Тубарао, 24 марта 1974 г.
Природные катастрофы
НАВОДНЕНИЯ
На первый взгляд причина наводнений кажется ясной: тающие снега, частые штормы, обильные дожди.
Но эти очевидные факторы составляют лишь незначительную часть предпосылок. Наводнение – одно из самых катастрофических стихийных бедствий, известных человечеству. Так, в одном исследовании сообщается, что с 1947 по 1967 гг. от наводнений в результате только разлива рек погибли 173170 человек. Другие факторы, обычно сопровождающие наводнения и включающие еще 18 видов стихийных бедствий таких, как торнадо, ураганы, землетрясения, извержения вулканов, добавили к этой цифре еще 269635 смертей.
Одним из множества факторов является проявляющаяся во времени неизбежность: морские приливы и отливы и бесконечный круговорот воды в природе, во время которого вода из океанов попадает в атмосферу, из атмосферы в виде осадков возвращается на землю, проходит сквозь слои земной поверхности и снова возвращается в океаны. С таким же постоянством, с каким восходит и заходит Луна, воды в реках поднимаются и опускаются. С такой же неизбежностью, с какой происходит смена времен года, совершается круговорот воды в природе. В течение 3 миллиардов лет общее количество воды на Земле и в ее атмосфере остается неизменным. А раз это количество оставалось неизменным на протяжении 3 миллиардов лет, то мы можем смело предположить, что таковым оно останется и в течение следующих 3 миллиардов лет. Конечно, если мы своим безрассудным отношением к мировой экосистеме не нарушим это равновесие, как некоторые другие природные феномены.
Водный баланс и его цикл обусловлены как воздействием солнечного тепла, так и силой земного притяжения, сочетание которых ведет к постоянному круговороту воды в природе. Жидкость испаряется и в виде пара попадает в атмосферу, где конденсируется и снова попадает в землю в виде дождя или снега. Итак, вполне вероятно предположить, хотя от этого можно сойти с ума, что выпитый вами сегодня стакан воды мог плескаться в ванне Клеопатры. Но если такой образ несколько неприятен, то можно вообразить, что вода, находящаяся сейчас в вашем бассейне, когда‑то выпадала в виде снега на войска Ганнибала.
Существует интересное и в какой‑то мере противоречащее научной теории гидрологического цикла (круговорота воды в природе) предположение, что если в какой‑то момент вся вода из атмосферы вдруг окажется на земной поверхности, то она накроет землю всего на несколько миллиметров. Если верить этому (а большинство ученых придерживаются именно такого мнения), значит, Великого Потопа библейских времен, который затопил землю на многие метры, чему есть археологические и исторические доказательства, никогда не было.
В природе гидрологический цикл никогда не проявляет себя регулярно в одном месте. Если бы все было сбалансировано, то мы не знали бы ни засух, ни наводнений. Эта нерегулярность проявляется в разных местах и в разное время. В одних местах воды испаряется больше, в других больше выпадает в виде осадков.
После такого рассуждения можно прийти только к одному выводу: если вы живете близ реки, то рано или поздно переживете наводнение.
Но тогда почему люди строят самые прекрасные города возле рек? Есть два ответа на этот вопрос, две причины: торговля и пища. Начиная с времен царств Месоппотамии, реки были торговыми артериями. Даже баротзелард, племена на северо‑западных, подверженных разливам рек равнинах Замбии, переправляют товары по Замбези. А когда наступает сезон наводнений, они просто перебираются выше и пережидают его.
Что касается пищи, то человечество всегда знало, что аллювиальные почвы (образованные наносом воды) были самыми плодородными, на них получили наиболее богатые урожаи. Согласно одному исследованию, 1,5 миллиарда человек, или одна треть населения земного шара, зависит от урожаев, выращенных на таких почвах. Поэтому нет ничего удивительного в том, что города, поселки, деревни и фермы, как правило, располагаются в речных долинах или на морском побережье. Только в США около 3800 населенных пунктов, в каждом из которых проживает не менее 2500 человек, располагаются на территориях, периодически заливаемых водой.
