Современный монетаризм.
Согласно данной теории количество денег в обращении является определяющим фактором формирования хозяйственной конъюнктуры, поскольку существует прямая связь между изменениями денежной массы в обращении и величиной валового национального продукта.
Монетаристская теория возникла в середине 50-х годов в США как «чикагская школа», во главе которой стоял М. Фридмен. Он считал, что стихийному товарному хозяйству свойственна особая устойчивость, обусловленная действием рыночных механизмов конкуренции и ценообразования. Сторонники этой теории выступают противниками кейнсианской концепции вмешательства государства в хозяйственные процессы. Они утверждают, что государственные мероприятия по стимулированию спроса, рекомендуемые кейнсианцами, не только не улучшают состояние экономики, но и порождают и кризисные спады.
Широкое распространение монетаризма получил в 70-е годы, когда он использовался правительственными органами для борьбы со стагфляцией и явился теоретической основой для государственных программ денежно-кредитного регулирования экономики.
Стагфляция – термин, применяемый для характеристики такого состояния, когда экономический кризис сочетается с инфляцией.
Несмотря на то, что монетаризм имеет ряд направлений и теоретиков (К. Буннер, А. Мельцер, Д. Лейдлер и др.), наиболее популярной является версия М. Фридмена, которая включает:
1) количественную теорию денег, обосновывающую причинную связь между количеством денег в обращении и уровнем товарных цен;
2) монетарную теорию промышленных циклов, согласно которой колебаний хозяйственной конъюнктуры определяются предшествующими изменениями денежной массы;
3) особый «передаточный» механизм воздействия денег на реальные факторы воспроизводства: не через норму процента, как полагали кейнсианцы, а через уровень товарных цен;
4) положение о неэффективности государственных мероприятий экономического регулирования в связи с наличием изменяющихся издержек (лагов) между изменением денежных показателей и реальных факторов производства;
5) «монетарное правило» (или правило k-процентов), согласно которому происходит автоматическое увеличение денежной массы в обращении на несколько процентов в год независимо от состояния хозяйства фазы цикла;
6) систему плавающих валютных курсов для «саморегулирования» внешнеэкономического равновесия.
Применение на практике монетаристских идей правительствами Великобритании, США, ФРГ и др. хотя способствовало замедлению инфляционных процессов, но усилило развитие кризисных явлений в экономике, стимулировало рост безработицы в этих странах.
2.6. Современный кейнсианско-неоклассический синтез в теории денег.
С позиции исторического развития экономической теории современный монетаризм постигла та же судьба, что и кейнсианство: после стремительного взлета начался период критической оценки, разочарования и совершенствования. Это можно объяснить тем, что появление современного монетаризма в его крайнем проявлении (идея «чикагской школы») была попыткой дать ответ только на одну локальную проблему экономического развития – найти выход из инфляционного тупика, в котором оказалось капиталистическая экономика в 60-70-е годы, подобно тому, как кейнсианство искало ответ тоже на одну локальную проблему, но связанную с преодолением безработицы и экономического спада, перед которой оказалось капиталистическое общество на рубеже 20-30-х годов.
Для Кейнса и его школы борьба с инфляцией не была актуальной, больше всего их интересовала проблема безработицы и они советовали даже использовать инфляцию для решения этой проблемы.
Для Фридмена и его школы не очень актуальной была проблема борьбы с безработицей. Их особенно беспокоила инфляция и они для ее преодоления советовали жестко ограничить предложение денег темпами роста внутреннего национального продукта, успокаивая общество тем, что рыночный механизм сам отрегулирует экономическое развитие, т.е. предлагали пустить решение проблемы занятости на самотек.
