Предшественники институционализма
На протяжении 19ст. в политэкономии формируются взгляды, альтернативные общепринятым концепциям классической школы, которые повлияли на становление институционализма: историческая школа, утопический социализм, анархизм и марксизм.
Немецкая историческая школаимела следующие особенности:
- Негативное отношение к любым попыткам создания универсальной ЭТ, которая, по их мнению, должна исследовать специфику конкретных национальных экономик;
- Антикосмополитизм - подчеркивание роли национальных факторов в хозяйственном развитии;
- Негатив к абстрактно-дедуктивным методам, предпочтение к конкретным историко-экономическим исследованиям;
- Критика концепции экономического человека;
- Понимание хозяйства как части социальной жизни, как последствие, учёт неэкономических факторов – этических, психологических, правовых;
- Понимание хозяйства как системы, которая эволюционирует, проходит стадии развития;
- Благоприятное отношение к гос. вмешательству.
Основатель школы считается немецкий экономист представитель Исторической школы Фридрих Лист (1789 – 1846). Критикуя космополитическую экономию А. Смита, Ф. Лист выступает за национальную экономическую теорию производительных сил, в центре которой было не разделение труда, а приоритет внутреннего рынка над внешним. Понимая, что принципом сравнительных преимуществ могут воспользоваться, прежде всего, богатые государства, а фритредерство (free trade) выгодно передовым нациям, он отстаивает комплексное развитие национальной экономики (гармоничное сочетание фабрично-заводской промышленности с земледелием) под прикрытием протекционистской политики.
Свой вклад в развитие Исторической школы внесли также учёные Вильгельм Рошер (1817 - 1894), Бруно Гильдебранд (1812 - 1878), Карл Книс (1921 - 1898) (старая школа). Густав фон Шмоллер (1838 - 1917), Карл Бюхер (1847 - 1930), (новая школа) Вернер Зомбарт (1863-1941), Макс Вебер (1864-1920) (новейшая школа).
В. Рошер рассм. экономику как часть национальной культуры (хозяйственная культура). К.Книс отрицал создание экономической науки вообще, т.к. считал, что она может существовать там, где есть повторение явлений. У каждой нации свой неповторный путь развития хозяйства.
Г. Шмоллер делал акцент на роли хозяйственного «этоса»(обычай), т.е. на моральных и правовых рамках. Экономическое развитие – подчинение правовым и моральным нормам всех природно-сформированных общественных отношений (право собственности, запреты). А государство создаёт значительную часть «этоса».
В своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» М. Вебер связал генезис капитализма с радикальным изменением типа общественных связей (традиционное и гражданское общество). Капитализм возможен только в гражданском обществе, т.е. в условиях краха патернализма, общинных отношений.
В.Зомбарт в труде «Евреи и хозяйственная жизнь» 1911 отметил такие причины краха традиционных отношений – иудаизм и специфика психологии переселенцев.
Утопический социализм– возник для борьбы с эксплуатацией в обществе, соединял социальные и экономические факторы в своей методологии для построения идеальной системы общества, создание большого общественного производства на свободном труде.Основатели: Клод Анри Сен-Симон(1760-1825), Франсуа Мари Шарль Фурье(1772-1837), Роберт Оуэн(1771-1858)
Сен-Симон будущее общество назвал индустриальной системой, которая должна развиваться по определённому плану и руководиться с центра. Государство должно развивать науку, искусство, промышленность и новую религию.
Общество, согласно Фурье, должно складываться из ассоциаций (фаланги 1600-1800чел. по возрасту, профессии), созданных без давления. «Социальная гармония приведёт к установлению общего единства на земле, исчезнут войны, бедность, и несправедливость». В будущем произойдёт слияние классов.
Р. Оуэн в труде « Изложение рациональной системы общества» 1830 идеальное общество представил как общину из 6 департаментов: сх, промышленность и механика, литература, наука и образование, домохозяйства, общая экономика и торговля.
Марксизмвнес свой вклад в развитие институционализма учением про социально-экономические формации К. Маркса. Общество – система, которая саморазвивается, а динамику определяется состоянием и развитием способа производства. Идея базиса и надстройки: базис – совокупные производственные отношения людей, экономическая структура общества, надстройка – особая организация политических, правовых, идеологических, национальных, семейных, и других общественных отношений и институтов
Дата добавления: 2016-02-09; просмотров: 796;