Публицистика средних веков и Возрождения.

Протожурналистика в Древнем мире.

Древний мир – период в истории человечества от возникновения культуры и государства до 5 века нашей эры, когда погибла Римская империя. В Древнем мире самой журналистики ещё не было, но были некие формы, выполнявшие основные её функции – это и есть протожурналистика.

В первую очередь это устная публицистика времён Античности. Публицистика – это статьи или высказывания на остро актуальные политические, социальные, экономические, культурные темы. В Древней Греции и Риме получило большое развитие политическое красноречие. Политические деятели, ораторы, на собраниях горожан в Афинах, в Риме спорили, убеждали сограждан в своей правоте, обсуждали насущные проблемы. Что это как не устный прототип публицистики?! До нас дошла древнегреческая публицистика начиная с 4 века до н.э. Это записанные, но предназначенные для произнесения устно речи первых ораторов-публицистов Исократа, Демосфена и т.д. Например, известные «филиппики» Демосфена - речи, обличающие захватническую политику Филиппа, царя Македонии, отца Александра Македонского, стремившегося к захвату всей Греции. В Древнем Риме был очень известен политический оратор 1 века до н.э. - Цицерон (его речи вплоть до 19 века считались образцовыми). Именно Цицерон целенаправленно стал публиковать свои речи после их произнесения, он отдавал их переписывать нескольким писцам, речи переписывались во многих копиях и распространялись среди граждан Рима. Так начала формироваться рукописная публицистика.

Первые протогазеты появились в Древнем Риме - «Анналы», деревянные доски, покрытые гипсом (их ещё называли белые доски), которые выставлялись на площадях для всеобщего обозрения, на них записывались важнейшие события. В 1 веке до н.э. по указанию Юлия Цезаря такие доски выставлялись по всему Риму и в других городах ежедневно и под определённым названием «Acta diurna populi Romani» («Ежедневные дела римского народа») – так называлась первая протогазета. Это древнеримское название перешло в современность для обозначения ежедневных и вообще периодических изданий (французское слово journal – журнал - происходит от латинского diurnal - ежедневный), а потом возникло слово «журналистика». Параллельно выставлялась и вторая протогазета «Acta Senatus» - протоколы заседаний Сената, но в 15 году н.э. император Тиберий, возмутившись критикой в свой адрес, запретил «Acta senatus», что можно считать первым в истории журналистики запрещением периодического издания и одним из первых в западном мире проявлений цензуры. «Acta diurna» просущестовала до 3 века н.э.

Публицистика средних веков и Возрождения.

В средние века (с 5 по 14 века) развивалась только церковная рукописная публицистика на религиозные темы. Она уже оторвалась от устной формы и изначально существовала только в письменной. Публицистические высказывания, статьи (чаще всего полемического характера) распространялись отдельно (а не в составе газеты), поскольку ничего похожего на газеты в те времена не было. Но такая форма журналистики существовала в Европе долго вплоть до 18 века.

В эпоху Возрождения публицистика становилась всё светской, всё более острой и яркой. Основным публицистическим жанром стал памфлет – остро-полемическое, обличительное, сатирическое произведение на некую актуальную тему. Появились известные яркие публицисты-памфлетисты. Самый яркий, самый интересный публицист Возрождения - Пьетро Аретино (1492-1556), итальянец, живший в первой половине 16 века. Не боялся ничего, обличал, осмеивал в своих памфлетах всех и вся, церковь, придворных, правителей, королей, папу римского, кого угодно. У него было прозвище «бич королей» (бич – кнут). Аретино был талантлив, остроумен, смел, его памфлеты пользовались бешенной популярностью среди грамотного народа (именно эта популярность его спасала). Он несколько раз вынужден был спасаться бегством, обиженные им подсылали к нему убийц, однажды его серьёзно ранили, его избивали. Он был в центре многих скандалов: в том числе он сочинил и издал порнографические сонеты. Однако Аретино был очень ловким человеком, он сумел своим талантом памфлетиста заработать себе богатство и благополучную жизнь. Аретино заставил себя бояться почти всех европейских государей, которые посылали ему богатые подарки, чтобы он не высмеивал их, а высмеивал их соперников. Аретино брал деньги со всех, обещал и не выполнял обещания, напрямую переписывался с королями как равный. Аретино, сын сапожника, смеялся над королями. Его называют также отцом европейской журналистики, в нём было много цинизма, наглости, но его памфлеты почти всегда (на 90 %) были правдивы, он разоблачал реальные пороки власть придержащих, и это знали все. Аретино имел при всех европейских дворах своих агентов, информаторов, корреспондентов, в этом смысле его деятельность напоминала деятельность целой газеты. Впервые в истории публицистика приобрела такое общественное значение и влияние. Аретино построил свою карьеру на том, что управлял общественным мнением.








Дата добавления: 2016-02-09; просмотров: 3879;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.