Когда западная экономика в 70-80-е годы пошла на подъем, большая инфляция отсутствовала и актуальные для кейнсианцев и монетаристов локальные проблемы не просто исчезли, а трансформировались в хронические и одновременные. Инфляция и безработица постоянно «тлеют» в рыночной экономике, угрожая подорвать ее механизм то в одном, то в другом направлении, а то в обоих сразу. Чтобы предотвратить такие угрозы, рыночную экономику в новых условиях необходимо «лечить комплексно» - от возможностей всплеска как инфляции, так и безработицы и стагнации.
Ни кейнсианские, ни монетаристкие рецепты в их чистом виде этого не годились, что и определило процесс взаимного проникновения этих идей, формирование кейнсианско-монетаристского синтеза, как нового этапа в развитии монетаристской теории.
Не вдаваясь в разбор конкретных идей отдельных экономистов, которые представляют это новое направление, остановимся только на некоторых положениях кейнсианцев и монетаристов, которые стали общепризнанными.
Сегодня большинство экономистов признают активное влияние количественного фактора (М) на ход процессов в сфере реальной экономики в коротких интервалах и влияние цен (и инфляции) в долгосрочных.
Признают они и важную роль государства в регулировании экономики, только по-разному расставляют акценты при определении механизма регулирования. Одни больше внимания уделяют активному прямому влиянию на реальный сектор экономики через механизм фискально-бюджетной политики, что даст основание обвинить их в симпатии к кейнсианству.
Другие, не отбрасывая роли фискально-бюджетной политики, преимущество отдают монетарному механизму в экономическом регулировании, что свидетельствует о больших симпатиях их к монетаризму. Одновременно все они признают допустимость умеренной инфляции, ее положительное влияние на развитие реальной экономики и возможность центральных банков регулировать предложение денег (М) на адекватном умеренной инфляции уровне.
Представители обоих направлений монетаристской теории соглашаются с тем, что остановить инфляционную спираль тяжело, легче ее предупредить, чем потом преодолеть. Поэтому они едины в том, что каждое государство должно выработать такую стратегию монетарной политики, которая не дала бы возможности инфляции выйти из-под контроля. Для этого ЦБ должны иметь высокий уровень самостоятельности, а приоритетом его должно стать достижение долгосрочных стратегических целей, а не ориентация на текущие требования экономических субъектов или политических структур, какой бы острой необходимостью они бы не обосновывались.
В связи с определением приоритетности в монетарной политике долгосрочных стратегических целей, приобрела актуальность проблема проработки общих правил поведения в денежной сфере, которыми должны руководствоваться органы монетарного управления в своей оперативной деятельности.
Т.к. кейнсианцы больше ориентируются на проблемы краткосрочного периода, а монетаристы – долгосрочного, разработка таких правил должна содействовать решению проблем обоих периодов. Такие правила будут ограничивать действия монетарной власти и способствовать решению проблем.
Много общего достигнуто и в подходах к использованию инструментов монетарного регулирования. Современная монетарная практика базируется, собственно, на рекомендациях как кейнсианцев, так и монетаристов. Так, операции на открытом рынке, что наиболее непосредственно влияют на предложение денег (М), основываются на монетаристских рецептах проведения денежно-кредитной политики, а процентная политика, которая более тесно связана с инвестиционными процессами – кейнсианских рецептах. Однако и те, и другие употребляются в практической деятельности ЦБ с регулированием монетарной сферы. Процентная политика и операции открытого рынка считаются классическими инструментами денежно-кредитной политики и в этом статусе вошли в большую част публикаций по монетаристской теории, в том числе в учебную литературу.
Опираясь на рекомендации, которые синтезируют идеи монетаристской и кейнсианских школ, современная практика достаточно эффективно объединяет свое предложение долгосрочным целям экономического развития, что происходит из монетаристских идей, с осторожным применением регулирующих мер государства на краткосрочных интервалах, а, именно, в границах экономического цикла. Вот поэтому Западу и удалось избежать больших экономических потрясений с начала 80-х годов XX столетия.
Дата добавления: 2016-02-09; просмотров: 938;