Но очень часто в таких местах методы хозяйства и сооружения построек усугубляют предрасположенность к наводнениям. Растительный покров удерживает осадки до проникновения в грунт и возвращает их в атмосферу. Уничтожение растительного покрова путем вытаптывания и стравливания пастбищ стадами домашних животных, проведения строительных работ, распахивания земель или безумной вырубки лесов ведет к нарушению этого процесса.
От некоторых характеристик почв также зависят наводнения. Если грунт крупнозернистый и состоит из песка и гравия, дождевые воды впитываются быстро. Если же грунт мелкозернистый и состоит, например, из глины, то внутрь просачивается меньше влаги и ее избыток неизбежен. Раньше или позже и совершенно независимо от характеристик почвы вода достигает уровня менее проницаемых пород, известного под названием уровня грунтовых вод, и начнет выходить на поверхность, также вызывая повышенный сток.
Нет ничего удивительного в том, что наименее проницаемой поверхность земли становится в местах расположения различных сооружений. Почти сплошное бетонирование поверхности не позволяет воде впитываться в землю и, таким образом, в городах создается потенциальная опасность наводнения из‑за повышенного стока воды.
Угроза наводнений заставила человека предусмотреть методы отведения (или сбора) воды, выпавшей с осадками, принесенной приливами, тающим снегом или цунами. Так были изобретены дамбы, плотины и системы отводных каналов. Но ни одно из этих сооружений не в состоянии противостоять крупной катастрофе. Внезапные наводнения или прорывы дамб являются самыми разрушительными и бедственными из всех наводнений. Во‑первых, из‑за непредсказуемости и, во‑вторых, потому что люди, живущие в зоне потенциальной опасности, как правило, трагически пренебрегают ею, развивая в себе чувство ложной самоуверенности.
От вырвавшейся на свободу воды практически нет никакой защиты. Галлон воды весит около 3,8 кг, а наполненная водой ванна (0,76 кубометра) весит три четверти тонны.
А теперь представьте себе, какой астрономически огромный объем этого тяжелого вещества приходится выдерживать бетонным и земляным стенам плотин и дамб. Резервуары водохранилищ вмещают колоссальное количество воды. Озеро Мид за дамбой Гувера на реке Колорадо имеет в длину 185 км, в нем содержится 10,5 триллионов галлонов (примерно 40 триллионов литров) или, как ученые измеряют его в акро‑футах, равно 32 миллионам акро‑футов (1 акро‑фут равен акру земной поверхности, покрытому водой глубиной 1 фут; 1 акр равен 0,405 га, 1 фут равен 30,48 см).
Все хорошо и прекрасно, если дамба удерживает это количество воды. Но кроме объема и веса движущаяся вода обладает еще одной характеристикой – силой. 1 дюйм (2,54 см) дождя, выпавшего с высоты 1000 футов на территории в 1 кв. милю (2,59 кв.км) имеет энергию, равную 60000 тоннам тринитротолуола. Это в три раза больше мощности атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму. Когда такая энергия сосредоточена в одном потоке, он превращается в мощный таран, способный разрушать каменные сооружения и мосты, ворочать многотонными обломками и швырять их, как рассыпавшиеся детские кубики.
Скорость реки в большой степени зависит от силы гравитации. Чем больше объем воды и круче уклон, тем быстрее ее течение. Силы трения, складывающиеся из характера дна реки, воздуха над ее поверхностью да и частичек самой воды между собой, обычно не позволяют ей развивать скорость выше 30 километров в час. Учитывая вышеизложенное, следует сказать, что ее разрушительная сила поразительна.
Итак, сложив все это вместе с естественными силами дождя, сезонных ветров, естественной склонностью гидрологического цикла концентрироваться в определенных районах и другими, человеческими факторами, вы получите полное представление о том, что такое катастрофическое наводнение. Тогда почему при известности этих факторов количество смертных случаев в результате наводнений так трагически велико?
