Городской жилищный фонд СССР
Год | Жилищный фонд в млн. кв. метров |
1 182 |
Городские жители быстро привыкали к отдельным благоустроенным квартирам. Бараки и коммунальные квартиры уходили в прошлое. Социальные задачи решались на уравнительной основе. Жилье, например, не покупалось на заработанные деньги, а распределялось по очереди, в соответствии с определенными нормами. Рабочим явно недоплачивали, зато квартиры давали бесплатно. Чисто символической оставалась квартплата. Государство датировало общественное питание, городской транспорт, здравоохранение, спорт. Однако эти блага распределялись не всегда равномерно. Одни регулярно получали бесплатные путевки в Крым, а другие изредка — в местный дом отдыха. Ловкие чиновники и их любовницы получали квартиры без всякой очереди.
В 1959 г. произошли волнения рабочих В Темиртау на строительстве металлургического завода. Скверное снабжение, недостаток общежитий, поликлиник, перебои в подаче воды вызывали законное негодование молодых строителей. Было убито и ранено около несколько сот человек. После кровопролития снабжение резко улучшилось.
Н. Хрущев первоначально был против индивидуального владения автомобилями, стиральными машинами.
Предметы потребления длительного пользования в 1960-1990 гг.[241]
Предметы потребления | ||||
Телевизоры в том числе цветные | - | - | ||
Холодильники | ||||
Швейные машины | ||||
Стиральные машины | ||||
Автомобили |
Предпринимательская деятельность по-прежнему преследовалась. Летом 1961 г. вышли указы Н. Хрущева, расширявшие применение смертной казни за хищение государственной собственности в особо крупных размерах, за нарушение правил о валютных операциях. Задним числом соответствующие статьи были применены к Рокотову и Файбишенко, которые сколотили около 2 млн. рублей. Их расстреляли. За два года смертная казнь была официально применена более ста раз. Официально доллар был приравнен к рублю. Однако на черном рынке за доллар давали 10 рублей. За такие операции закон давал 10 лет.
В 1961 г. правительство вынуждено было провести очередную конфискационную денежную реформу. Обмен денег производился в соотношении 10 старых рублей к одному рублю образца 1961 г. Минимальная зарплата устанавливалась правительством в 60 рублей. Кризис в сельском хозяйстве, непомерные космические программы привели к дефициту продуктов питания. 1 июля 1962 г. правительство коммунистов повысило цены на мясо и молоко на 30 и 25 %. Недовольство рабочих наиболее остро проявилось в Новочеркасске. Местные партийные чиновники в очередной раз понизили расценки. На это наложилось еще повышение цен на мясо и молоко. На заводе, выпускавшем электровозы, вспыхнула забастовка. Движение на Железной дороге было перекрыто. На тепловозе красовался плакат «Хрущева — на мясо!» На площади перед горкомом КПСС рабочие рвали и сжигали портреты Н. Хрущева. Коммунисты двинули против рабочих внутренние войска и танки. Один офицер отказался стрелять в народ и покончил с жизнью. Около 60 человек были ранены и 29 убито. Убитых тайно захоронили за городом. Последовавший суд приговорил к смертной казни 7 человек, а более ста граждан получили различные сроки заключения.
Реформы Н. Хрущева не приносили ожидаемых результатов так как экономическая модель оставалась прежней. Государство выступало как супермонополист. Предприятия не были заинтересованы в выпуске новой продукции. Производительность труда и другие важнейшие показатели отставали от индустриальных стран Запада. Важнейшей причиной отставания СССР стало непомерное развитие военно-промышленного комплекса. Помимо обычных вооружений (пушки, танки) коммунисты развернули производство ракет различного радиуса действия. Дорогостоящие военные программы, в том числе и освоение космоса, разорили страну, оставили советских людей нищими. Через год после полета Ю. Гагарина в космос, правительство повысило цены на мясо и молоко, начало закупать хлеб за границей.
