На Руси (IX-XIII вв.).

Древняя Русь и феодальная раздробленность

Исторически Российская Федерация складывалась как государство многонациональное и многоконфессиональное. Поэтому история Россия – это не только славянская история, но и история степных кочевников, и народов Кавказа, и многочисленных народов Поволжья, Урала и Сибири. Различные народы населяли огромные просторы евразийских степей на протяжении многих веков. В основном это были кочевники, сначала иранского, затем тюркского происхождения. Одни из них приходили на смену другим, вытесняли или ассимилировали предшественников. В то же время необходимо отметить, что ранняя история Российского государства, безусловно, связана, прежде всего, со славянскими и финно-угорскими племенами.

1. Расселение восточных славян. Славяне, как считают большинство историков, обособились от индоевропейской общности в середине II тысячелетия до н.э. Прародиной ранних славян (праславян), по археологическим данным, была территория к востоку от германцев - от реки Одер на западе до Карпатских гор на востоке. Первые письменные свидетельства о славянах относятся к началу I тысячелетия н.э. О славянах сообщают греческие, римские, арабские, византийские источники. Античные авторы упоминают славян под именем венедов (римский писатель Плиний Старший; историк Тацит, I в. н.э.; географ Птолемей Клавдий, II в. н.э).

К середине I тысячелетия н.э. в основном завершается процесс расселения славян по территории Европы. В эпоху Великого переселения народов (III—VI вв. н.э.), совпавшего с кризисом рабовладельческого мира, славяне освоили территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Они жили в лесной и лесостепной зоне, где в результате распространения орудий труда из железа стало возможно вести оседлое земледельческое хозяйство.

К VI в. относится обособление из единой славянской общности ветви восточного славянства, на основе которой сложились впоследствии русский, украинский и белорусский народы.

В середине первого тысячелетия нашей эры на обширной территории Восточной Европы, от озера Ильмень до Причерноморских степей и от Восточных Карпат до Волги, сложились восточнославянские племена. Историки насчитывают около 15 таких племен. Каждое племя представляло собой совокупность родов, занимавшую сравнительно небольшую обособленную область. Карта расселения восточных славян в VIII-IX веках выглядела так: словене (ильменские славяне) жили на берегах Ильменского озера и Волхова; кривичи с полочанами – у верховьев Западной Двины, Волги и Днепра; дреговичи – между Припятью и Березиной; вятичи – на Оке и Москве-реке; радимичи – на Соже и Десне; северяне – на Десне, Сейме, Суле и Северском Донце; древляне – на Припяти и в Среднем Поднепровье; поляне – по среднему течению Днепра; бужане, волыняне, дулебы – на Волыни, по Бугу; тиверцы, уличи – на самом юге, у Черного моря и у Дуная.

Призвание варягов.Возникновение государства у восточных славян связывают с призванием варягов с берегов Балтики в 862 г. Согласно летописи, они были призваны племенами, проживавшими на севере Восточной Европы - словенами, кривичами, чудью, весью. Во главе варягов стоял Рюрик, обосновавшийся в Ладоге. В 882 г. опекун сына Рюрика Олег захватил Киев. С этого момента начинается история Руси как единого государства.

Немецкие историки XVIII в., жившие в это время в России, на основании данного летописного рассказа утверждали, что государственность на Русь была привнесена скандинавами. Труды этих историков положили начало норманнской теории возникновения Древнерусского государства, поддержанной многими русскими историками. С точки зрения норманнистов, варяги — это скандинавы, русское название викингов (варяги Рюрика были шведами).

Против норманнистов резко выступил М.В. Ломоносов, доказывавший, что варяги являлись выходцами с южного и восточного берегов Балтики и принадлежали к славянской языковой группе.

Кем бы ни были варяги – славянами или скандинавами, или и теми и другими сразу – они, несомненно, пришли на подготовленную почву. Государство создается не столько волей верхушки, сколько внутренними законами развития общества.

Вопрос о происхождении Русского государства остается по многим пунктам дискуссионным. Но при всем многообразии суждений и точек зрения на происхождение и становление Древнерусского государства все же очевидным является главное: Русское государство сложилось независимо от варягов. Киевская Русь стала первым устойчивым крупным государственным объединением восточных славян периода становления феодализма. Она занимала огромную территорию – от Балтики до Черного моря и от Западного Буга до Волги. Под властью киевского князя находился ряд славянских племенных союзов Среднего Поднепровья, а затем ему были подчинены несколько литовско-латышских племен Прибалтики и многочисленные финно-угорские племена северо-востока Европы.

