Внимательность и невнимательность

Внимание как психический процесс, выражающийся в направленности сознания на определенные объекты, часто проявляясь, постепенно превращается в общее свойство человека; он становится внимательным по отношению к этим объектам. Такие общие свойства могут заключаться во внимательности к тем или иным требованиям нравственности, становясь морально воспитанным вниманием, или к соблюдению определенного порядка деятельности и поведения, превращаясь в дисциплинированное внимание, а если это относится к профессиональной деятельности, то – профессиональное внимание. Внимание, став свойством личности, т.е. внимательностью, представляет собой уже самый высокий его уровень.

Морально воспитанное внимание – это произвольное внимание, которым человек владеет в соответствии с усвоенными им нравственными требованиями. Стимулом переключения и интенсивности внимания в этом случае служат моральные требования. Человек с морально воспитанным вниманием не пройдет мимо нуждающегося в помощи, с морально невоспитанным – не поможет другому.

Частный случай морально воспитанного внимания – дисциплинированное внимание, которое по направленности, интенсивности и маршруту переключения произвольно и подчинено требованиям трудовой дисциплины. Высокодисциплинированное внимание, соответствующее требованиям определенной профессии, называют профессиональным вниманием. Оно проявляется во внимании к порядку на рабочем месте, к чистоте эксплуатируемой машины, к исправности инструмента и даже к опрятности своей рабочей одежды.

Профессиональное внимание развивается в процессе профессионально-технического обучения. Главный стимул этого развития – общий порядок и неукоснительное выполнение всеми студентами правил учебной и производственной работы.

Практически важно разобраться и в неправильной организации внимания, называемой невнимательностью. Она может принимать ряд форм, объединяющих ее в три типа.

Первый тип невнимательности – рассеянность – возникает при отвлекаемости и очень малой интенсивности внимания, чрезмерно легко и непроизвольно переключающегося с объекта на объект, ни на одном не задерживаясь. Этот тип невнимательности образно называют порхающим вниманием. Оно свойственно детям, но может быть у подростков и взрослых.

Другой тип невнимательности определяется, наоборот, высокой интенсивностью и трудной переключаемостью внимания. Он часто встречается у лиц, привыкших к очень интенсивному и устойчивому, но главным образом внутренненаправленному вниманию. Такая невнимательность может возникнуть у студента, получившего важное известие и все время думающего о нем. Третий тип невнимательности, выражающийся в слабой интенсивности внимания, обычно появляется в случаях выраженного переутомления. Этот тип невнимательности обусловливается постоянным или временным снижением силы и подвижности нервных процессов в коре головного мозга, сниженным тонусом коры. Он характеризуется весьма слабой концентрацией внимания и ещё более слабой его переключаемостью.

Однако даже и очень устойчивое и мало отвлекаемое внимание не остается неизменным по своей интенсивности; оно подвергается так называемым колебаниям, или флюктуациям внимания. Эти колебания могут происходить, как показал опыт, в некоторых случаях десятки раз в минуту, а обычно не реже чем через 5 с.

От колебания внимания следует отличать снижение его под влиянием общего утомления, потери интереса и других внешних для самого процесса внимания причин. Эти более длительные изменения интенсивности внимания связаны с колебаниями дееспособности человека, в то время как флюктуация внимания, как правило, не отражается на ней.

Иногда встречаются студенты, получающие от преподавателей при теоретической подготовке вполне положительные оценки их внимания, а в условиях производственного обучения оказывающиеся неуспевающими из-за недостатка внимания. В аудитории они всегда внимательны, умеют сосредоточиться над книгой, не отвлекаясь, слушать преподавателя, но такое хорошее классное внимание, достаточное при отсутствии отвлекающих его внешних раздражителей, когда нет необходимости ни широкого распределения, ни быстрого переключения, оказывается плохим в реальных условиях производственной деятельности.

Мышление

 

В отличие от восприятия и ощущения, которые получают знание о мире с помощью чувств, мышление является рациональной формой познания реальности.

Мышление это социально обусловленный, психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.