В июле 1964 г. было установлено государственное пенсионное обеспечение для колхозников. Пенсии по старости получали мужчины в возрасте от 65 лет и женщины — от 60 лет, но лишь в том случае, если они продолжали жить в колхозах.
Либерализация в сфере культуры была кратковременной и непоследовательной. Н. Хрущев стремился покритиковать И. Джугашвили, но сохранить коммунистическую систему. Был опубликован роман А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Появились смелые стихи Е. Евтушенко. В мае 1956 г. застрелился А. Фадеев. В его последнем письме были следующие строки: «Искусство загублено самоуверенно-невежественным руководством партии. Литература отдана на растерзание бюрократии. Меня превратили в лошадь ломового извоза. Невыносимо вспомнить то количество окриков, внушений и просто идеологических порок, которые обрушились на меня». Естественно письмо не было предано гласности. На долгие годы утвердилась официальная версия причины самоубийства писателя —«нарушение нервной системы вследствие алкоголизма».
Коммунистические чиновники преследовали деятелей искусства. Особенно часто коммунистическая пресса склоняла фамилию Б. Пастернака. Ненависть власть придержащих вызывало то, что правдивый роман о событиях гражданской войны был напечатан в Италии и получил Нобелевскую премию. Советские газеты травили Б. Пастернака как Иуду, продавшего Родину за 30 серебряников. Б. Пастернак вынужден был отказаться от премии. Травля ускорила смерть писателя. Н. Хрущев читал книги А. Солженицына, Д. Оруэлла. Эти книги ему не нравились.
После провозглашения в 1961 г. курса на коммунизм, критика Сталина была свернута. «Хватит о лагерях», — этой фразы вождя коммунистов оказалось достаточно, чтобы сняли с постановки спектакль по пьесе А. Солженицына «Олень и шалашовка». Был арестован роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба», роман А. Солженицына «В круге первом». Писавший антисталинские стихи Б. Слуцкий был доведен до отчаянья и подвергнут карательной психиатрии. Коммунистическая цензура тормозила развитие российского искусства. В те годы начинали свой творческий путь писатели Ю. Казаков, В. Аксенов, В. Войнович, поэты Е. Евтушенко, Р. Рождественский, Б. Ахмадулина, Б. Окуджава, В. Высоцкий, А. Галич, художники и скульпторы И. Глазунов, Э. Неизвестный.
Весной 1964 г. Н. Хрущеву исполнилось 70 лет. Ближайшее окружение горячо поздравляло лидера СССР. В октябре того же года те же люди сместили Никиту Сергеевича с высоких постов на пенсию. Дворцовый переворот был тщательно подготовлен пока Н. Хрущев отдыхал на берегу Черного моря. Редактора «Правды» Сатюкова и редактора «Известий» Аджубея[242], председателя Гостелерадио СССР и других накануне отправили в заграничные командировки. Вскоре в авиакатастрофе погиб начальник Генерального штаба Бирюзов и заведующий отделом административных органов ЦК КПСС – Миронов. Семисчастный за «малую октябрьскую революцию» получил чин генерал-полковника.
Политика Н. Хрущева определялась постоянной борьбой здравого смысла с коммунистическим догматизмом. Неудивительно, что деятельность Н. Хрущева была крайне противоречивой. Забота о колхозах – и ликвидация личных хозяйств; реабилитация жертв культа личности – и отказ от реабилитации руководителей оппозиции Сталину; возврат в родные места калмыков и ингушей – и отказ в этом немцам и татарам; возвращение из лагерей жертв – и защита от суда их палачей; провозглашение материального стимулирования – и курс на развитие общественных фондов потребления; борьба за мир и взрыв водородной бомбы на Новой Земле[243].
