Происхождение государства и права

 

Вопросы:

 

1. Многообразие теорий происхождения государства

 

2. Причины возникновения государства. Особенности происхождения государства у различных народов

 

3. Признаки, отличающие государство от родоплеменной организации общественной власти

 

4. Признаки, отличающие право от социальных норм до классового общества

 

5. Работа Фридриха Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (Глава 9)

 

1 Вопрос: Многообразие теорий происхождения государства

 

Многообразие теорий происхождения государства обусловлено:

 

1. Историческими особенностями развития общества

2. Своеобразие тех или иных регионов мира

3. Идеологическими взглядами авторов

 

Теории:

 

Теологическая теория (религиозная) – Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве. Получила широкое развитие при феодализме. В настоящее время является официальной доктриной Ватикана. Согласно данной теории государство – это результат проявления божественной воли, практическое воплощение власти Бога на земле. Любая светская власть производна от власти церкви, а народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли как продолжению воли божественной. Теологическая теория основана на вере в Бога, а не на научном знании. Её нельзя доказать или опровергнуть. Это самая первая теория, самая древняя.

 

Патриархальная теория (Аристотель, Филмер, Михайловский). Согласной данной теории, государство – это наилучшая форма человеческого общения, в целях достижения общего блага.

 

Власть монарха – это естественное продолжение власти отца, который заботится о членах своей семьи и обеспечивает их послушание. Своеобразным отголоском данной теории является вера в доброго царя – отца нации, супер личность, которая может решить все вопросы. Государство – это своеобразная разросшаяся семья.

 

Договорная теория(Спиноза, Локк, Руссо, Гоббс, Радищев). Основой данной теории является положение о том, что государству предшествовало естественное состояние человека. Представители данной теории по-разному трактовали естественное состояние.

 

Гоббс видел естественное состояние в царстве личной свободы, ведущей к войне всех против всех.

 

Руссо считал, что естественное состояние это мирное, первобытное царство свободы.

 

Локк писал, что естественное состояние человека находится в его неограниченной свободе.

 

Сторонники данной теории считают, что государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания. Было время, когда не было ни государства, ни права. В догосударственном состоянии люди жили в соответствии со своим естественными правами (на жизнь, честь, достоинство, семью, собственность и т.д.), но не существовало власти способной защитить человека, гарантировать его естественные права. Поэтому люди объединились и заключили между собой договор о том, что часть естественных прав они передают государству, а оно в свою очередь обязуется обеспечить права человека, но если условия договора нарушаются, то народ имеет право на революцию, т.е. расторгнуть договор с властью и вернуться к естественным правам.

 

Договорная теория подвергается критике по различным причинам. Так, Коркунов полагал, что договорные начала в образовании государства приводят к крайне индивидуалистическому понимаю общественной жизни, при этом личность над всеми господствует и все определяет. Не смотря на неоднозначность и противоречивость, договорная теория нашла свое реальное воплощение в практике. Например, США, которые в своей конституции юридически закрепили договор между народами; СССР был образован на основе договора между республиками.

 

Теория насилия(Дюринг, Каутский, Гумплович). Идейные истоки этой теории зародились ещё в эпоху рабовладения. Её представители считали, что государство возникает в результате насилия и завоевания. Более развернутое научное обоснование теория получает в XIX-XX веках.

 

Согласно данной теории государство возникло как результат насилия путем завоевания сильным племенем более слабого. Государство становится могучим средством защиты завоеванных от возможных посягательств со стороны других более сильных племен. Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества государство постепенно трансформируется в институт всеобщей гармонии, в орган защиты всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория насилия была принята фашисткой Германией в качестве официальной идеологии. Отвергать полностью теорию насилия нельзя: элементы насилия сопровождали процесс древнеримского государства и древнегерманского государства.

 

Психологическая теория (Петражицкий, Фрейд, Коркунов). Возникновение государства объясняется свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлениям к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни.

 

Теория органическая (Платон, Аристотель, Спенсер). Платон сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает человеческий организм и на этом основании отрицал возможность существования человека как существа изолированного. Он писал: «как руки и ноги, отнятые от человеческого организма, не могут самостоятельно функционировать, так и человек не может существовать без государства». Спенсер (представитель XIX века) считал, что государство образуется одновременно с людьми и будет существовать до тех пор, пока существует и функционирует человеческое общество. Суть органической теории: общество и государство представлены как организм и поэтому их сущность можно понять лишь из строения и функций данного организма.

 

Вопрос








Дата добавления: 2015-12-01; просмотров: 847;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.