Социально-экономическое развитие восточных славян.ВVII—VIII вв. у славян развивается земледелие, совершенствуются орудия труда (соха, рало), на юге подсечное земледелие постепенно заменяется пашенным. В земледелии начинают использовать лошадь. Возросшая производительность труда благоприятствовала переходу славян от родовой к территориальной, соседской общине. Каждая такая община владела определенной территорией, на которой жило несколько семей. В общине было две формы собственности – личная и общественная. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились пахотная земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями.

Наряду с земледелием у восточных славян функционировало и ремесло, специализирующееся на изготовлении различных видов продукции. Окончательное выделение ремесла происходит в VII в. С развитием ремесла связан рост внутренней и внешней торговли. С появлением излишков стало возможным обменивать продукты земледелия на ремесленные товары; начали складываться города как центры ремесла, торговли и обмена и одновременно как опорные пункты власти феодалов и обороны от внешних врагов. В городах появляется постоянно проживающее здесь торговое и ремесленное население

В большинстве случаев города строились на торговых путях: такие крупные города, как Киев, Ладога (которую очень быстро перерос Новгород) стояли на важнейшем торговом пути «из варяг в греки». Этот путь шел с Балтийского моря по Неве и другим рекам до Днепра, по Днепру в Черное море и далее в Константинополь.

По подсчетам историков, в IX в. на Руси было не менее 24 крупных городов, имевших крепостные укрепления. Не случайно скандинавы называли земли восточных славян гардарикой, что в переводе означает «страна городов».

2. Образование Древнерусского государства.С 862 года Рюрик (862-879), согласно «Повести временных лет», утвердился в Новгороде, став основателем династии, правившей Русью до 1598 г. После смерти Рюрика в силу малолетства его сына Игоря править стал Олег, прозванный Вещим. В 882 г. опекун малолетнего Игоря Олег (879-912) совершил поход на Киев, который и стал центром Руси. Этот год считается исходной датой начала существования Русского государства. Соединив север и юг, Олег покорил племена древлян, северян и радимичей. После смерти Олега во главе Руси оказался князь Игорь (912-945).

В X в. перед Русским государством стояли следующие задачи:

· объединение всех восточных славян;

· обеспечение безопасности торговли и торговых путей (торговля была важнейшим источником доходов);

· безопасность южных рубежей. На юге Русь граничила с кочевниками (вначале с венграми, а после того как венгры ушли - с печенегами), а на юго-востоке соседом Руси был Хазарский каганат – мощное государство со столицей в низовьях Волги.

В 907 г. и 911 г. Олег, а в 941 и 944 гг. Игорь предпринимают походы на Константинополь. В результате Русью и Византией был принят пакет соглашений, в которых обговаривались условия торговли и отношения между государствами.

Сын Игоря Святослав (957-972) развил обширную внешнеполитическую деятельность, проведя всю свою жизнь в походах. Он присоединил земли вятичей к Руси, разгромил Волж­скую Булгарию (мусульманское государство на Волге) и Хазарский каганат. При Святославе Русь контролировала огромные территории от Карпат до Северного Кавказа.

Затем Святослав переключил свое внимание на Византию. После нескольких удачных сражений с византийскими войсками Святослав потерпел крупное поражение. Возвращаясь на Русь, он был убит в стычке с печенегами.

Его преемник Владимир (980—1015 гг.) основное внимание стал уделять внутреннему устройству Руси, а не завоеваниям. Но во внешней политике ему также сопутствовал успех: Русь отвоевала у Польши земли Червенской Руси, кроме того, Владимиру удалось дать достойный отпор печенегам. Укрепилась власть князя над непокорными славянскими племенами вятичей и радимичей.

3. Владимир Святославович и крещение Руси.Русь в это была уже огромным по территории, но малонаселенным государством, связанным только княжеской властью.

Владимир стремился не только к политическому объединению восточнославянских земель. Он хотел подкрепить это объединение единством религиозным, унифицировав традиционные языческие верования. Однако языческая реформа, получившая название Первой религиозной реформы, не удовлетворила князя Владимира. Проведенная насильственным способом и в кратчайшие сроки, она не могла быть успешной. Кроме того, она никак не отразилась на международном престиже Древнерусского государства. Христианскими державами языческая Русь воспринималась как варварское государство. Христианство для этих целей подходило гораздо больше.

Владимир учел опыт Европы и стал готовиться к христианизации. Он остановился на византийской церкви, поскольку Русь и Византию соединяли давние торговые и культурные связи. В свою очередь, Византия стремилась использовать христианизацию Руси для подчинения ее своим интересам.