Из всех ошибок, которые привели его к катастрофе, вероятно, самой страшной надо считать то, что Сталин называл «головокружением от успехов», а самым главным его упущением то, что Сталин называл «идиотской болезнью», — беспечность. Хрущев настолько стал самоуверенным, возомнил себя настолько незаменимым, что делал то же самое, за что он критиковал Сталина: он начал управлять партией и государством, минуя не только Президиум ЦК, но, что страшнее всего, через голову Секретариата ЦК. Коммунистический диктатор может не считаться с Президиумом ЦК и н6 созывать пленумы ЦК и съезды партии, и с ним ничего не случиться, пока он опирается на Секретариат ЦК, но если он начал действовать через голову Секретариата ЦК, -- он уже погиб. Секретариат ЦК непосредственно управляет партией, политической полицией и вооруженными силами. Величие власти первого секретаря в том, что он – глава этого всесильного учреждения. Но Хрущев игнорировал не только Секретариат ЦК, но и тех, кто собственно, сделал Хрущева Хрущевым: Микояна и Суслова»[244].
Вопрос о смене правителя страны решали 15-20 человек высших функционеров. Их решение одобрили примерно три сотни чиновников цекистского масштаба (министры и первые секретари обкомов). Товарищи по партии обвинили Н. Хрущева в развале сельского хозяйства, в ослаблении военной мощи государства, в волюнтаризме, в непродуманных внешнеполитических шагах, в личной нескромности. Эти обвинения во многом несправедливы. Сельское хозяйство России загубили В. Ульянов и И. Джугашвили. Еще в тридцатые годы нужно было импортировать зерно. Кстати, при последующих правителях закупки хлеба за границей не сократились, а возросли. Н. Хрущев не ослабил военную мощь СССР. Так называемый волюнтаризм – это не какое-то отклонение, а норма поведения генерального секретаря КПСС. Он должен постоянно принимать волевые решения. Последующие лидеры КПСС оказались более нескромными нежели Н. Хрущев.
Главной причиной смещения Н. Хрущева стала его попытка подготовить жесткую ротацию партийных чиновников. Как только человек выбывал из ЦК, он терял пост министра или аналогичный ему, лишался положенных по статусу привилегий( дача, автомобиль и т.д.). Иными словами, высшие партийные чиновники не хотели добровольно понизить свою табель. Поэтому они решили убрать одного Н. Хрущева. Тем более, что Никита Сергеевич вынашивал опасные планы разгрузки столицы[245]. Он начал выселять Министерство сельского хозяйства и сельскохозяйственную академию из Москвы. Н. Хрущев кричал: «Почему институт оленеводства находится в Москве? В Москве нет оленей!» После отставки Н. Хрущеву пришлось освободить резиденцию на Ленинских горах и дачу Горки II. Н. Хрущеву дали квартиру в Москве, ранее принадлежавшую М. Шолохову. Позднее Никита Сергеевич переехал на дачу Петрово-Дальнее, на берегу Москвы реки. Здесь он жил до конца своих дней. На даче работали повариха, официантка, уборщицы. Оказавшись без дела, Н. Хрущев стал слушать иностранные радиостанции, по приемнику, подаренному американским предпринимателем Эриком Джонсоном. Позднее он стал диктовать свои воспоминания.
4. Коммунистический консерватизм Л. Брежнева: 1964-1982 гг.
Новым лидером партии и государства стал 58-ми летний Леонид Ильич Брежнев. Он был землеустроителем, инженером металлургом, политработником. После войны Л. Брежнев вернулся на руководящую партийную работу, стал секретарем Запорожского, затем Днепропетровского обкома партии, секретарем ЦК компартии Казахстана. В 1960 г. он заменил К. Ворошилова на посту Председателя Президиума Верховного Совета СССР. С 1952 г. Л. Брежнев стал кандидатом, а с 1957 г. – членом Политбюро ЦК, с 1963 г. – секретарем ЦК, курировал освоение целины и реализацию космической программы. В решающих ситуациях поддерживал Н. Хрущева. Иными словами, Л. Брежнев был не случайной фигурой в кремле. Вряд ли обоснованы утверждения об изначальной слабости Брежнева как политического деятеля. Попытки объявить Л. Брежнева случайной персоной объясняются желанием спасти коммунистическую систему, возложить всю вину на умершего руководителя. В 1956 г. так поступили со Сталиным.
