Тема 5. СЕМЕЙНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

Цель занятия: познакомиться с особенностями агнотического и когнатического родства, основными признаками брачных отношений, понятиями усыновление и узаконения, а также «эмансипации»

Ключевые слова: агнат, когнат, брак « кун ману», « сине ману», эмансипация.

 

Вопросы: 1.Агнатское и когнатское родство

2. Правовые условия вступления в брак Брак сим ману и сине Ману

3 Правовое положение детей

4. Усыновление и узаконение

5. Прекращение отцовской власти

6. Эмансипация

 

 

По степени наделения членов семьи правами и обязанностями римский бракделился на:

1. Брак с властью мужа (cum manu mariti); 2. Брак без власти мужа (sine manu mariti).

Различия между этими 2-мя видами браков следует рассмотреть через различия в личных и имущественных отношениях супругов.

1. Cum manu mariti - брак с властью мужа.

Личные отношения:

Жена всецело подчинялась власти мужа, была на положении дочери

(filiae loco).

Первоначально власть мужа была неограниченной:

- муж мог продать жену в рабство;

- отдать ее в кабалу;

- наказать ее, вкл. убить;

- истребовать ее от любого лица как вещь (виндикационный иск). Но в дальнейшем власть мужа была ограничена:

- отпало право убить жену, продать в кабалу и т.д.;

- бесчестье жены падало и на мужа, а гражданские качества мужа и его роль в обществе распространялись на жену.

Имущественные отношения:

Все имущество жены, имевшееся до брака или приобретаемое в браке, переходило в собственность мужа. Муж мог выделять в управление жены имущество, режим которого определялся правилами о пекулии:

- муж мог в любое время отобрать его;

- все доходы от этого имущества - собственность мужа;

- при несостоятельности мужа это имущество шло на удовлетворение требований кредитора мужа.

Прекращение брака:

Брак расторгался только по одностороннему желанию мужа.

2. Sine manu mariti - брак без власти мужа. Личные отношения:

Жена сохраняла прежнее семейное состояние (alieni iuris либо sui iuris). Муж не имел над женой никакой дисциплинарной власти. Оба супруга обязаны были относиться друг к другу с уважением. Сохранялась некоторая степень главенства мужа:

- жена получала имя и сословн. положение мужа;

- местожительство выбирал муж;

- муж определял способы воспитания детей;

- муж исковым порядком мог истребоать жену у другого лица.

Цели создания известных гарантий имущественных интересов жены отчетливо прослеживаются в развитии правового режима приданого (dos). Речь идет об имуществе, предоставляемом мужу отцом жены (dos profectitia) либо самой женой (dos adventitia), если к моменту вступления в брак она не подчинялась patria potestas, и предназначенном для участия в покрытии общесемейных расходов, вообще говоря, возлагавшихся на мужа.

В то же время брак qum manu mariti и брак sine manu различались не только по характеру взаимоотношений между супругами, но и по порядку заключения. С другой стороны, заключение брака в любой форме предварялось наличием определенных условий. Таково, в первую очередь, достижение брачного возраста (для мужчин- 14, для женщин - 12 лет). Необходимо было, далее, согласие отца фамилии для жениха и невесты, если они состояли подpatria pote'stas. При вступлении в брак семейно самостоятельных лиц жених ни в чьем разрешении не нуждался, а невеста должна была получить согласие опекуна, так как в течение длительного периода римской истории женщины подлежали пожизненной опеке.

Однако со временем, по мере постепенного признания личной и имущественной самостоятельности детей, для заключения брака наряду с согласиемpaterfamilias стали требовать и согласия самих (подвластных) брачащихся, причем в последующем именно этому согласию придается уже основное значение, с тем, что согласие paterfamilias, если последний не дает его добровольно, могло быть получено при посредстве магистрата, а в ряде случаев жених и невеста вовсе обходились без такого согласия (когда его получение было объективно невозможным ввиду безвестного отсутствия paterfamilias или нахождения его в плену).

Кроме того, брачащиеся не должны были состоять между собой в близких степенях родства или свойства и должны были обладать jus connubii. При отсутствии у одной из сторон jus connubii брака не допускалось. Но если они вступали в фактические брачные отношения с намерением создать семью, то возникал так называемый конкубинат, занимавший промежуточное положение между браком и внебрачным сожительством. Так, дети, рожденные в конкубинате (liberi naturales), приобретали статус матери, а не отца, хотя не становились для него юридически посторонними, как внебрачные дети (spurii). Последние считались вовсе не имевшими отца, поскольку согласно древнеримским воззрениям "pater vero is est, quern nuptia demonstrant" (отец — тот, на кого указывает факт брака). Между тем liberi naturales при известных условиях имели право на получение от отца содержания и могли наследовать часть его имущества, а будучи узаконены отцом, полностью попадали под его patria potestas.

Усыновление. Усыновление представляет собой способ установления patria potestas над чужими детьми, а сами его формы различались в зависимости от того, шла ли речь об усыновлении persona sui juris или persona alieni juris.

Усыновление persona sui juris называлось arrogat

 

 








Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 1127;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.