Возможно, потому что люди идут на компромиссы и с жизнью, и с природой. Точно так же, как мы относимся к смерти. Мы думаем, что это не может случиться с нами. Тогда ценой этих компромиссов и иллюзий становятся человеческие жертвы, жизни, уносимые наводнением.
БАНГЛАДЕШ
Июль‑август 1974 г.
Бангладеш – страна с самой высокой плотностью населения в мире и одна из 10 наиболее густонаселенных стран. К тому же, она предрасположена ко всякого рода стихийным бедствиям. С грустью можно отметить, что бедствия и катастрофы случаются здесь практически каждый год. Муссонные дожди каждый год заливают землю, самая высокая точка которой не поднимается более, чем на 900 метров над уровнем моря. Наводнения уносят десятки, а то и тысячи человеческих жизней, миллионы людей оставляют без крова, губят урожай, приводят к болезням и голоду.
Реки Ганг и Брахмапутра несут свои воды к океану через Бангладеш, поэтому даже в благоприятные времена страна состоит из крохотных островков, окруженных реками, каналами и другими водными путями. Это облегчает орошение полей. Наносные земли достаточно плодородны, чтобы обеспечить обильные урожаи риса, орехов кешью и пряностей, на которых наряду с текстильным производством и бумажной продукцией базируется экономика страны.
В прошлом естественное состояние дел вполне поддавалось контролю. Но в последние годы снежный покров в Гималаях, где берут начало обе реки, усилился, идет интенсивная вырубка лесов в Непале. Наносные почвы беднеют, так как из года в год наводнения, вызванные таянием снегов, грязевыми потоками и муссонными дождями, смывают урожай.
В июле 1974 г. муссоны были как никогда сильными. Местные жители отметили, что это были самые сильные дожди за последние 20 лет. 7 из 20 штатов Индии пострадали от серьезных наводнений. К началу августа избыток воды дошел до Бангладеш, и зона дельты, уже пропитанная муссонами, скрылась под водой. К середине августа три четверти страны были охвачены наводнением. При этом 80 процентов летнего урожая погибло, как и посевы основного зимнего урожая. По официальным данным, 40 процентов годового производства продуктов было уничтожено наводнением.
Но эта статистика бледнеет по сравнению с человеческими страданиями, стоически переносимыми жителями сотен деревушек, которые практически были разорены. Некоторые прозорливые семьи построили себе для жилья на близлежащих деревьях бамбуковые платформы.
Отрезанные от остального мира, со скрытыми под водой продовольственными припасами, люди, которые не утонули в августе 1974 г., страдали от голода и болезней. Всего свыше 2000 человек погибли, более одного миллиона получили ранения, и миллионы остались без крова.
В деревне Сунамганж, что в 200 км к северо‑востоку от столицы Бангладеш Дакки, с репортером «Нью‑Йорк Тайме» разговаривал 45‑летний отчаявшийся крестьянин Моххамед Ахмадулла. Его деревня, где проживали 4000 человек, находилась под водой на протяжении целого месяца. Тем временем ее жители ютились на персиковых деревьях и в здании деревенской школы. Их скотина, оставшаяся стоять в воде, высота которой достигала 120 см, погибла.
«Мы могли есть мясо, но нам негде было готовить, – жаловался Ахмадулла западному репортеру. – У нас нет горючего. Наши запасы риса подошли к концу. Мы уже съели семена, отложенные для будущего урожая».
От недоедания сопротивляемость болезням снизилась. Жители Бангладеш стали жертвами тифа и холеры, начавших распространяться в результате застоя воды, ее загрязнения нечистотами. В 2000 лагерей, организованных правительством страны и организациями помощи ООН, смертность от болезней в августе составляла 100 в день. К октябрю 15 миллионов голодающих бедствующей страны остались без жилья, еды и работы. Всего беда затронула судьбу 35 миллионов человек.
