о путях ее развития. Был подтвержден принцип единения церкви и государства.

К XVI в. сформировались особые, специфические черты русского национального самосознания. Особенностью России было соединение характерной для Востока духовности, выраженной в православии, со стремлением к свободе, демократии, свойственной Западу. Характерной чертой русских был коллективизм и слабо выраженное личностное сознание, приоритет государственных начал, интересов державы. Держава, обретенная в ходе борьбы за независимость, считалась главным национальным достоянием, и ее интересы воспринимались как интересы лично каждого.



Московские воины в куяках стеганых войлочных доспехах.

 

XVII в. в истории культуры России был «бунтарным», когда перемешались старина и новизна. Разрушается средневековое мировоззрение, изменяется картина мира. Люди XVII в. переживали закат прошлой культуры как личную и национальную трагедию. Это было время соперничества двух культур — барокко и «мужицкой». Старую обиходную культуру вытесняет новая под лозунгом «Чем мы прежде хвалились, того ныне стыдимся». На место религиозной, вертикальной концепции времени «вечность-временность» приходит горизонтальная «прошлое — настоящее — будущее». В русской культуре появляется идея единства, быстротечности, бесконечности истории, переориентация с прошлого на будущее. В начале XVII в. Борис Годунов проявлял интерес к просвещению, культуре, успехам западной цивилизации. Поощрялась торговля с Западом, для обучения за границу были посланы несколько дворянских «ребят».

Много внимания уделялось развитию городов. Они становились очагами культуры, в Москве отстраивался кремль. Однако основная масса населения была крестьянами. Их положение оставалось без изменений, и недовольство масс росло. С 1613 г. в России стала править новая династия Романовых, которая пробудет на престоле более 300 лет.

С XVII в. начинается процесс крушения авторитета государственной и церковной властей. Документы того периода фиксируют «непочтительное» отношение к царю, так называемое «отклоняющееся» поведение, как симптом социальной активности масс. Россия нуждалась в реформировании, но это было невозможно без предваряющих изменений в духовной сфере.

К духовным реформам приступил патриарх Никон. Церковь к этому времени была заинтересована в устранении различий в богословской практике между греческой и русской церквами. Это позволяло восстановить связь с европейским православным миром, привязать Россию к Европе духовно и тем самым расширить возможности для влияния в христианском мире. Церковь стала интенсивно вводить единообразие в церковной службе по всей стране, так как на местах богослужение велось по-разному, наличествовали черты языческих культов. Реформа Никона была умеренной, несравнимой с религиозной реформацией на Западе. Однако эта попытка вызвала сопротивление значительной части общества. В церкви произошел раскол. С этого времени общественный раскол как следствие реформы будет сопровождать всю историю России. Сторонники Никона выступили за обновление общества, противники — за сохранение в неизменном виде православной старины. И там и тут были люди различных слоев, социального положения.

Вопрос о соотношении духовной и светской власти обсуждался на соборе 1666 г. Церковь пришла к выводу о необходимости раздела светской и духовной сфер деятельности. Русская Православная Церковь сблизилась с западным миром. Изменения в такой сложной сфере, как духовная, открывали дорогу деятельности Петра I — великого преобразователя России.

В период Московского царства идет процесс становления русского национального характера. Это устойчивое начало в человеке, его становление очень длительно. На формирование русского характера оказали влияние природные условия, определенные основы, заложенные раньше. Во всей сложности русский характер был «открыт» в XVII в. Открытость стала характерной чертой русских. Корни нового воззрения на человека — в отходе от богословской точки зрения на него, начавшемся с XVI в.

В период Московского царства набирает силу процесс обмирщения, освобождения искусства от подчинения его церковным канонам. Со второй половины XIV в. ослабляется влияние местных особенностей русской культуры. Раньше всего эта тенденция проявилась в московской исторической литературе, которая обретала общерусский характер и становилась носителем идеи единства и патриотизма («Сказание о Мамаевом побоище»).

Победа на Куликовом поле подняла дух и самосознание русского народа. Возник ряд произведений, которые призывали к единению русских земель для освобождения от врага. Значительным памятником этого периода стала «Задонщина», написанная Софонием Рязанцем, воспевающая великую победу русского народа над татарами. В устном народном творчестве былины уступили место историческим повестям, в которых действовали конкретные исторические люди в конкретной обстановке («Песня о взятии Казани»).

С начала XV в. на первый план выдвигается летописание Москвы. Каждая летопись — своеобразная историческая энциклопедия, цельное произведение. Известна Троицкая летопись 1408 года, летописный свод митрополита Фотия, проводившего идею единого государства. В XVI в. создаются крупные летописные произведения. Это «Летописец начала царства», где описаны первые годы правления Ивана Грозного, «Степенная книга» — с описанием портретов и временами правления великих русских князей. Создание их было продиктовано заботой об укреплении Российского централизованного государства. Написание последних летописей относится к XVII в. В них доказывались права новой династии Романовых на царский престол.


 

Куликовская битва Миниатюра из летописи.

С XIV в. началось использование бумаги вместо дорогого пергамента. На смену «уставу», когда буквы квадратной формы выписывались с геометрической точностью, приходит полуустав — более беглое и свободное письмо, а с XVI в. — скоропись, близкая к современному письму.