Крещение Руси принято датировать 988 г. На самом деле христианизация затянулась на века и во многих местах (особенно в Новгороде, Ростове) встречала упорное сопротивление. Реально христианство коснулось только верхушки русского общества и жителей городов. На Руси возникает двоеверие – причудливая смесь христианства и язычества. Но со временем христианству удалось проникнуть во все слои общества, а сама церковь стала мощной и влиятельной в обществе организацией, хотя некоторые элементы язычества сохранились вплоть до настоящего времени.

Утверждение христианства на Руси в качестве государственной религии – событие большого исторического значения. Древнерусское государство упрочило свои экономические, политические, династические и культурные связи с Византией и Западной Европой, преодолело изоляционизм, вызванный вероисповедальными различиями. Киевская Русь стала христианской державой, интегрирующейся в семью христианских народов и государств.

Еще большее значение христианство имело для утверждения новой общественной системы. Ускорилось изживание местных племенных различий, что способствовало этнической консолидации. Православные институты оказались в тесной связи с раннефеодальным государством и монархией, придав им характер богоустановленности, сакральности. Страна оказалась приобщена к христианским ценностям, на основе которых стали формироваться принципиально новые отношения, развиваться культурная и духовная жизнь. Вместе с тем христианство было принято в его византийском, будущем православном варианте, что впоследствии привело к возникновению и противоположных тенденций – политическому и культурному отчуждению от латинской Европы, утверждению иной модели исторического развития.

С принятием христианства начала выстраиваться церковь и церковная иерархия, занявшая важное место в древнерусском обществе. Начальная история церкви плохо известна. Высшей властью, объединяющей всю христианскую Русь, был митрополит Киевский и Всея Руси, который, в свою очередь, назначался и подчинялся кон­стантинопольскому патриарху. Вскоре его митрополия стала делиться на епархии, число которых постепенно увеличивалось.

4. Расцвет Киевской Руси при Ярославе Мудром (1019-1054).После смерти Владимира между его сыновьями развернулась ожесточенная борьба за власть. С 1015 по 1019 гг. правил Святополк Окаянный. В 1019 г. Ярослав разгромил Святополка. Но затем против Ярослава выступил державшийся в тени Мстислав (в 1024г.) и разбил его войско. По уговору Русь была разделена между братьями, и только после смерти Мстислава в 1036 г. Ярослав стал единым властителем.

В 1037 г. в битве под Киевом русские дружины разгромили печенегов. После этого они уже не представляли опасности для Руси. В честь этой победы в Киеве был воздвигнут Софийский Собор.

Обострились русско-византийские отношения, закономерным разрешением которых явилась война 1043 г. Но русский поход на Византию закончился неудачей. Проводя собственную политическую линию и стремясь к независимости от Византии, Ярославутвердил митрополитом - главой русской церкви - не грека, а русского – Иллариона.

Положение Руси на европейской арене при Ярославе заметно укрепилось: русские князья заключали династические браки с представителями крупнейших европейских монархий (Анна, ст. дочь, стала женой фр. Короля Генриха I. Анастасия, вторая дочь, была выдана за венгерского короля Андрея, а мл. - Елизавета - после гибели мужа Харольда Норвежского вышла замуж за короля Дании). Так, сын Ярослава Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха. По всей Руси развернулось обширное строительство, основывались новые города. Киевская Русь переживала период своего расцвета. Также ко времени правления Ярослава Мудрого относится начало летописания, окончательно выстраивается церковная организация. Утвердил власть Киевской Руси на западном берегу Чудского озера и продвинул границы государства до Прибалтики, где был заложен г. Юрьев (Тарту) (по христианскому имени Ярослава – Юрий-Георгий), осуществил несколько походов против ятвагов и литвы и т.д.

При Ярославе Мудром начинается создание «Русской Правды» — важнейшего памятника древнерусского права эпохи Киевского государства и феодальной раздробленности на Руси. «Русская Правда» дошла до нас в списках XIII—XVIII вв. в трех редакциях: Краткой, Пространной и Сокращенной. Сам документ состоял из нескольких частей. Самая древняя часть памятника – «Древнейшая Правда», или «Правда Ярослава», — представляла собой грамоту, изданную Ярославом Мудрым в 1016 г. Ею регулировались отношения княжеских дружинников с жителями Новгорода и между собой. Кроме этой грамоты в состав «Русской Правды» входит так называемая «Правда Ярославичей» (принята в 1072 году) и «Устав Владимира Мономаха» (принят в 1113 году). Все эти памятники образуют достаточно обширный кодекс, регулирующий жизнь человека того времени. «Русская Правда» во всех ее редакциях и списках является памятником громадного исторического значения.

