Реальные объекты, языки и процессы
(в качестве реальных языков используются различные языки народов мира, для некоторых - только алфавиты):
• алфавитные цепочки русского и других языков; дефис, апостроф; имена букв;
• словари - орфографические, толковые, двуязычные; полная и частичная характеризация понятия;
• генеалогические деревья;
• базовые операции с реальными мешками и цепочками;
• реальные сортировки;
• реальные игры (Крестики-нолики, Сим и др.);
• турниры и соревнования.
Последовательность изучения понятий
1. Правила игры
Правила работы с учебником-тетрадью (листами определений и задачами), тетрадью проектов. *Техника безопасности и гигиена при работе с компьютером. *Правила работы с компьютерными составляющими курса: работа с собственным портфолио на сайте, с компьютерными уроками.
2.Базисные объекты и их свойства
Основные объекты курса: фигурки, бусины, буквы и цифры. Свойства основных
объектов: цвет, форма, ориентация на листе. Одинаковые и разные объекты. Допустимые действия с основными объектами: раскрась, обведи, соедини, нарисуй в окне, вырежи и наклей в окно. Проект «Одинаковые фигурки, или Разделяй и властвуй» – поиск одинаковых объектов в большом массиве с использованием разбиения задачи на подзадачи.
3.Цепочка
Понятие о цепочке как о конечной последовательности объектов. Одинаковые и разные
цепочки. Общий порядок бусин в цепочке – понятия: первый, второй, третий и т. п., последний, предпоследний. Частичный порядок объектов в цепочке – понятия: следующий/предыдущий, идти раньше/ идти позже, второй перед, третий после и т. п. Понятия перед каждой и после каждой для объектов в цепочке. Длина цепочки как число объектов в ней. Цепочка цепочек – цепочка, состоящая из цепочек. Цепочка слов, цепочка чисел. Операция склеивания цепочки цепочек. Операция раскрытия цепочки мешков.
4.Мешок
Понятие мешка как неупорядоченной конечной структуры (мультимножества). Одинаковые и разные мешки. Проект «Одинаковые мешки» – поиск одинаковых мешков в ситуации большого количества объектов и мешков. Понятие мешок бусин цепочки. Понятия все/каждый для элементов мешка. Понятия есть/нет для мешка. Классификация объектов по одному и по двум признакам. Одномерная и двумерная таблица для мешка. Цепочка мешков.
5.Области
Понятие области картинки. Выделение областей картинки. Алгоритм подсчета областей картинки.
6.Логические значения утверждений
Истинные и ложные утверждения. Утверждения, истинность которых невозможно определить для данного объекта. Утверждения, которые для данного объекта не имеют смысла.
7.Язык
Русские и латинские буквы. Алфавитная цепочка, алфавитная линейка. Слово как
цепочка букв. Имя как цепочка букв и цифр. Буквы и знаки в русском тексте: прописные и строчные буквы, знаки препинания, дефис, апостроф. Проект «Знакомство с русским текстом» – исследование букв и знаков в русских текстах. Словарный (лексикографический) порядок. Расстановка слов в словарном порядке. Учебный словарик и настоящие словари. Проект «Лексикографический (словарный) порядок» – работа с большими словарями, поиск слов. Проект «Сортировка слиянием» – сортировка большого массива слов с использованием метода сортировки слиянием. Толковый словарь. Понятие толкования слова. Полное, неполное и избыточное толкование. Решение лингвистических задач.
8.Исполнитель Робот
Исполнитель Робот. Поле и команды (вверх, вниз, вправо, влево) Робота. Программа для
Робота. Построение программы по результату ее выполнения. Использование конструкции повторения в программах для Робота. Цепочка выполнения программ. Дерево выполнения программ.
9.Дерево
Понятие дерева как конечного направленного графа. Понятия следующий и предыдущий для вершин дерева. Понятие корневой вершины. Понятие листа дерева. Понятие уровня вершин дерева. Понятие пути дерева. Мешок всех путей дерева. Дерево раскрытия цепочки мешков. Проект «Фамильное дерево» – построение родословного дерева своей семьи. Дерево выполнения программ для Робота. Дерево игры, ветка из дерева игры. Дерево всех слов данной длины из данного мешка. Дерево перебора. Дерево вычислений арифметического выражения.