Всемирная организация здравоохранения, чтобы начать борьбу с возникшей в сентябре эпидемией холеры, организовала штаб‑квартиру в Дакке. Правительство Бангладеш обратилось с призывом ко всем странам мира оказать помощь в борьбе с голодом. Помощь стала поступать через несколько месяцев, но оказалась слишком растянутой. Люди продолжали страдать от голода и умирать до зимы 1974‑1975 гг.
БАНГЛАДЕШ
Сентябрь‑ноябрь 1988 г.
Повальная вырубка лесов в Гималаях стала, в конце концов, основной причиной опустошительного наводнения в Бангладеш. По оценкам независимых экспертов, было унесено 5000 человеческих жизней. Официальные данные называют цифру 2.1 тысячи. Под водой скрылись три четверти территории Бангладеш, половина населения страны осталась без крова.
* * *
Ужасные наводнения, что в сентябре‑ноябре 1988 г. залили три четверти страны, директором программы развития Бангладеш Международного фонда сельскохозяйственного развития Томом Элхаутом названы «делом рук человеческих». Представители Агентства Спасения ООН охарактеризовали его как «самое страшное стихийное бедствие нашего столетия».
Данные о человеческих жертвах варьируют в зависимости от источника. По оценкам директора благотворительной организации «Оксхам Америка» Джона Хэммока, погибли 5000 человек. Министр иностранных дел Бангладеш Гамайл Рашид Гоудуру назвал 2100 человек. Оба источника сообщили, что водами было скрыто три четверти страны и что половина ее населения в результате половодья рек, вызванного проливными дождями в июне и необычно обильными муссонами в августе, сентябре и октябре, осталась без крыши над головой.
Для Бангладеш ежегодные муссоны являются и проклятием, и благодатью одновременно (см. «Штормы»). Они обеспечивают естественное орошение урожая риса, составляющего основу питания населения Бангладеш. Но причиной катастрофы стало нарушение экосистемы Земли, вызванное в XX веке деятельностью человека. Названный уже Том Элхаут, рассматривая наводнения 1987‑1988 гг., с горечью заметил: «Этот феномен будет повторяться снова и снова. Это только первые два года непрерывной серии катастрофических наводнений».
Причиной наводнения в 1988 г. явилась деятельность человека в Гималаях, в верховьях рек Бангладеш. В результате бесконтрольной вырубки лесов и эрозии почвы были уничтожены барьеры, которые задерживали принесенную муссонными дождями воду. Плотины, построенные для осуществления программ развития, только усугубили обстановку. Леса в Непале вырубались так же безответственно и полностью, как «дождевые леса» на реке Амазонке. С ростом населения в Непале значительно возросла потребность в древесине, леса стали вырубаться быстрее, чем замещались новыми насаждениями. Возрастающее поголовье скота вытаптывало пастбища, внося свой вклад в ускорение эрозии почвы.
Полноводные реки, несущие тонны наносов, ежегодно сливались с реками и ручьями Бангладеш. Русла последних засорялись и они разливались, затопляя сухие участки. В низовьях рек вода, наконец, попадала в Бенгальский залив. Возникшие преграды замедляли течение рек в такой степени, что влекомые наносы не доходили до гавани Калькутты, а оседали на речное дно. Эти отложения в свою очередь способствовали задержке воды на территории страны и еще больше усугубляли предрасположенность к наводнениям.
Следует добавить, что дополнительные трудности создавались невозможностью кооперации между соседними странами: Бангладеш, Индией, Непалом, Буттаном, Тибетом и Китаем. Договориться не могли из‑за нежелания Индии делиться властью (энергией) в этом районе. Итак, предпосылки к катастрофе имели международное происхождение.
Свои опасения высказал азиатский региональный менеджер CARE Томас Драхман после того, как облетел на вертолете эту зону: «Мне очень не хочется преувеличивать, но, похоже, что это станет самым крупным стихийным бедствием века».
