Срочная информация и ее влияние на учебно-тренировочный процесс
Что мы понимаем под срочной информацией? Это те данные, которые поступают в ходе проведения УТП или соревнований: результаты игровой деятельности, тестирования, врачебного контроля. Мы будем рассматривать только данные соревновательной деятельности, так как показатели тестирования и врачебного контроля хотя и влияют на построение УТП, но скорее в виде незначительных корректировок тактического характера, тогда как показатели соревновательной деятельности юных футболистов могут иметь стратегическое влияние на планирование и проведение УТП.
Положением о спортивных школах определяется основная задача СДЮШОР как «…подготовка спортсменов высокой квалификации, способных пополнять составы кандидатов в сборные команды страны, республики, команды мастеров по игровым видам спорта». Основное количество учебных часов в программах отводится на изучение техники и тактики игры. Здесь противоречий нет, так как основная ориентация – достижение технико-тактического мастерства – соответствует факторной структуре спортивного успеха высококвалифицированных футболистов. Для достижения спортивного результата в играх детей и подростков в первую очередь нужны другие качества. И, как уже говорилось выше, факторная структура детей и футболистов-мастеров различна. Если соревновательную деятельность у детей рассматривать как органическую составляющую УТП, как контрольную работу и не более того, противоречий тоже не возникает. Но при жесткой привязке к результату соревнований до 13-14 лет, когда «во главу угла», ставится первенство города или республики, уже игровая деятельность становится определяющей и главенствующей. Все становится с ног на голову и вот уже в УТП вносятся не тактические, а стратегические корректировки, подстраивая его к игровой деятельности.
Вопрос: так ли это на самом деле? В середине 1980-х годов мы провели анкетирование тренеров-преподавателей, имеющих высокую спортивную или тренерскую квалификацию, работающих в ведущих СДЮШОР г. Москвы (в частности, «Спартак», ЦСКА, «Торпедо», ФШМ, «Динамо»).
85 процентов опрошенных назвали успешное выступление в соревнованиях как основную задачу, на которую они сориентированы спортивным руководством, это характерно и для сегодняшнего дня. Эффективность работы тренера – это по-прежнему занятое место в соревновании (в частности – первенстве г. Москвы). Когда это положение может быть правомерно? При условии, когда структура спортивного успеха у квалифицированных и юных футболистов если не идентична, то сопоставима. Иначе говоря, чтобы основная задача (подготовка квалифицированного резерва) и частная задача (выступление в соревнованиях) решались бы одинаковыми средствами. Увы, этого быть не может по причине возрастных различий. Анатомо-физиологические, психологические отличия детей и подростков, подростков и взрослого человека – неопровержимый факт.
Действительно, практика показывает насколько велико влияние первенства г. Москвы на УТП, когда неудовлетворительные очковые показатели решают судьбу тренера. Особую актуальность это приобретает в ведущих СДЮШОР, где сосредоточены лучшие игроки. На тренерских советах после прошедших туров руководство спортшкол хотя и обращает внимание на качественную сторону игровой деятельности и на словах призывает тренеров к большему созиданию в игре, – в большинстве случаев это просто лукавство. Явно не туда направлены приоритеты руководителей, очковые показатели и итоговое место в турнирной таблице перевесят все. Если команда показывает невзрачный, безликий футбол, но регулярно пополняет очковый баланс школы, то тренера в худшем случае только пожурят, да и то несильно. Турнирные показатели ниже 3-4-го места, даже в случае должного технико-тактического уровня команды и проявления индивидуального мастерства игроков, являются аргументом для вынесения оргвыводов по работе тренера. Специалист, пришедший ему на смену, будет ориентироваться прежде всего на достижение очкового результата, как на основу своего благополучия. Правильно ли это? Не должно нам уподобляться поведению персонажа басни Крылова «Свинья под дубом», ведь большинство понимает: не будет корней (многолетней работы технико-тактического характера) – не будет и плодов (высокого индивидуального мастерства).