Л. Брежнев – это типичный представитель партийной элиты того времени. В 1953-1956 гг. верхи партии и государства обезопасили себя от репрессий, ночных заседаний и стали наслаждаться кремлевскими благами. Разумеется, ротация, предложенная Н. Хрущевым, их не устраивала. Л. Брежнев выражал волю этих людей. Численность правящего класса в СССР, по оценкам западных авторов, 1,5 - 3 млн. человек вместе с семьями[246]. Л. Брежнев пришел к власти под лозунгом стабильности, критики новаций Н. Хрущева. Новый лидер понимал, что дальнейшее ослабление диктатуры может привести к утрате власти коммунистами. Поэтому Л. Брежнев стал строже придерживаться ленинско-сталинского курса. Он подбирал (назначал) на ключевые посты в государстве лично ему преданных людей. Шелест, Воронов, Шелепин, Подгорный, Мазуров были отправлены на пенсию. В 1967 г. Л. Брежнев снял с должности начальника КГБ СССР Семисчастног, одного из активных участников смещения Н. Хрущева. Новым начальником политической полиции стал Ю. Андропов. Семисчастного обвинили в бегстве за границу дочери Сталина Алилуевой.
На первые роли в политическом руководстве выдвинулись М. Суслов, А. Косыгин, К. Черненко, Н. Тихонов, Н. Шелоков, Щербицкий, Кунаев, Алиев, Рашидов. Большая часть этих людей была давно знакома с Брежневым. Основные кадровые перестаноки завершились к концу 70-х годов. В 1964-1980 гг. из состава Политбюро выбыло 10 человек, причем половина умерли на посту (Гречко, Кулаков, Мазуров, Косыгин, Машеров). Коммунизм сформировал устойчивую традицию до последнего вздоха держаться за должность и связанные с ней блага. Отставка на пенсию означала полное забвение, политическую смерть и поражение в правах многочисленного клана родственников и друзей. Многочисленные привилегии партийным и государственным чиновникам оплачивались из государственной казны. Рядовые члены партии, налогоплательщики были лишены возможности контролировать исполнение бюджета. Нарастание недовольства предупреждалось тем, что власти подкармливали (подкупали) часть рабочего класса, интеллигенции. Так называемый партийно-хозяйственный актив получал не только ордена и медали, вымпелы, но и квартиры, автомобили, мебельные гарнитуры, подписные издания, дубленки и прочий дефицит. Правительство мирилось с мелким воровством, с нарушением трудовой дисциплины.
Инициатором реформ в 60-е годы выступил Председатель Совета Министров СССР А. Косыгин. Реформа была начата еще при Н. Хрущеве. Ее цели изложил профессор Харьковского инженерно-экономического института Е. Либерман[247]. Автор предложил сделать критерием оценки деятельности предприятия его рентабельность, то есть прибыльность. Это означало учитывать неизвестные советской экономике принципы - спрос, предложение, используя материальное стимулирование рабочих и предприятий. Целью реформы была выдвинута перестройка предприятия, перевод его на хозрасчет. Однако центральное планирование не только не переходило на экономические методы, а, напротив, укреплялось административно благодаря воссозданию министерств. Сам замысел реформы заключал идею полюбовного мира между экономическим и административным началом[248].
Реформа ограничилась тем, что сохранила заводам гарантированный сверху фонд зарплаты как основной и свела роль премий к 10-15 процентной добавке, а также оставила неприкосновенной, не зависимой от итогов работы оплату труда чиновников хозяйственных органов. И наконец, реформа исходила из идеи, что коренные экономические преобразования в стране возможно осуществить, не затрагивая социальную и политическую сферы жизни общества. Половинчатая реформа не дала ожидаемых результатов. Экономические показатели ухудшались.
Дата добавления: 2016-02-11; просмотров: 781;