Источником мыслительной деятельности является чувственное познание, но в процессе мышления, используя данные ощущений, восприятия и представлений, человек выходит за пределы чувственного познания. С помощью мышления человек познает такие явления внешнего мира, которые непосредственно вовсе не даны в восприятии: их нельзя видеть – о них можно только мыслить. Например, физики изучают свойства элементарных частиц, которые невозможно увидеть даже с помощью микроскопа. Таким образом, мышление начинается там, где оказывается недостаточным или бессильным чувственное познание.

Для описания свойств мышления обратимся к свойствам его основной единицы, или формы – понятия.

1. Всякое понятие есть обобщение того или иного класса объектов.

2. Для порождения понятия необходимы определенные средства: средства развитого мышления выходят за пределы восприятия и являются логическими формами адекватного рассуждения.

3. В содержании понятия отражаются не детально-конкретные, но существенные, абстрактные свойства предметов и явлений, недоступные прямому чувственному наблюдению.

Понятие как элемент логической формы мышления тесно связано с другими двумя формами: суждением и умозаключением.

Суждение – это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Например, когда мы рассуждаем, что металлы расширяются при нагревании, мы тем самым устанавливаем связь между изменениями температуры и объемом металлов.

Умозаключение – это такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение, извлекая его из содержания исходных суждений. В умозаключающей и рассуждающей работе мышления наиболее отчетливо проявляется его опосре­дованный характер. Формальная логика исследует готовые, уже возникшие мысли – понятия, суждения и т. д. – и устанавливает связи между ними.

Любая произвольная деятельность, будь то учебная или производственная, обязательно требует предвидения ее результатов. Но чтобы предвидеть, надо обобщать факты и, исходя из этих обобщений, делать выводы, которые можно распространить и на другие подобные факты. Этот двойной переход – от единичного к общему и от общего вновь к единичному – осуществляется в ходе сложного познавательного психического процесса, который называется мышлением.

Мышление – это процесс отражения общих свойств, предметов и явлений, нахождения закономерных связей и отношений между ними. Другими словами, мышление – это обобщенное и опосредованное отражение действительности.

Первый важнейший признак мышления – обобщенность.

Второй признак мышления – то, что оно есть опосредованное отражение действительности. Это означает, что мышление позволяет выявить, понять и то, что непосредственно не действует на анализаторы и становится доступным сознанию только благодаря косвенным признакам. Мышление человека происходит посредством понятий, каждое из которых выражается словом или несколькими словами.

Мыслительным действием называют акт мышления, при котором решается элементарная задача, неразложимая на более простые. Любое мыслительное действие начинается с возникновения какой-нибудь задачи. Этапы мыслительного действия показаны на рис. 2.15.

 

 

Рис. 2.15. Схема этапов мыслительного действия

 

Решение задачи завершает мыслительное действие. Однако уже найденное решение может вызвать новые вопросы, служащие началом новых мыслительных действий или сложных, а иногда и длительных мыслительных процессов. Элементарные связи представлений и понятий между собой, в силу которых одно появившееся представление или понятие вызывает другие, называют ассоциациями. Подробно об ассоциациях говорилось в теме Память.

2.6.1. Операции (процессы) мышления

Проникновение вглубь той или иной проблемы, стоящей перед человеком, рассмотрение свойств, составляющих эту проблему элементов, нахождение решения задачи осуществляется человеком при помощи мыслительных операций.

В психологии выделяют такие операции мышления, как: анализ; синтез; сравнение; обобщение; абстрагирование; классификация; категоризация (рис. 2.16).

 

Рис. 2.16. Мыслительные операции или процессы мышления

Закономерности операций мышления и есть суть основных внутренних, специфических закономерностей мышления. На их основе только и могут получить объяснение все внешние проявления мыслительной деятельности.

2.6.2. Классификация мышления

В психологии принята и распространена несколько условная классификация видов мышления по различным основаниям (рис. 2.17), остановимся на двух из них.

По форме или генезису развития различают мышление:

– наглядно-действенное;

– наглядно-образное;

– словесно-логическое;

– абстрактно-логическое.

 

Рис. 2.17. Классификация видов мышления по различным основаниям

 

Наглядно-действенное мышление– вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления.

Наглядно-образноемышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления.

Словесно-логическоемышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении, оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности.

Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление – вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в филогенезе и в онтогенезе.

 








Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 1311;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.