Контрреформы» 1880 – 1890 гг.
Отход от принципов, провозглашенных буржуазными реформами 1860 –1870-х гг., вошедший в историю под названием контрреформ, был связан с воцарением Александра III после убийства в 1881 г. народовольцами его отца – императора Александра II. Новый монарх опасался революционных выступлений и под воздействием консервативных сил принимал жесткие меры по укреплению государственной безопасности.
Согласно Положению о мерах к ограждению государственного порядка и общественного спокойствия 1881 г. министру внутренних дел и генерал-губернатору предоставлялось право передавать ряд дел на рассмотрение военных судов для их решения по законам военного времени. Это право не ограничивалось территориальными пределами. Достаточно было в одном месте ввести положение чрезвычайной охраны, чтобы оно могло распространиться на любую часть страны.
Поскольку в Министерстве юстиции имелись данные о большом количестве оправдательных приговоров, вынесенных окружными судами с участием присяжных, полномочия таких судов стали ограничивать, а порядок составления списков присяжных заседателей – ужесточать. Очередные списки присяжных составлялись комиссиями в составе уездного предводителя дворянства, уездного исправника, председателя уездной земской управы и других должностных лиц.
В 1887 г. суду было предоставлено право закрывать двери в залах заседаний, объявляя слушавшееся дело «конфиденциальным» или «секретным» и тем самым нарушая принцип гласности судопроизводства.
В 1889 г. вступило в силу Положение о земских участковых начальниках. Оно нарушало принцип раздельности судебной и административной властей и приводило по существу к ликвидации системы мировых судей, поскольку мировые суды упразднялись везде, кроме Петербурга, Москвы и Одессы.
В уездах вместо мировых судей вводился институт земских начальников, подчиненных министру внутренних дел и наделенных широкими административно-судебными правами в отношении крестьянского населения. Земские начальники осуществляли контроль за сельскими и волостными органами самоуправления, руководили полицией и надзирали за деятельностью волостных судов. В городах учреждались должности городских судей, назначаемых министром юстиции. Параллельно с земскими начальниками в уезде действовали уездные окружные суды по делам, изъятым у мировых судей, но не перешедшим к земским начальникам.
Апелляционной инстанцией для дел, рассматриваемых земскими начальниками, городскими судьями и уездными окружными судами было судебное присутствие уездного съезда, в которое входили предводитель дворянства, член окружного суда, городские судьи и земские участковые начальники уезда.
Кассационной инстанцией для возникшей системы судов были губернские присутствия, состоявшие из губернского предводителя дворянства, вице-гу6ернатора, прокурора, членов окружного суда. Фактически обжалование дел осуществлялось в административных органах.
Положение о губернских и уездных земских учреждениях было пересмотрено в 1890 г. Прежде всего, изменился порядок выборов в земства. Система трех курий была сохранена, но в первой курии вводился сословный принцип. Избирать и быть избранными могли только личные и потомственные дворяне-землевладельцы, для которых снижался имущественный ценз. Одновременно ценз был значительно увеличен во второй, городской курии. В связи с этим представительство буржуазии в земствах уменьшилось, а влияние дворянства увеличилось. Крестьяне по своей курии выбирали только кандидатов в уездные земские собрания, а непосредственно гласных назначал из их числа губернатор.
Усилился надзор за земскими органами со стороны государственной администрации.
В городских органах местного самоуправления в результате принятия в 1892 г. нового Городового положения в число выборщиков могли попасть только лица с определенным имущественным цензом, который определялся ценностью принадлежащего им имущества. В число избирателей включались также владельцы торговых и промышленных предприятий, имевшие гильдейские свидетельства. Лишены были права избирать городские думы некоторые представители мелкой буржуазии, в частности, приказчики и мелкие торговцы. В результате господствующее положение в органах самоуправления заняли владельцы городской недвижимой собственности.
Для малых городов Положение 1892 г. вводило «упрощенное управление», в соответствии с которым сход домохозяев избирал собрание уполномоченных, а оно выбирало городского старосту. Многие местности и районы, особенно на окраинах Российской империи, вовсе не получали городского самоуправления.
Дата добавления: 2016-02-02; просмотров: 899;