Консервативное течение.
Возникшее в начале столетия общественное движение после разгрома восстания декабристов почти прекратилось. Как писал А.И. Герцен "... развитие было прервано, всё передовое, энергичное вычеркнуто из жизни". Оживление наступает на рубеже 30-40-х гг., а к началу 60-х г. достаточно четко определяются такие течения и направления, как официальная правительственная идеология, либеральная и революционная.
Главным вопросом политической борьбы был вопрос о крепостном праве. Три этих направления сталкивались в отношении к крепостному праву и его проявлениям. Первое отражало интересы, настроения и взгляды реакционной части крепостников-помещиков, отстаивающих нерушимость самодержавно-крепостнических порядков. Второе — интересы нарождающейся буржуазии и той части помещиков, хозяйство которых было связано с рынком. Третье — интересы и требования широких масс крестьянства и других слоев общества, выступающих за отмену феодально-крепостнических порядков.
Правительственное течение в пореформенный период можно назвать дворянско-консервативным, т.к. его социальной опорой были помещики и государственные чиновники, стремящиеся сохранить и крепостной строй, и неограниченную монархию. Консерватизм (фр. охранять) означает приверженность к старым отжившим порядкам, старому строю. Если говорить о данном общественном движении, то это реакционное течение, отстаивающее устои полукрепостнического строя, привилегированное положение помещиков.
У истоков дворянско-консервативного течения страны стоит историк и писатель Н.М. Карамзин. В его записке "О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях", написанной для императора Александра I в 1811 г., обосновывается необходимость для России самодержавной формы правления и незыблемость феодально-крепостнических порядков. В 1830 г., когда Николаю I потребовалось идеологическое обоснование его курса, С.С. Уваров (с 1833 г. министр просвещения) превратил концепцию великого историка в программу-лозунг, знаменитую триаду «православие, самодержавие, народность», т.н. теорию официальной народности. Прочесть ее можно было по-разному, акцентируя внимание на том или ином слагаемом. Но консерваторы утверждали единство самодержавия, православия и народа. Либералы, которые не возражали против лозунга правительства, в отличие от Уварова, делавшего ударение на слове "самодержавие", концентрировали внимание на понятии "народность".
Дворянство, которое занимало господствующее положение в стране и опиралось на мощь государственного аппарата, было самым сильным и организованным. Дворянские собрания, действующие как органы сословного самоуправления в каждом уезде и губернии, обладали большой властью даже после реформы 1861 г. Они могли опираться на поддержку правительства и государственные структуры: официальную печать, церковь, школу и т.д. А командование армии, полиции, государственный аппарат возглавлялись, как правило, выходцами из помещиков.
В то же время под влиянием курса Александра II на либеральные реформы в среде консервативных сил появились либерально-монархические идеи. Правительственный либерализм был направлен на достижение компромисса с другими слоями общества и предотвращение развития революционных событий.
Идейное обоснование либерализма было дано в теории постепенности реформ и мирного разрешения общественных проблем известным историком К.Д. Кавелиным. Часть либерально настроенных государственных чиновников и дворян, недовольных реформой 1861 г., выступала за ограничение монархии и создание дворянской конституции и русского парламента. В 1863 г. идея представительной власти (парламента), поддержанная великим князем Константином Николаевичем, выдвигается министром внутренних дел П.А. Валуевым. В конце царствования Александра II под руководством министра внутренних дел М.Т. Лорис-Меликова разрабатывался проект "русской конституции". Она была одобрена царем, но довести реформы до логического конца Александр II не смог.
Идеологи неограниченного самодержавия в своих контраргументах не отличались ни новизной, ни многообразием. В 1860-1870 гг. М.Н. Катков, называвший себя "сторожевым псом самодержавия", в каждом номере "Московских ведомостей" обрушивался на университетский устав 1863 г. как конституционный режим в самодержавном государстве, на присяжных заседателей как судебную республику внутри монархии.
Убийство Александра II и приход к власти Александра III положили конец либеральному курсу. Вместе с оберпрокурором Священного синода К.Л. Победоносцевым Каткову удается провести на ключевые посты угодных реакционерам людей. Д.А. Толстой, И.Д. Делянов, Н.В. Муравьев, Е.М. Феоктистов стали министрами иностранных дел, народного просвещения, юстиции, главной цензуры. Вскоре провозглашается царский манифест "О незыблемости самодержавия". Министры-реформаторы были сняты со своих постов. Начался период контрреформ, объявленный Александром III. Консервативные силы в среде дворянства окрепли, однако это не помогло самодержавию найти выход из той кризисной ситуации, в которую оно попало, не вооружило его новыми идеями и тактическими ходами.
Поддерживаемое всей мощью государственной машины, дворянство вплоть до революции 1905-1907гг. не нуждалось ни в каких политических организациях, в том числе и партиях. Манифест 17 октября 1905 г. и легализация политических партий способствовали созданию монархических партий и объединению их в правительственный лагерь. Таким образом, правительственное или дворянско-консервативное течение в пореформенный период вплоть до начала XX в. прошло определенные этапы. До 1881 г. оно ориентируется на ограничение самодержавия и создание российской конституции. Правительственный либерализм выступает за умеренные буржуазные реформы при сохранении самодержавия и помещичьего землевладения. После убийства Александра II крепнут консервативные силы, реформаторы уходят в отставку.
Дата добавления: 2015-11-26; просмотров: 1346;