5. Внутриполитическое устройство Руси.Во главе Древнерусского государства стоял великий киевский князь из династии Рюриковичей. Князь опирался на войсковые подразделения - дружину. Дружинники не только выполняли военные функции, но также могли выступать в качестве посадников – наместников князя в городах, воевод – предводителей отрядов, исполнять обязанности сборщиков податей и торговых пошлин, судебных чиновников.

Наиболее уважаемые старшие дружинники, составлявшие постоянный совет, «Думу» князя, стали именоваться боярами. У некоторых из них могла быть своя дружина. Для обозначения младшей дружины применялись термины «отроки», «чадь», «гриди». Если бояре выступали в роли воевод, то младшие дружинники исполняли обязанности административных агентов: мечников (судебных исполнителей), вирников (сборщиков штрафов) и т. д. Княжеская дружина, оторвавшаяся от общины, делившая между собой дань, представляла собой нарождавшийся класс феодалов.

Структурно Русь делилась на волости, которыми правили представители правящей династии. По завещанию Ярослава Мудрого киевский престол - престол великого князя - переходил самому старшему Рюриковичу. На деле между сыновьями великого князя и его братьями часто возникали конфликты по поводу прав на великокняжеский престол. После смерти Ярослава Русь распалась на несколько больших удельных княжеств, которыми пра­вили князья, постоянно враждовавшие между собой.

Постепенно на Руси формируется феодальное землевладение. Появляется феодально-зависимое население, обязанное платить подати за землю своему господину. Возникает новая форма зависимости – личная.

Набирают силу и растут города, которые были политическими, административными, торговыми и ремесленными центрами княжеств. Город делился на две части – детинец (крепость) и посад, расположенный подле детинца. В посаде жили торговцы и ремесленники, в детинце – князь или наместник с дружиной.

6. Обострение социальных противоречий.Во второй половине XI в. в связи с ужесточением феодальной эксплуатации, участившимися княжескими усобицами и ростом произвола властей усиливается борьба народа с феодальной знатью. Народное восстание 1068 г. в Киеве было вызвано поражением князей в битве с половцами — новым врагом, появившимся у южных рубежей Руси. В 1071 г. антихристианские выступления прошли в Новгородской и Ростовской землях: все эти волнения были сравнительно быстро подавлены.

Крупное восстание произошло в Киеве в 1113 г. Народ, недовольный администрацией князя Святополка II Изяславича (1093-1113) и обозленный на ростовщиков, совершил здесь ряд погромов. Движение расширялось. В этой обстановке на великое княжение был приглашен Владимир Мономах (1113-1125), который сумел справиться с мятежом. Внук византийского императора и Ярослава Мудрого, Владимир Мономах показал себя их достойным преемником. Всю свою жизнь он провел в походах, в том числе против главного внешнего врага Руси – половцев. Он организовал несколько крупных военных походов на половцев, один из которых - в 1111 г. - по примеру Запада был назван крестовым. Половцы долго не могли оправиться после этих выступлений. Кроме того, Мономах пытался упрочить влияние Руси на Византию, оказывая на нее военное и политическое давление.

Владимир Мономах довольно успешно противостоял сепаратистским устремлениям некоторых князей, сумев сохранить единство Руси. Новый князь также проявил себя как мудрый реформатор. Став киевским князем, он подавил восстание, но в то же время вынужден был законодательным путем несколько смягчить положение низов общества. Так возник «Устав Владимира Мономаха», который, не покушаясь на основы феодальных отношений, стремился несколько облегчить положение должников и закупов. Таким же духом проникнуто и «Поучение» Владимира Мономаха, где он выступал за установление мира между феодалами и крестьянами.

Княжение Владимира Мономаха было временем усиления Киевской Руси. Он сумел объединить под своей властью до трех четвертей территории древнерусского государства и прекратить княжеские междоусобицы. Однако после смерти Владимира Мономаха феодальная раздробленность на Руси вновь усиливается. Мономах сумел лишь на время приостановить центростремительные тенденции в русских княжествах. Со смертью его преемника Мстислава Великого в 1132 г. Киевская Русь распалась на несколько независимых государств.

7. Русские земли и княжества в начале XII - первой половине XIII вв. Политическая раздробленность.Распад раннефеодальных средневековых империй стал явлением закономерным не только в Киевской Руси, но и во всей Европе. Он был неизбежным этапом в развитии феодального общества. «И разъдрася вся Русская земля», – написал один из летописцев после смерти сына Владимира Мономаха – Мстислава. К тому времени Киевская Русь состояла из 15 княжеств. В начале XIII в. их было около 50, а в XIV в. число удельных княжеств достигло 250. Вероятно именно в ту пору на Руси родилась поговорка «В Ростовской земле князь в каждом селе».








Дата добавления: 2016-02-02; просмотров: 824;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.013 сек.