Возможно ли такое, когда команда в возрасте 10-14 лет, практикующая красивый, атакующий футбол, имея в составе индивидуально сильных игроков, не попадает в число призеров. Футбольные ортодоксы, конечно, скажут, что это невозможно, хорошо играешь – выигрываешь, плохо играешь – проигрываешь, и возраст здесь значения не имеет. Однако если присмотреться повнимательнее, положение, когда техничная команда, играющая в комбинационный футбол, проигрывает мощной и рослой, но примитивно играющей команде, вовсе не редкость. Масса случаев, когда рослые игроки-акселераты делают по команде тренера длинные безадресные передачи с последующей силовой борьбой за мяч, где те же акселераты ее и выигрывают. Главное – подальше от ворот, неважно как. К сожалению, такая практика распространена, и игры детей превращаются в бездумную скоростно-силовую битву. Этому факту есть и научные подтверждения [1; 40]. Если техничный игрок получит мяч в центре поля и попробует обыграть или сыграть в стенку и ошибется, не дай Бог, многократно, и если после такой ошибки соперник еще и гол забьет – опалы со стороны тренера не миновать. В следующий раз наказанный игрок выберет примитивное, но «надежное» решение игровой ситуации. Вот так и существует порочный круг: запланированный результат соревнований – очковая баталия – соответственный УТП, который сориентирован на текущую игровую деятельность со всеми вытекающими последствиями.
Как же тренеру нужно построить УТП, чтобы не проигрывать?
Во-первых, основное внимание сосредоточить на атлетической подготовке и умении вести скоростно-силовые действия.
Во-вторых, немало времени надо потратить на групповые взаимодействия, где допускается минимум импровизации, зато с большой долей натаскивания. В игре принимать в основном элементарные решения в режиме полуавтомата.
В-третьих, ставится командная игра, как правило, исключающая короткие и средние передачи, обводку в первой и второй зонах. Лучше сделать длинную передачу-удар, подальше от своих ворот. Ну и что из того, что неточно, зато надежно, а атлетическая подготовка поможет выиграть борьбу и послать мяч дальше и еще раз побороться. Так можно и до четвертой зоны добраться, а там кто-то обыграет и забьет. На какие-либо нестандартные решения в этих зонах накладывается «табу». Ведь это грозит при неустоявшихся навыках потерями мяча и, соответственно, голами в свои ворота и недобором очков. Это может распространяться и на третью зону. Мяч в этих зонах принимать опасно – можно его потерять. Поэтому принимается решение его отбить ближе к воротам соперника, желательно верхом, с последующей силовой борьбой.
Как сопротивляться такой тактике игры соперника? Предположим, что тренер обладает прогрессивными методиками и владеет эффективными средствами для быстрого становления технико-тактического мастерства. Грамотно построен учебный процесс с точки зрения перспективы. Его воспитанники по сравнению с соперником – весьма сообразительные и техничные футболисты. Брака в исполнении технико-тактических приемов будет меньше, чем у соперников. Однако в условиях, когда игры проходят на полях стандартных размеров, этого недостаточно для победы в возрасте 10 до 13-14 лет. Навыки в этом возрасте легко «ломаются», особенно при скученности игроков (специфика в играх детей на большом поле, отсюда дефицит времени и примитивные решения), а также наличии атлетичного соперника. Надежности в игровых действиях с уровнем 60-65%, которая позволила бы контролировать ход игры, на этом этапе обучения достичь практически невозможно. Счастливчик – тренер, имеющий в распоряжении 7-8 игроков, обладающих хорошей техникой и функциональными возможностями. В младших возрастах это большая редкость, скорее это достигается на рубеже 14 лет, когда возрастает надежность ТТД и технико-тактический фактор постепенно становится решающим. А как же играть до 14 лет? Пытаться играть в умный, техничный футбол и проигрывать или сопротивляться примитивной игре соперника его же средствами, добывая очки. Увы, получается, что «против лома нет приема…», и абсолютное большинство тренеров выберет второй вариант.