Для деревенских жителей, нашедших приют на крышах домов или верхушках деревьев, которым приходилось вести неустанную борьбу со спасавшимися там же ядовитыми змеями, так оно и было. В деревне Никозия (округ Бхола) 350 человек утонули, а остальным пришлось несколько дней обходиться без пищи. Одиннадцатилетняя девочка по имени Фаджилатунеса рассказала репортерам «Нью‑Йорк Таймс», что она четыре дня продержалась на небольшой пачке печенья.
От голода никто не умер, потому что в стране были сделаны большие запасы продуктов именно на такой случай. Но тысячи людей остались без крова, и тысячи погибли от болезней. Только в одной Бхоле 70000 человек лишились жилья. По оценкам специалистов, 3 миллиона жителей страны страдали от диареи и дизентерии.
В результате наводнения более 85 процентов населения потеряли работу. Из‑за разрушений фабрик и заводов экономическая жизнь страны остановилась. Большая часть поголовья скота и урожая была уничтожена.
По иронии судьбы пронесшийся в это время над Ямайкой ураган «Жильбер» всецело овладел вниманием большинства международных агентств оказания помощи пострадавшим, поэтому внимания и помощи пострадавшим в Бангладеш оказалось недостаточно. США выделили для Ямайки 125 миллионов долларов и только 3,6 миллиона – для Бангладеш. Япония стала самым значительным донором: она выделила 13 миллионов долларов и послала в район бедствия спасателей. Те вместе с сотрудниками из частных агентств спасения и организаций ООН внесли свой вклад в почти безнадежное дело восстановления и оживления страны.
БРАЗИЛИЯ
Тубарао, 24 марта 1974 г.
200 человек погибли и 100000 человек остались без крова, когда 24 марта 1974 г. вздувшаяся от проливных дождей река Тубарао вышла из берегов и затопила город Тубарао (Бразилия).
* * *
Тубарао – небольшой городок с населением в 65000 человек, разместившийся в одной из последних излучин реки Тубарао перед ее впадением в воды Атлантического океана. Обычно река спокойно несет свои воды мимо города к находящемуся поблизости устью.
В марте 1974 г. обильные ливни превратили спокойную реку в буйный поток. Дожди, лившие дни и ночи напролет, вызвали полноводье рек и речушек по всей Бразилии. И 24 марта во время высокого прилива переполненная водой река вышла из берегов. Лишившись привычного русла, река превратилась в разгневанного гиганта, крушащего дома в пригороде Сан‑Жоаса. Под обломками одного из домов, стоявшего на берегу реки, погибли 50 человек. В течение нескольких минут улицы города были затоплены, первые этажи зданий залила вода. 200 человек утонули, и свыше 100000 человек перебрались этажами выше.
Окрестные фермы понесли значительный урон. Свыше 8000 голов скота погибло. Был смыт и унесен в океан поспевающий урожай риса, картофеля, кукурузы и маниоки. Хозяйству региона был нанесен материальный ущерб на сумму в 250 миллионов долларов.
ГАИТИ
Октября 1985 г.
Более 2000 человек погибли во время наводнения, вызванного ураганом, пронесшимся над Гаити 22 октября 1985 г. (см. «Ураганы»).
* * *
Ураган «Булавка для волос», получивший свое название с учетом пути его следования, обрушил на Ямайку свою мощь лобовым ударом. За короткое время он вылил на остров огромные массы воды, которая переполнила русла рек и ручьев, застала врасплох фермеров на полях.
Именно работавшие на полях люди и составили основную часть жертв наводнения. Материальный ущерб, нанесенный плантациям, составил 2 миллиона долларов. На протяжении нескольких дней трупы людей и животных плавали в стоячих водах на полях, превратившихся в зловонное внутреннее море.
ГЕРМАНИЯ
Дата добавления: 2016-01-26; просмотров: 676;