10.Игры
Турниры и соревнования – правила кругового и кубкового турнира. Проект «Турниры и соревнования» – изучение способов проведение спортивных соревнований, записи результатов и выявления победителя. Игры с полной информацией. Понятия: правила игры, ход и позиция игры. Цепочка позиций игры. Примеры игр с полной информацией: Крестики-нолики, Камешки, Ползунок, Сим, Слова и Города. Выигрышные и проигрышные позиции в игре. Существование, построение и использование выигрышных стратегий в реальной игре. Проект «Угадай задуманную букву» – построение стратегии выигрыша в игре Угадай букву/число методом последовательного приближения. Проект «Стратегия победы» – построение полного дерева игры, исследование всех позиций, построение выигрышной стратегии.
11. Информация и информационные процессы
Особенности информационных процессов, происходящих в различных областях науки и реальной жизни. Процесс поиска и отбора информации, необходимой для решения познавательных и практических задач.
*12. Устройство компьютера
Учащиеся должны знать и понимать: знать, из каких частей обычно состоит современный компьютер; знать примеры периферийных устройств, которые могут быть подключены к компьютеру.
Учащиеся должны уметь: *пользоваться на начальном уровне стандартным графическим интерфейсом компьютера; создавать и открывать документы и папки; *запускать приложения;
**при помощи учителя пользоваться периферийными устройствами, подключенными к компьютеру: принтером, сканером, мультимедийным проектором.
13.Текст как информационный объект
*Средства и технологии работы с текстом. *Преобразование текста при помощи стандартного текстового редактора.
Учащиеся должны знать и понимать: знать расположение русских букв и цифр на клавиатуре;
*понимать основные правила десятипальцевого метода слепой печати; **знать основные средства преобразования текста в стандартном графическом редакторе.
14.Графические информационные объекты
*Средства и технологии работы с графикой. **Особенности создания и редактирования графических информационных объектов средствами стандартных графических редакторов и презентационных программ.
15.Базы данных
**Базы данных как основной элемент автоматизированной информационной системы.
Учащиеся должны знать и понимать: знать назначение баз данных.
Учащиеся должны уметь: заполнять готовые базы данных; использовать базы данных для решения практических задач.
- Варианты изучения курса.
В настоящий момент ситуация с введением курса информатики в начальной школе остается довольно сложной - в некоторых школах на этот курс не хватает учебных часов, в других школах пока нет возможности посадить детей начальной школы за компьютеры. Поэтому мы предлагаем вам несколько вариантов программ изучения курса. Выбор варианта зависит от того, есть ли возможность заниматься в компьютерном классе: в зависимости от этого вариант изучения курса может быть компьютерным (или ИКТ-вариантом) или бескомьютерным. При выборе бескомпьютерного варианта дети будут работать только с бумажными составляющими. При выборе ИКТ-варианта ребята смогут работать также и с компьютерной составляющей курса. Кроме того, выбор варианта зависит от количества часов, выделенных школой на данный курс.
Вот три варианта изучения курса: сокращенный, стандартный и расширенный.
Если планируется работать с курсом во 2–4 классах по 34 часа в год и при этом не будет возможности пользоваться средствами ИКТ на этих уроках, можно воспользоваться бескомпьютерным вариантом работы с курсом (см. вариант I планирования). В этом случае дети будут работать только с бумажными составляющими курса.
Для тех, кто планирует работать с курсом во 2–4 классах по 34 часа в год и при этом пользоваться средствами ИКТ, подойдет сокращенный ИКТ вариант изучения курса (см. вариант II планирования). При таком варианте работы с курсом часть урока ребята будут изучать теоретическую часть и работать с бумажными материалами, а остальное время будут работать за компьютером. Конечно, работая по сокращенной программе, учащиеся не успеют решить все задачи из бумажного учебника, поэтому учителю будет нужно ориентироваться в основном на обязательные задачи курса. Кроме того, время для изучения теоретической части можно экономить за счет проведения уроков, интегрированных с другими предметами.
Тем, кто планирует работать с курсом во 2–4 классах по 68 часов в год и при этом пользоваться средствами ИКТ, предлагается расширенный ИКТ вариант изучения курса (см. вариант III планирования). В этом случае дети смогут выполнить все задачи теоретического курса и компьютерных уроков. Кроме того, ребята смогут поработать во всех компьютерных и бескомпьютерных проектах, а также поработать с клавиатурным тренажером. Таким образом, при расширенном ИКТ варианте работы с курсом учащиеся будут использовать на уроке все бумажные материалы и весь спектр компьютерных материалов.
Дата добавления: 2016-02-02; просмотров: 1262;