Интерес к всемирной истории, стремление определить свое место среди народов мира вызвали появление хронографов — своеобразной всемирной истории того времени. Первый русский хронограф был составлен в 1442 г. сербом Пахомием Логофетом. Выдающимся памятником публицистики явилась переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским.

Большим событием в культуре XVI в. было появление русского книгопечатания. Его началом принято считать 1564 г., когда была издана первая датированная книга «Апостол». Издали ее Иван Федоров и Петр Мстиславец. За весь век было напечатано 20 книг. Но рукописная книга еще и через сто лет будет занимать ведущее место.


Шел процесс накопления теоретических и практических знаний. Строились крепостные сооружения, храмы, церкви, для возведения которых требовались строгие математические расчеты. Были написаны первые пособия по математике, геометрии. Развивалась техника. Русские первыми изобрели вышки-копры для бурения скважин при добыче соли. Выдающиеся гидротехнические сооружения были созданы в Соловецком монастыре. Система каналов соединяла десятки озер. Мельницы, молоты приводились в движение водой, каменная дамба с многочисленными мостами соединяла острова.

 

Псковский кром (кремль). XIV-XVII вв.

 

Путешествия русских людей, открытия, присоединение земель привели к рождению картографии. Создаются первые карты русского государства. Развитие торговли, политических, культурных связей с иностранными государствами привели к необходимости составления первых кратких словарей иностранных слов — азбуковников.

После татарского нашествия более чем на полстолетия было прекращено каменное строительство, уничтожены кадры зодчих. Поэтому в XIV в. во многом приходилось начинать сначала. Строительство сосредоточилось в двух основных районах: на северо-западе (Псков, Новгород) и во Владимирской земле (Москва, Тверь). В Новгороде в XIV в. формируется новый тип церкви. Лучшие памятники этого типа — церковь Федора Стратилата и Спаса на Ильине. Географическое положение Пскова обусловило значительное развитие зодчества. С XV в. начинается процесс слияния местных архитектурных художественных школ в единую общерусскую, общемосковскую. С превращением Москвы в политическую, религиозную столицу связано стремление поднять художественный и технический уровень московского строительства. Искуснейшие русские мастера работали рядом с лучшими зодчими Европы. Новые кирпичные стены и башни Кремля, сооруженные в XV в. при помощи итальянских архитекторов, были не только прекрасными укреплениями, но и замечательными произведениями искусства. Кроме того, были построены новые Успенский и Благовещенский соборы. Был сооружен существующий поныне Архангельский собор и большой каменный дворец, от которого сохранилась великолепная Грановитая палата. В XVI в. была сооружена вторая линия укреплений Китай-город, затем, под руководством Ф. Коня, возведены белокаменные стены 9-километрового Белого города (современное бульварное кольцо). Затем в Москве возвели Земляной город (современное Садовое кольцо). Кольца укреплений Москвы пересекались радиальными улицами — дорогами, начинавшимися от Кремля. Такая планировка была присуща древнерусским городам и получила название радиально-кольцевой. Наиболее опасные дороги прикрывали монастыри-крепости — Новодевичий, Данилов, Андроников. Каменные крепости были возведены и на окраинах государства. Завершается создание ансамбля Московского Кремля. Три собора: Успенский, Благовещенский и Архангельский, составившие ансамбль Соборной площади, дополнялись Грановитой палатой, служившей тронным залом царского дворца. Одним из выдающихся проявлений новой национальной архитектуры стало строительство шатровых храмов. В отличие от крестово-купольных, шатровые не имели внутри столбов и вся масса здания держалась только на фундаменте. Наиболее известным памятником этого стиля является Покровский собор (Василия Блаженного) 1555-1560 гг.

Особое развитие получает живопись. Ее расцвет приходится нa XIV-XV вв., и начинается в Новгороде. Здесь работал приглашенный из Византии Феофан Грек. Он расписывал церковь Спаса на Ильине. Грек — гениальный колорист, свободно владеющий техникой письма и мастерством тональной живописи. Его образы отличали особая выразительность, динамика, душевность, порыв. Совместно с Андреем Рублевым он расписал иконостас Благовещенского собора в Москве. Высший подъем русского иконописного искусства связан с творчеством гениального русского художника — Андрея Рублева. Он работал на рубеже XIV-XV вв. Знаменитая «Троица», ставшая одной из вершин мирового искусства, воплотила основные черты и принципы живописной манеры Рублева. Философская глубина, внутреннее достоинство и сила, гармоничное, мягкое сочетание чистых, неярких красок художника создают впечатление цельности и законченности его образов. Кисти А. Рублева принадлежат дошедшие до нас фресковые росписи Успенского собора во Владимире, Троицкого собора в Сергиевом Посаде. Крупнейшим живописцем XVI в. был Дионисий. К произведениям, принадлежащим его кисти, относятся фресковая роспись Рождественского собора под Вологдой, Архангельского собора в Кремле. Живописи Дионисия присуща необычная яркость, изысканность, которых он достигал, применяя такие приемы, как удлинение пропорций тела, утонченность в отделке каждой детали иконы, фрески.


Московский Кремль.

 

 








Дата добавления: 2016-03-15; просмотров: 682;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.