Какие будут вытекающие последствия? Многолетнему обучающему УТП с контрольными играми, способствующими становлению индивидуальной ТТП при существующих условиях проведения соревнований и оценки тренерского труда места нет! В итоге талантливых выпускников СДЮШОР настолько мало, что невозможно даже полноценную сборную страны создать, и на международной арене мы видим то, что видим. К сожалению, такой «очковой» болезнью, ставшей уже хронической, охвачена не только Москва, хотя в регионах это проявляется не так остро. В Петербурге тоже есть первенство города, в котором участвуют 10 команд. Однако по-настоящему сильных школ только две – «Смена» и «Зенит», остальные значительно уступают в мастерстве двум первым. Понятно, что при большом преимуществе в игре есть возможность индивидуальных технико-тактических проявлений. Тогда процесс обучения, даже при условии, когда юные футболисты играют на больших полях, страдает значительно меньше. Город на Неве по численности населения, климатическим условиям, количеству спортивных школ и материальной базе явно уступает г. Москве, однако результат работы там явно выше. Есть возможность планомерной подготовки игроков и в других региональных футбольных центрах, с проведением краткосрочных отдельных турниров в каждом возрасте (например, в г. Ярославле на базе СДЮШОР «Шинник»). Подчеркиваю: турниры до 13-14-летнего возраста должны быть отдельным соревнованием для каждой возрастной группы; общеклубного зачета до 14 лет быть не должно!Кстати, подобная практика осуществляется за рубежом, она, безусловно, была бы полезна и для российского футбола.
Еще одна злободневная тема. В г. Москве в СДЮШОР при командах мастеров создали интернаты, куда приглашаются одаренные футболисты из регионов. Соответственно, из этих регионов наметился отток перспективных спортсменов. Хорошо, если в интернаты попадают уже индивидуально-сложившиеся игроки, не ранее 15-16 лет (на сегодняшний день – с 12-13 лет). Это тот возраст, когда футболиста уже более-менее «видно». Тогда и со «своими» работать надо и становлению мастерства уже не помешать. Когда технико-тактический фактор постепенно становится решающим и занимает положенное ему место, тренеры, ориентированные на спортивный результат, начинают наверстывать упущенное в индивидуальной ТТП.
Кто же из иногородних юношей попадает в команды мастеров? Мощный интернат выигрывает первенство г. Москвы, а попадают в команды мастеров… в основном москвичи. Это обстоятельство не должно пройти незамеченным. В частности, руководство «Локомотива» уже решило больше уделять внимания доморощенным футболистам.
Итог таков – обедняются регионы и не пополняются московские команды мастеров. Но зато выигрывается первенство г. Москвы. И постепенно у московских тренеров ведущих СДЮШОР подсознательно укореняется мысль: «Чего с этими малышами возиться, вот подойдет время интерната и решатся все вопросы». Соответственно, нижестоящие по рангу школы пополняются изгнанными москвичами из «интернатовских» СДЮШОР. И тренеры этих школ тоже поджидают этот момент, чтобы усилиться. Конечно, интернат нужен, спорить по этому вопросу бессмысленно. Но только для того, чтобы приглашать наиболее выдающихся региональных представителей, а не для того, чтобы «дыры» в своей команде латать, показывая некомпетентность в проведении УТР с детьми. Увы, когда на повестке стоит первенство города – все средства хороши! И пока это существует, грабеж регионов и неполная заинтересованность в работе с юными футболистами 7-12-летнего возраста будет процветать.
Сказанное – проблема давно наболевшая и требующая разрешения. Необходимость провести исследование и досконально изучить положение дел по подготовке резервов в крупнейшем футбольном центре страны – г. Москве давно назрела. Нужен был фактический материал с цифровыми выкладками и четкими практическими рекомендациями.
В начале 1980-х годов в ходе проводимых исследований предполагалось, что причина замедления роста технико-тактического мастерства юных футболистов кроется в следующем:
– недостаточно эффективно построен УТП, ориентированный на немедленный спортивный результат в соревновательной деятельности;
– имеются организационные несовершенства в подготовке резервов, в частности, в правилах и условиях проведения соревнований.
Но прежде чем анализировать это предположение (которое полностью подтвердилось в ходе исследований), необходимо познакомиться с особенностями соревновательной деятельности юных футболистов и сравнить их с данными высококвалифицированных спортсменов. О содержании игровой деятельности юных футболистов судили по количественно-качественному выполнению ТТД. Надо отметить, что данные, полученные при записи игр, большей частью соответствуют ранее проводимым исследованиям [15; 16; 26].
Количественная сторона сравнительных данных, приведенных в таблице 9, определяется выполнением ТТД за одну минуту игрового времени.
Таблица 9
Дата добавления: 2016-03-04; просмотров: 769;