ЛЕКЦИЯ 26. Культура Росси в XVII веке.
В русской культуре этого столетия прослеживаются черты перехода от Средневековья к Новому времени.
Основные черты русской культуры:
-Главная особенность культуры этого периода – заметное обмирщение, то есть освобождение от церковного влияния.Обмирщение охватило все сферы культурной жизни страны: литературу, живопись, архитектуру…Само церковное мировоззрение переживало кризис, выразившийся в расколе.
-Появляются новые жанры в литературе, стили в архитектуре и живописи.
-Расширение культурных связей России с Западной Европой. Рост числа культурных заимствований.
-В творческой деятельности проявлялось личностное начало, распространились авторские (подписные произведения) литературы и искусства.
Просвещение и научные знания.
В XVII веке заметно возрастает число грамотных людей. Развитие ремесла, торговли, увеличение государственного аппарата вызвали более широкое распространение грамотности в среде городского населения. Грамоте в основном обучали церковнослужители. Однако уже в первой половине века появились частные школы, где преподавали не только грамоту, но и риторику, древние языки.
В 1687 году была создана Славяно-греко-латинская академия (первое высшее учебное заведение в Москве), построенная по образцу европейских университетов. Преподавание (риторики, логики, философии и физики велось на греческом и латинском языках, что и дало ей название).
По прежнему, широко были распространены рукописные книги. Даже первая в России газета (предназначена она была для царя и называлась «Куранты») была рукописной.
Вместе с тем распространялась и печатная продукция, изготовлявшаяся на московском печатном дворе. Был издан букварь («Азбука») Василия Бурцева.
Расширялись знания по математике и географии, развивалась отечественная медицина. В Москве был учрежден Аптекарский приказ.
Литература .
В литературе черты обмирщения особенно заметны. Герои литературных произведений приобретают индивидуальный характер. Литература стала проявлять интерес к внутреннему миру человека, его личным переживаниям. В литературе появляются новые жанры: сатира, драма, поэзия. В сатирических произведениях высмеиваются различные пороки и недостатки.
«Повесть о Шемякином суде» - обличался неправедный и корыстный суд. (Судья Шемяка, надеясь на подношение, решил дело в пользу бедняка, который показывал из под полы ему обернутый в камень платок).
Появление русской поэзии и драмы связано с именем Симеона Полоцкого. Он получил духовное образование и стал учителем детей Алексея Михайловича. Большое место в его творчестве занимала «хвалебная» литература, воспевавшая самодержавие и персону царя.
Автобиографический жанр пришел в литературу благодаря «Житию протопопа Аввакума».
Широкое распространение получили бытовые повести. В «Повести о Горе-Злочастии» молодой человек, отвергший традиции родительской семьи терпит бедствие и уходит в монастырь.
Архитектура.
Зодчество претерпело значительные изменения. Наряду с церковными постройками из кирпича и камня стали возводиться дома и гражданские здания. Преобразился внешний вид церквей, они стали менее аскетичными, приобрели нарядный праздничный вид.
В конце века появился архитектурный стиль – нарышкинское (московское) барокко. Его отличительные черты-живописность, сочетание красного и белого цветов фасада. Характерный образец этого стиля-церковь Покрова в Филях. Появление московского барокко, имевшего общие черты с архитектурой Западной Европы, свидетельствует о развитии международных культурных связей, но не является механическим заимствованием. Это оригинальное направление русского зодчества.
Церковь Покрова в Филях. XVII в.
Изобразительное искусство
В живописи сильнее, чем в других сферах культуры, сохранялось влияние традиции, что объяснялось контролем церковных властей за соблюдением иконописного канона (образца).
И тем не менее в XVII веке началось превращение иконописи в портрет.
Крупнейшим художником столетия был Симон Ушаков. Его творчество отличается интересом к человеческому лицу-аскетические лица святых в его иконах приобретают живые черты. Такова икона «Спас Нерукотворный»
Другим примером отхода от церковных традиций было появление светской живописи–парсуны. (Парсуна-произведение портретного жанра; предшественник портрета(нечто среднее между иконой и портретом).
К концу века портреты все больше стали удаляться от иконописи).
Парсуна «Иван IV».
Дата добавления: 2015-12-01; просмотров: 826;